Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Сочиняем сказку»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Гнатишина Наталия Алексеевна

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33

    СТ. КАВКАЗСКАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

     

     

     

     

    Конспект 

    образовательной деятельности

    по развитию речи

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Со­чи­ня­ем сказ­ку»

     

     

     

     

     

     

                                                                                    

                                               

     

                                        

                                                                                        Подготовила:

    воспитатель Гнатишина Н.А.

    2017 год

     

     

     

    Цель: фор­ми­ро­ва­ние у детей на­вы­ков со­став­ле­ния связ­но­го раз­вёр­ну­то­го вы­ска­зы­ва­ния с эле­мен­та­ми твор­че­ства.

    За­да­чи:

    — раз­ви­вать связ­ную речь;

    — фор­ми­ро­вать уме­ние пра­виль­но от­ве­чать на во­про­сы;

    — фор­ми­ро­вать уме­ние при­ду­мы­вать сказ­ку на за­дан­ную тему, пе­ре­да­вать

    спе­ци­фи­ку ска­зоч­но­го жанра;

    — вос­пи­ты­вать лю­бовь к уст­но­му на­род­но­му твор­че­ству.

    Сло­варь:

    — упраж­нять в под­бо­ре си­но­ни­мов, опре­де­ле­ний и срав­не­ний;

    — ра­бо­тать над упо­треб­ле­ни­ем су­ще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных жен­ско­го

    и муж­ско­го рода.

    Пред­ва­ри­тель­ная ра­бо­та:
    чте­ние рус­ских на­род­ных ска­зок, рас­смат­ри­ва­ние ил­лю­стра­ций, ри­со­ва­ние ил­лю­стра­ций по сказ­кам для укра­ше­ния зала.

    Ход:

    Ӏ. Ор­га­ни­за­ци­он­ный мо­мент

    — Се­год­ня я при­гла­шаю вас со­вер­шить пу­те­ше­ствие в уди­ви­тель­ную стра­ну ска­зок. Вы по­па­дё­те в эту стра­ну тогда, когда от­га­да­е­те на­зва­ния ска­зок по их от­рыв­кам.

    «Я по ко­ро­бу скре­бен,

    По су­се­ку метён,

    На сме­тане мешон,

    На окош­ке сту­жон;

    Я от де­душ­ки ушел,

    Я от ба­буш­ки ушел»

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Ко­ло­бок»)

    " А Ма­шень­ка из ко­ро­ба:

    — Вижу, вижу!

    Не са­дись на пенёк,

    Не ешь пи­ро­жок!

    Неси ба­буш­ке,

    Неси де­душ­ке«

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Маша и мед­ведь»)

    «Бы­ва­ло сядут дру­зья за стол — не на­хва­лят­ся.

    Во­ро­бей го­во­рит:

    — Эх, щи так щи, до чего хо­ро­ши да жирны!

    А блин ему в ответ:

    — А я, блин мас­ле­ный, оку­нусь в гор­шок, да вы­ле­зу — вот щи и жир­ные»

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Кры­ла­тый, мох­на­тый да мас­ле­ный»)

    " О чем, зай­чик, пла­чешь?

    А зай­чик го­во­рит:

    — Как же мне не пла­кать?

    Была у меня из­бен­ка лу­бя­ная, а у лисы ле­дя­ная; по­про­си­лась она ко мне, да

    меня и вы­гна­ла«

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «За­юш­ки­на из­буш­ка»)

    «Я мыш­ка-но­руш­ка, а ты кто?

    — А я ля­гуш­ка — ква­куш­ка.

    Сту­пай ко мне жить.

    Стали они жить вдво­ем»

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Те­ре­мок»)

    «Шёл бык лесом, по­па­да­ет­ся ему нав­стре­чу баран.

    -Куда, баран, идешь? — спра­ши­ва­ет бык.

    — От зимы лето ищу, — го­во­рит баран.

    Пой­дем со мною!

    Вот пошли они вме­сте»

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Зи­мо­вье зве­рей»)

    " Ли­сич­ка села ему на спину, он её и понёс. Вот ли­сич­ка — сест­рич­ка сидит, да по­ти­хонь­ку и го­во­рит: «Битый неби­то­го везёт. Битый неби­то­го везёт»

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «Ли­сич­ка — сест­рич­ка и серый волк»)

    " Про­ру­бил лёд, за­черп­нул ведра и по­ста­вил их, а сам гля­дит в про­рубь. И уви­дел Емеля в про­ру­би щуку. Из­лов­чил­ся и ухва­тил щуку в руку:

    — Вот уха будет слад­ка«

    (рус­ская на­род­ная сказ­ка «По щу­чье­му ве­ле­нью»)

    Вы спра­ви­лись с за­да­ни­ем и ока­за­лись в стране ска­зок.

    ӀӀ. Ос­нов­ная часть

    — Ре­бя­та, а вы зна­е­те кто со­чи­ня­ет сказ­ки?

    Ответ детей: «Народ или автор»

    — Если сказ­ки со­чи­ня­ет рус­ский народ, то какие это сказ­ки?

    Ответ детей: «Рус­ские на­род­ные»

    — А вы смог­ли бы со­чи­нить сказ­ку? А пе­ре­де­лать ста­рую сказ­ку на новый лад? Об­ра­тим­ся за по­мо­щью к вол­шеб­но­му ку­би­ку. Какую сказ­ку он нам по­ка­жет, ту мы и будем пе­ре­де­лы­вать.

    (На гра­нях ку­би­ка кар­тин­ки из ска­зок «Ко­ло­бок», «Ку­роч­ка ряба», «Три Мед­ве­дя», «Репка», «Три мед­ве­дя», «За­ячья из­буш­ка»)

    ӀӀӀ. При­ду­мы­ва­ние сказ­ки по пред­ло­жен­но­му плану и на­прав­ля­ю­щим во­про­сам

    При­мер­ный план сказ­ки.

    На­зва­ние сказ­ки

    На­ча­ло сказ­ки

    Глав­ный герой сказ­ки

    ӀV. Физ­ми­нут­ка

    Игра «Море вол­ну­ет­ся раз, море вол­ну­ет­ся два, море вол­ну­ет­ся три ска­зоч­ная фи­гу­ра замри» (Дети стоят в кругу, один ре­бё­нок в цен­тре круга. Он по­ка­зы­ва­ет фи­гу­ру. Дети по­вто­ря­ют дви­же­ния).

    V. Мо­де­ли­ро­ва­ние сю­же­та сказ­ки с по­мо­щью на­гляд­ной схемы

    VӀ. Рас­ска­зы­ва­ние сказ­ки по фраг­мен­там

    Дети вста­ют в круг, пе­ре­да­вая друг другу мяч, рас­ска­зы­ва­ют сказ­ку.

    Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния, со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм речи, про­яв­ле­ние эле­мен­тов твор­че­ства.

    VӀӀАна­лиз сказ­ки

    Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на по­сле­до­ва­тель­ность из­ло­же­ния, со­блю­де­ние грам­ма­ти­че­ских норм речи, про­яв­ле­ние эле­мен­тов твор­че­ства.

    — Чему нас учит эта сказ­ка?

    — По­нра­ви­лось ли вам со­чи­нять сказ­ки?

    — Кому бы вы хо­те­ли рас­ска­зать эту сказ­ку?

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinyaem_skazku.docx19.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33

    СТ. КАВКАЗСКАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

    Конспект  

    образовательной деятельности

    по развитию речи

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Сочиняем сказку»

                                                                                     

                                               

                                         

                                                                                        Подготовила:

    воспитатель Гнатишина Н.А.

    2017 год

    Цель: формирование у детей навыков составления связного развёрнутого высказывания с элементами творчества.

    Задачи:

    — развивать связную речь;

    — формировать умение правильно отвечать на вопросы;

    — формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать

    специфику сказочного жанра;

    — воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Словарь:

    — упражнять в подборе синонимов, определений и сравнений;

    — работать над употреблением существительных и прилагательных женского

    и мужского рода.

    Предварительная работа:
    чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рисование иллюстраций по сказкам для украшения зала.

    Ход:

    Ӏ. Организационный момент

    — Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в удивительную страну сказок. Вы попадёте в эту страну тогда, когда отгадаете названия сказок по их отрывкам.

    «Я по коробу скребен,

    По сусеку метён,

    На сметане мешон,

    На окошке стужон;

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел»

    (русская народная сказка «Колобок»)

    " А Машенька из короба:

    — Вижу, вижу!

    Не садись на пенёк,

    Не ешь пирожок!

    Неси бабушке,

    Неси дедушке«

    (русская народная сказка «Маша и медведь»)

    «Бывало сядут друзья за стол — не нахвалятся.

    Воробей говорит:

    — Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны!

    А блин ему в ответ:

    — А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу — вот щи и жирные»

    (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»)

    " О чем, зайчик, плачешь?

    А зайчик говорит:

    — Как же мне не плакать?

    Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да

    меня и выгнала«

    (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

    «Я мышка-норушка, а ты кто?

    — А я лягушка — квакушка.

    Ступай ко мне жить.

    Стали они жить вдвоем»

    (русская народная сказка «Теремок»)

    «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран.

    -Куда, баран, идешь? — спрашивает бык.

    — От зимы лето ищу, — говорит баран.

    Пойдем со мною!

    Вот пошли они вместе»

    (русская народная сказка «Зимовье зверей»)

    " Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка — сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт. Битый небитого везёт»

    (русская народная сказка «Лисичка — сестричка и серый волк»)

    " Прорубил лёд, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

    — Вот уха будет сладка«

    (русская народная сказка «По щучьему веленью»)

    Вы справились с заданием и оказались в стране сказок.

    ӀӀ. Основная часть

    — Ребята, а вы знаете кто сочиняет сказки?

    Ответ детей: «Народ или автор»

    — Если сказки сочиняет русский народ, то какие это сказки?

    Ответ детей: «Русские народные»

    — А вы смогли бы сочинить сказку? А переделать старую сказку на новый лад? Обратимся за помощью к волшебному кубику. Какую сказку он нам покажет, ту мы и будем переделывать.

    (На гранях кубика картинки из сказок «Колобок», «Курочка ряба», «Три Медведя», «Репка», «Три медведя», «Заячья избушка»)

    ӀӀӀ. Придумывание сказки по предложенному плану и направляющим вопросам

    Примерный план сказки.

    Название сказки

    Начало сказки

    Главный герой сказки

    ӀV. Физминутка

    Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три сказочная фигура замри» (Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре круга. Он показывает фигуру. Дети повторяют движения).

    V. Моделирование сюжета сказки с помощью наглядной схемы

    VӀ. Рассказывание сказки по фрагментам

    Дети встают в круг, передавая друг другу мяч, рассказывают сказку.

    Обращается внимание на последовательность изложения, соблюдение грамматических норм речи, проявление элементов творчества.

    VӀӀАнализ сказки

    Обращается внимание на последовательность изложения, соблюдение грамматических норм речи, проявление элементов творчества.

    — Чему нас учит эта сказка?

    — Понравилось ли вам сочинять сказки?

    — Кому бы вы хотели рассказать эту сказку?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

    Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

    Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

    В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...

    Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"

    Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении  сказок, решении проблемных ситуаций.  Использование песочного стола.Некоторая  часть деятельности отовд...

    Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»

    Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ах, ты зимушка-зима»...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста

    Цель: учить детей внимательно слушать и последовательно пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложенияЗадачи:Образовательные: Учить целостно и эмоционально воспринимать произ...