Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста: "Чудо -посуда".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rasskaza_o_posude.docx241.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

                    Составление описательного рассказа о предметах посуды

                    в старшей группе «Чудо –посуда»

                                                                                               Воспитатель

                                                                                                                          Золоткова Т.А.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)

Задачи:

- Уточнять, расширять, систематизировать и  активизировать словарь по теме «Посуда».

- Закреплять знания о назначении посуды.

- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.

- Развивать монологическую речь, память, внимание.

- Воспитывать интерес к занятию.

Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).

(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)

-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: посуда.

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное),  мелкая река (имеет небольшую глубину),  мелкий дождь (несильный),  мелкий песок (некрупный).

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются

(кружиться, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети: Металлические.

Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?

Дети: Стаканы.

Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).

Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Итог занятия:

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Беседа о друзьях и дружбе».

Во время НОД дети знакомятся с правилами дружбы, анализируют ситуации из художественной литературы и личного опыта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ по теме: «Посуда»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме: «Посуда».Задачи:Образовательные: расширение и конкретизация представления о посуде; расширение и активизаци...

"Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"

Цель. Формирование умения пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.Задачи.Образовательные:-формировать умение детей отвечать полным предложением;- формировать умение р...