Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Мартыненко Любовь  Петровна

Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении  сказок, решении проблемных ситуаций.  Использование песочного стола.

Некоторая  часть деятельности отовдится для исследования предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 Кронштадтского района

 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи у детей среднего дошкольного  возраста

«Мы сказку сочинили сами»

(с использованием современных образовательных технологий: проблемные  ситуации, игровые технологии, экспериментальная деятельность здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ,)

Мартыненко Любовь Петровна

Воспитатель ГБДОУ №14

 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург  2016  г.

Цель: создание условий для развития познавательно - речевой активности и совершенствование познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать приемам сочинения сказок и приему наоборот
  • формировать умение грамотно строить предложения
  • Систематизировать представления о жанре сказка
  • Формировать опыт деятельности по исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ним
  • Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; в подборе антонимов

Развивающие:

  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения
  • Развивать навыки фантазирования
  • Развивать эмпатию у детей
  • развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и память, навыки балансирования.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, творческое воображение
  • развивать нравственные качества у детей - взаимовыручка, вежливость

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое

 

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска SMART (Игра «Лиса и колобок», «Чей хвост»? ), игрушка Кролик, волшебная палочка, волшебный клубок ниток, мяч, игрушки разной формы для опыта «катится-не катится», бобы, коробка-колобок для игры «накорми колобка», колобок из пластилина, колобок из глины, стол для экспериментирования с емкостью с водой, бросовый материал для переправы колобков, песочный  стол, картинки для пересказа сказки «Колобок».

Проектирование:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за свойствами  глины и пластилина во время лепки (пластичные, мягкие)
  2. Чтение сказки ” Колобок” и использование обыгрывания с настольным театром.
  3. рассматривание иллюстраций о животных, повторение скороговорок.
  4. Чтение сказок с использованием приемов сочинения сказок
  5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности», Игры с песочным столом «Песочный круг», «Узоры на песке»

Ход деятельности

В: Ребята, я вчера  вечером читала сказку своей дочке. Угадайте какую.

Появляется игрушка Кролик.

И: Я тоже умею сочинять сказки. Послушайте, снесла курочка яичко и бабушка сделала омлет.

В: Ребята, как вы думаете, эта сказка?

Д: Нет

И: Почему  не сказка?

Д: Потому что в сказке все происходит не по правде. В сказке бывают чудеса.

В: Ребята правы.  В сказке происходят необычные вещи, животные разговаривают, ведут себя как люди, появляются волшебные предметы.

Например, волшебная палочка.

Давайте сейчас немного поиграем в замри-отопри.

Тот, до кого я дотронусь палочкой должен замереть и не двигаться. Любой другой  может расколдовать и оживить его – дотронувшись рукой .

Игра «Замри-отопри»

В: Ребята, помните, я  вас  просила угадать какую сказку мы читали с  дочкой? Задавайте вопросы, я буду отвечать на  них и подсказывать вам.

Дети угадывают сказку, задавая вопросы.

В: Правильно. Колобок. Эта наша  самая любимая сказка. Обычно сказки хорошо закачиваются, а это грустно. Нам с дочкой так жалко  Колобка,  он был веселым. Поэтому мы любим  придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись. Ребята,  хотите я  вас научу так  придумывать?

Д: Да

В: Но сначала давайте вспомним приключения Колобка.

Игра «Клубок сказок»

Ребята, я держу в руках волшебный  клубок. Он превращает в сказочников тех, кто его держит в руках.

Чтобы нам было удобно играть,  присядьте,  пожалуйста  в круг. Я буду говорить  первые два-три предложения  сказки. Затем покачу  клубок кому то из вас  и задам  вопрос: что было дальше? К  кому прикатится клубок - должен продолжить сказку с того места, где я остановилась и вернуть мне клубок.

(Воспитатель повторяет слова, сказанные ребенком и катит клубок следующему с вопросом: что было дальше? Игра продолжается до тех пор, пока не закончится сказка)

В: Давайте, пока  не будем  говорить о том, что  Колобка съела  лиса, а  поиграем как будто  Колобок  от нее сбежал.

П/и «Колобок и лиса» (Под изображение на экране)

Колобок катиться (музыка веселая)– дети бегают и подпевают,

Появляется лиса (музыка громкая) – дети прячутся, садятся на стульчики.

И: В игре Колобок смог убежать и лиса  его  не съела. А почему в сказке лиса захотела съесть Колобка? Какой он был?

Д: Вкусный, румяный, аппетитный

И: Может быть свойства Колобка  стоит изменить на противоположные? Если он станет не вкусным,  не румяным, не аппетитным- лисе его съесть не захочется?

В: Правильно говоришь Кролик. А как  Колобок  может стать не вкусным?

Д: Посыпать солью, обвалять в муке, залезть в лужу, прокатиться  через муравейник, сделать колючки (дети отвечают с помощью воспитателя)

В: Давайте поменяем свойства Колобка  и сыграем в игру «Скажи  наоборот»

Игра «Скажи  наоборот»

В: Я бросаю мяч и называю слово, вам нужно поймать его и сказать слово наоборот(большой - маленький, веселый - грустный, добрый – злой, мягкий – твердый, ароматный – вонючий, аппетитный -  неприятный, сладкий - горький, вкусный – не  вкусный/безвкусный)

В: Вот если бы  в сказке Колобок сделал  так, как мы сказали, он смог бы укатиться от лисы?

Д: Да

И: А почему колобок катится? А если бы бабушка испекла бы квадратный колобок? (прямоугольный, как кирпичик хлеба; овальный как этот батон – показ игрушек).

Проведение опыта Катится/не катится

Каждый ребенок катит предмет разной формы, выясняем какой формы предметы могут катится

Д: Колобок катится потому что он круглой формы, предметы только  круглой формы могут  катится.

В:  Все верно. Ребята, вспомним, новое приключение колобка. Он  ушел от лисы и покатился по тропинке дальше.

В: Кого он мог встретить на  своем пути?

Д: Разнообразные ответы детей

В: Посмотрите, как легко можно изменить сказку – добавить  новых сказочных героев.

И: Колобок так долго катится.  Мне кажется он проголодался.

В:  Ребята, нужно  накормить колобка

Дидактическая игра «Накорми колобка»

В: Ребята, бобы – это витамины, их нужно положить колобку в рот по одному.

Проговаривая стихотворение

Кушай, кушай Колобок,

Чтоб катиться дальше мог!

Дети поочередно выполняют задание: кладут бобы в прорезанное отверстие – рот. Проговаривают стихотворение:

Кушай, кушай Колобок,

Чтоб катиться дальше мог!

В: Колобок очень доволен и благодарен вам. Посмотрите кого встретил Колобок?

Воспитатель показывает двух колобков, сделанных из пластилина и глины.

В: Из чего сделаны эти колобки?

Д:  Из пластилина и глины.

И: Колобок встретил новых друзей и  они покатились по дорожке.  И прикатились к «озеру»  (стол для опытов с водой). Остановились, призадумались, что же им делать? Как на другой берег перебраться?

Опыт «Плавает-тонет»

 Подбор материалов для «переправы» (линейки разной длины, губка, крышка и пр.) . Выводы: общие свойства глины и пластилина – тяжелые, тонут в воде ; отличия – пластилин в воде не намокает и не меняет своих свойств, водичка чистая ; глина в воде намокает, вода становится мутной, из размокшей глины лепить нельзя).

В: Спасибо, с вашей помощью  колобки перебрались на другой берег. Ребята, пока  мы путешествовали с колобками, посмотрите, что случилось. Хвосты  животных убежали и  спрятались от них. Поможем вернуть их на места?

Д: Да

Игра «Чей хвост»? (с помощью  Smart board )

Отвечая на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – заячий… и т. д

Дидактическая игра «Настроение колобка»(с помощью песочного стола)

В: Ребята, вы такие отзывчивые, помогли всем животным, я  горжусь вами. Вы  знаете, я хочу, чтобы колобок никогда не грустил. Давайте подарим ему улыбку. Нарисуйте на песочном столе колобка, который улыбается, проговаривая стихотворение по ходу выполнения действий:

Улыбайся, Колобок,

Чтоб катиться дальше мог!

В: Как хорошо, когда все  улыбаются, сразу появляется хорошее настроение

Ребята, давайте закончим сказку добрым концом? Давайте вспомним нашу новую сказку про Колобка.
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание переделанной сказки.

В: Ребята,  вам понравилась такая сказка?

Д: Да

В: Ребята, вы настоящие сказочники. Я хочу каждому подарить блокнотики, чтобы там вы  рисовали свои новые сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы. В гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.В гости  к  русской народной сказке «Заюшкина избушка»Образовательная область: речевое развитиеВид д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Заюшкина избушка»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы

Тема: «Путешествие в сказочную страну»Интегрированное занятие по развитию речи по сказке "Заюшкина избушка"...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»...