Конспект открытой организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы "Звуковая культура речи: звук Ч"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

«Звуковая культура речи: звук Ч»

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • Подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
  • Добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать фонематическое восприятие;
  • Продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
  • Развивать высшие психические функции детей;
  • Развивать музыкальные способности детей, расширять представления детей о неречевом звуке — звуке стука колёс паровоза.

         Оборудование: паровозик,  аудиозаписи, вата (на снежинки).

Ход ООД

Организационный момент

Стихотворение «Напоминалочка»

                        Говорим всегда красиво:

                        Тихо и неторопливо.

                        Ясно, чётко говорим,

                        Потому что не шумим!

                        Наши ушки слушают,

                        Наши глазки смотрят,

                        Ручки нам помогают,

                        Ножки нам не мешают.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу.

-Что это? (Паровоз). Правильно. Ой, а что это? Послушайте (Звучит фонограмма - звук паровоза)

Появляется игрушка паровоз.

- Как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие? ( На паровозе) Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком. Приготовились? Поехали! (Звучит фонограмма «Песня паровозика»)

Дети с педагогом имитируют движение руками и поют.

- Приехали! Вагончики паровозик отцепил (Дети садятся)

Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику

         - Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

Артикуляционное упражнение «Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок

Делает вот так – молчок!

Челюсть нижняя вниз

Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем!

Рот закрываем, открываем.

- А теперь поиграем в игру. Но для начала скажите: Какое время года у нас сейчас? (Зима) И с неба падают ……(снежинки). Я каждому на ладошку положу снежинку и вам нужно ее сдуть. Итак, начали… молодцы!  (Каждому ребенку раздается по кусочку ватки)

- Теперь я вижу, вы готовы.

 

- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч Посмотрите, как правильно произносить звук Ч: губки округлены, зубки не смыкаются, язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок»  и с силой произносим звук Ч. Наш звук играет с ветерком. Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

- Произносим все вместе.  Теперь каждый  по отдельности (отрабатываем правильное произношение звука: по частоте его произношения и силе)

 – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

– Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

– И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: чай… чародей… волшебник… чаща… чертенок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать.

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

Физкультминутка

Перед зеркалом стою

Стоят прямо.

И себя не узнаю

Качают головой.

Ставлю руки на бочок:

Ставят руки на пояс.

Я − отважный морячок.

Правая нога - на носок, подбородок вверх.

Вы еще не сели, а теперь качели.

Соединяют руки, качают ими влево-вправо.

Ну-ка угадай-ка, что за птица? Чайка.

Машут руками, как крыльями,

Только ночка началась,

Кисти рук заострены вверх.

В небе звездочка зажглась        

Руки в стороны, ноги широко расставлены.

- Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (Ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч а на небе яркий луч.

- Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (Ответы детей)  Отвечаем по одному. Если знаете ответ, поднимайте руку.

Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.

Итог занятия

- С каким звуком мы играли? (Ответы детей). 

- Покажем паровозику как мы научились его произносить! (Ответы детей). 

- Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся. (Под песенку паровоз уезжает домой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Рекс и его друзья»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы«Рекс и его друзья» Цель: Обобщение и систематизация знаний о домашних животных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.     Материал: кукла Звукознайка, предметы в ...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "В поисках Деда Мороза"

Что бы спасти Деда Мороза, дети преодолевают препятствия ввиде заданий по развитию речи, тем самым развивая речь, умение составлять рассказ по картине,учатся слушат друг друга, задавать вопросы....