Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Соймина Галина Юрьевна

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста:  «Дятел – президент зимующих птиц».

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

Развивать внимание и память детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умения детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая её за счёт однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово- предмет, слово- признак, слово- действие.

Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Материал:

  • Картинки: «Ворона», «Воробей», «Снегирь», «Синица», «Сова», «Клёст», «Дятел», «Сорока», «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».
  • Аудиокассета: любая спокойная музыка.
  • Цветные карандаши.
  • Схема (в центре круг, в котором нарисован дятел, от него идут восемь стрелочек с кружками, внутри которых цифры от 1 до8).

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
  • Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Маленький лесовод», Г. Снегирёв «Дятел».
  • Игра «Собери птицу». Закрепление в памяти детей названия частей птиц и того, для чего нужна каждая часть.
  • Беседа «Зимующие птицы нашего края».
  • Слушание аудиозаписи «Птицы в лесу».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю президента выбирали? (Да).

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент? Назовите слова – признаки.  (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким …).

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали … кто? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст).

Воспитатель выставляет картинки  с изображением этих птиц на наборное полотно.

Воспитатель: Угадали. Как можно назвать их всех? (Зимующие птицы).

Воспитатель: Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова недобрая хищная птица. Она может обижать и птиц и зверей. Днём она спит, а ночью охотится.

Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться.

Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может в это время представлять зимующих птиц.

Воспитатель убирает картинки: «Сова», «Клёст», «Снегирь».

Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да).

Игра – конкурс «Птичьи моды».

Воспитатель: Повторяйте за мной.

На одной ножке покручусь

И в зимующую птицу превращусь.

Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают двигаться по группе, изображая птиц – модниц. Воспитатель время от времени выключает музыку. В это время дети – птицы принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.

Воспитатель: Именно так всё и было. Конкурс – показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне.

Воспитатель убирает картинки: «Ворона», «Воробей». Остаются картинки: «Сорока», «Синица», «Дятел».

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?

Дети: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья у неё чёрные, а жилеточка – белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.

Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузочка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.

Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях – рукавичках – белые крапинки.

Рубашка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.

Воспитатель выставляет картинки: «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У Сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты. Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

У Дятла большое глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

Дятел выдалбливает дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё – таки два самых тёплых, сухих, уютных гнезда.

Как вы думаете, чьи они были? (Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).

Воспитатель убирает картинки: «Гнездо синицы» и «Синицу».

Воспитатель: Чтобы зрители  - птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».

Воспитатель: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча. Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют. Стараясь не нарушать ритм.

Воспитатель: А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь также отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.

Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.

Воспитатель: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте так повеселиться и вы.

Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».

Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя  руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают вправо – влево.

Воспитатель: В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?

Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.

Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.

Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран … (Дятел).

Воспитатель убирает картинку «Сорока».

Воспитатель: Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла – рассказ о нём. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе президента. Вы согласны им помочь? (Да).

Воспитатель: Садитесь на свои места. Составить и запомнить рассказ вам помогут схемы – помогалочки. Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению – нашим друзьям  зимующим птицам. Посмотрите на картинку. Кто это? (Дятел).

У детей листочки бумаги. В центре круг, в котором нарисован дятел. От этого круга идут восемь стрелочек и нарисованы круги с цифрами от 1 до 8.

 

Воспитатель: Какой дятел? (Зимующий, большой, пёстрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный).

Воспитатель и дети пишут в кружке № 1 знак «?».

Воспитатель: Как он выглядит? (У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях–рукавичках – белые крапинки. Рубашка у него белая, а на ней крапинки чёрные. На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель и дети рисуют в кружке № 2 треугольники красного, белого и чёрного цветов.

Воспитатель: Назовите части его тела. (У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками. Очень интересный язык. Он длинный с зазубринами, с его помощью дятел достаёт из-под коры насекомых. У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки).

Воспитатель и дети пишут в кружке № 3 букву «Ч».

Воспитатель: Чем питается дятел? Как он это делает? (Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Ещё дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Найдёт в лесу дерево с расщелиной и устроит на нём свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину; все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой).

Воспитатель и дети рисуют в кружке № 4 жуков, червяков, и шишку.

Воспитатель: Какие звуки издаёт дятел? (Дятлы не поют, только кричат. А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!». Поэтому дятла называют лесным барабанщиком.

Воспитатель и дети рисуют в кружке № 5 барабан с палочками.

Воспитатель: Как дятлы ухаживают  за своими птенцами? (Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками. Сухой травой, листьями,                  перьями и пухом. Там у них вылупляются птенцы. Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать).

Воспитатель и дети  рисуют в кружке № 6 головки маленьких птенчиков с раскрытыми клювиками.

Воспитатель: Какую пользу приносят дятлы? (Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу — значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклёвывает шишки, некоторые семена падают на землю. Из них могут вырасти новые деревца).

Воспитатель и дети рисуют в кружке № 7 лиственное и хвойное деревья.

Воспитатель: Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече. (Рассказы детей).  

Воспитатель и дети рисуют в кружке № 8 себя или пишут букву «Я».

Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.

Воспитатель: Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"

Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении  сказок, решении проблемных ситуаций.  Использование песочного стола.Некоторая  часть деятельности отовд...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...