Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бернотене Татьяна Алексеевна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей с ЗПР «Зимняя сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitiya_rechi_3.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Зимняя сказка»

для детей с ЗПР старшей группы.

Цель: обогащение словарного запаса; активизация словаря по теме «зима».

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде числе, падеже; упражнять в составлении предложений по картинно-графическому плану.

Коррекционно-развивающие. Развивать мелкую моторику; зрительное восприятие, внимание, память; навыки   слогового анализа.

Воспитательные. Воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.

Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты; магнитофон, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», вырезанные из бумаги снежинки с наклеенными на них текстами загадок (по количеству детей); карточки-дорожки с геометрическими фигурами; графические картинки к составлению предложений; снежинки к игре; картинки для деления детей на команды, голубые и синие серебристые снежинки.

Ход НОД.

Входят в группу под музыку Чайковского П.И.

Воспитатель: Ребята, о чём мы будем с вами говорить вы мне сами скажете, когда соберёте картинки. (собирают картинки: снежинка, снеговик). Догадались о чём мы будем с вами говорить? (о зиме). Правильно мы будем говорить с вами о сказочно красивом времени года, о зиме. Посмотрите, сколько снега намело, ой, а снежинки непростые, на них что – то написано

. Дефектолог каждому ребенку читает загадку, дети говорят ответы.

1.Отгадывание загадок. Загадки написаны на снежинках, снежинки лежат на стульях.

2.Развитие мелкой моторики, дыхания. Мы снежинки держали, руки заморозили, давайте их погреем.

Руки в кулачок сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем.

Все снежинки мы с них сдуем.

    Каждый пальчик мы возьмем,

    Сильно на него нажмем.

3.Д\ игра «Укрась слово»

Ход игры. Детям предлагается существительное и ставится задача: что надо о придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному.  слово. (слова: снежинка, зима, снеговик, Елка, горка, лед, сосулька и т д.)

4.Координация речи и движения: «Зимние забавы»

5.Составление рассказа о зиме по картинно

Вы ребята много знаете о зиме, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали. (снежинки)

Мы, превратимся, в снежинки сказав волшебные слова:

Вокруг себя повернись и в снежинку превратись.

Полетели снежинки над лесами, над высотными домами.

(Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку).

6.Развитие зрительного восприятия.

Ребята мы с вами очутились в зимней сказке, а вот там, вдали я вижу волшебную поляну. Но чтобы до неё добраться, не провалиться в глубокий снег, командам нужно проложить к ней тропинку из геометрических фигур.

(показывает карточки с нарисованными геометрическими фигурами).

(Дети называют фигуры и выкладывают «Тропинку» на полу из больших геометрических фигур).

7. Подбор однокоренных слов.

Ну вот мы и на поляне. Ребята Снегурочка рассказала мне, что на поляне был сильный ветер и раздул весь снег с деревьев. Деревья могут замерзнуть. Но мы ребята, поможем Снегурочке, ведь мы в сказке и здесь возможно все! От какого слова получилось имя Снегурочки? А от этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку, снежинками.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою)

На поселки, на лужок

Выпал беленький…(снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили (снежком)

    Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик).

Рядом снежная фигурка, эта девочка - …(снегурка).

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой.

Вот мы и укрыли елочку снегом. Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы её укрывали.

Воспитатель: Ой, ребята, а в этом лесу кто-то живет

8.Д\ игра «Чей домик?».

Ход игры. 

В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (лисий)

-В другом доме живет медведь. Чей дом? (медвежий)

-В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (волчий)

-Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (заячий)

-А в этом домике хрюкает кабан. Чей дом? (кабаний)

-А в этом дупле живет белка со своей семьей. Чей дом? (беличий)

Воспитатель. Молодцы! А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.

Вокруг себя повернись,

В детский сад возвратись.

Итог:

 И так мы сегодня в нашем путешествии говорили о красивом времени года (зиме).

 - Чем вам понравилось наше путешествие?

Какое у вас настроение?

ВЫ большие молодцы и справились со всеми заданиями на нашем пути. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы. В гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.В гости  к  русской народной сказке «Заюшкина избушка»Образовательная область: речевое развитиеВид д...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Сочиняем сказку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Зимняя одежда и обувь»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18581246","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18581390","...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с элиментами сказкотерапии.Целью данного занятия является развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошнольного возраста посредством ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализации по мотивам сказки «Рукавичка» (старшая группа)

Цель: Формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.Задачи:Образовательные.- закреплять у детей знания наро...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Сочиняем сказку»

Конспект  образовательной деятельностипо развитию речидля детей старшего дошкольного возраста«Сочиняем сказку»...