Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Беседа о друзьях и дружбе».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ланская Галина Александровна

Во время НОД дети знакомятся с правилами дружбы, анализируют ситуации из художественной литературы и личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_3.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД №7

«СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 по развитию речи

у детей старшего дошкольного возраста

«Беседа о друзьях и дружбе».

Воспитатель:

Ланская Г.А.

Заринск

2022

Цель. Цель. Создание условий  для усвоения  норм поведения как основы нравственного воспитания.

Задачи:

-формировать у детей навык устанавливать доброжелательные отношения с детьми через речевую, игровую деятельность;

-закреплять знания детей о правилах общения с друзьями;

-развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Методы и приемы: игры, беседа, картинки.

Предварительная работа.

Чтение:

Эскимосская   народная сказка  «Как лисичка бычка обидела»,

Л.Толстой  «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», «Добрая хозяюшка», «Синие листья», В. Сутеев «Яблоко», В.Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится».

Мирилки.

Пословицы.
Загадки.

Песни: «Если с другом вышел в путь», «Улыбка».

Просмотр мультипликационных фильмом: «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка», «Крокодил Гена и его друзья», «Буратино».

Дидактические игры:

«Волшебные слова»,  «Угадай настроение», «А я такой!», «Скажи, какой»,

Игры на формирование дружеских взаимоотношений:

«Волшебные очки», «Волшебный стул», «Назови друга ласково».

Материал: корзинка, клубок ниток, рюкзак, розовые детские очки, набор картинок «Эмоции», разрезные картинки с пословицами.

Презентация в Power Point.

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация»


Ход НОД

Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Подбери однокоренные слова», «Гора дружбы» до прихода гостей.

Слайд № 1.     Входят в группу под песню «Когда мои друзья со мной», слова М. Танича, музыка В.Шаинского.  

(Здороваются).

Психологический настрой.

Воспитатель вместе с детьми:

      Хороводная игра «Дружба»

-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

-Жить (хлопаем в ладоши)

-Дружить (соединяем руки ладонями).

 

Воспитатель:

-Ребята, что вы сейчас сделали, встретившись с пальчиками? (поздоровались, подружились). Зачем принято здороваться? (проявить вежливость, добротой поделиться)

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

(дети садятся на стулья)    

Основная часть.

Слайд № 3.  На слайде ворона.

Ворона  машет крыльями.

Воспитатель:

-Ребята, это же Вредная Ворона. Она что-то хочет сказать… Давайте послушаем.

Ворона (голос):

- Полечу я в другое место, может, мне удастся там детей поссорить.

Воспитатель:

-  Как вы думаете, зачем Вороне понадобилось нас поссорить? (Потому что это вредная ворона, у нее нет друзей и поэтому она всех ссорит)  Да, у нее нет друзей. Но ей можно помочь. Как ей помочь? Вы знаете? (Нужно научить Ворону дружить, а когда у нее появятся друзья, Ворона перестанет вредить). Правильно. Давайте  попросим ворону у нас  остаться. Вы расскажете  вороне,  как  найти друзей. Как правильно вести себя, чтобы с ней захотелось дружить.    

Воспитатель:

-Ребята,  вы знаете, что такое дружба?

(Это когда:

 -не ссориться по пустякам;

-не  злятся на друзей и не  завидуют им;

 -делятся с друзьями игрушками, книгами;

-помогают друзьям, если у них что-то не получается;

-не хвастаются;

-не обманывают).

Воспитатель:

Я, пожалуй,  соглашусь с вами и добавлю, что        

Дружбу надо почитать

И друзей всех уважать,

Коль случится что-то вдруг,

К нам придет на помощь друг.

Воспитатель:

-Как вы думаете, с чего дружба начинается? (со знакомства, с игр с друзьями)

Слайд № 4. Фрагмент из мультфильма «Крошка Енот» (песня)

Воспитатель:

-Вам знаком этот герой мультфильма? (Крошка Енот) Вы помните, с чего начинается дружба в песенке Крошки Енота? (ответы)Послушайте (слушают, отвечают). Правильно, дружба начинается с улыбки.

Воспитатель:

- Правильно, дети, улыбка – это первое правило  дружбы.  Кто знает секрет улыбки, тот легко и быстро находит друзей, не бывает одинок.

-Давайте  мы тоже подарим друг другу улыбку.

(встают)

Физкультминутка «Улыбка»

Слова

движения

Ну-ка встали, потянулись

потягиваются

Влево – вправо повернулись.

поворачиваются

И к соседу прикоснулись.

парами берутся за руки

Все друг другу улыбнулись.

Улыбаются друг другу

Воспитатель:

-Вот такие мы становимся  приветливые, когда улыбка касается  лица.

 (садятся)

Д.и.  «Рюкзачок настроений».

Воспитатель:

-Ребята, недавно я перебирала в группе игрушки и нашла рюкзачок, в котором поселились  разные  настроения (показываю). Давайте посмотрим какие. (На доску выставляю картинки с разным настроением) Какое настроение у этих детей? (называют) Как вы определили? (по мимике) С кем  из этих детей вы бы хотели дружить? (с добрым) Почему? (Потому что с добрым  человеком  легко общаться, у него приветливое лицо и к нему можно обратиться с просьбой или за помощью, и он не откажет).

Ведь, когда придет беда

Будет друг с тобой всегда.

Он поможет, успокоит,

Даст совет…

Значит,  доброта, чуткое сердце   мы  назовем  правилом дружбы.

-Ребята, а кого мы называем другом? (Другом мы называем того, с кем у нас сложились теплые, доверительные отношения, друг делится своими секретами может хранить чужие и никогда никому не расскажет). 

-Поднимите руку, у кого из вас есть друг или подруга?  

Дидактические упражнения «Какой у тебя друг?», «Клубок дружбы».

(Выходят, образуют круг)

-Ребята, выходите в круг, вставайте рядом. Я вам дам клубочек. Вы сейчас будете рассказывать о своем друге, какой  он,  и передавать клубочек другому ребенку. Нитку держите в руке, не выпускайте.  Я начну, а вы продолжайте: «У меня друг затейливый, он придумывает разные забавы»,     (добрый, смелый, вежливый, воспитанный, умный, веселый, спортивный, щедрый, честный, внимательный, ласковый).

Воспитатель:  

-Ребята, вы много теплых слов сказали о друзьях.

Как по-другому можно назвать те хорошие слова, которые мы говорим другу? (комплименты) Правильно, вы сказали друзьям комплименты. Это тоже правило дружбы, говорить друзьям приятные слова.

Посмотрите, клубочек всех нас связал нитью дружбы. Чем клубочек нас связал? (нитью дружбы) Потяните нитку. Получилось ее порвать? (Нет). Почему? (Потому что она крепкая). Какая у нас дружба? (Крепкая). Правильно. Крепкая, настоящая. Давайте осторожно положим в корзинку клубочек, чтобы не порвать нашу нить дружбы.  А когда пойдете садиться на стульчики, чтобы ниточка дружбы не порвалась, Маша будет иголочка (даю ей «иголочку»), а вы – ниточка. Возьмите за одну руку соседа, повернитесь за Машей, не расцепляя рук, пройдите и сядьте  на стульчики.

(уходят под игру "Иголочка и ниточка»)

Иголочка, иголочка по улице идёт,

И ниточку, и ниточку за собой ведёт.

 (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, крепко держась за руки, вы прошли, не разорвав нашу ниточку.  Быть дружными  правило дружбы. Говорить приятные слова, комплименты - третье правило дружбы.

Воспитатель:

-Дети, кто из вас  помнит, как  познакомился со своим другом, где встретились?( на игровой площадке, в детском саду). Многие уже даже и не помнят, где познакомились, так давно дружат.

Мы очень много читали книг о дружбе. Давайте вспомним, как  сказочные герои искали друзей и всем ли удалось найти.

Слайд № 5  «Крокодил Гена»

Как нашел этот герой мультфильма друзей? (Крокодил Гена написал объявление о том, что молодой крокодил хочет  завести  себе  друзей. У Гены появилось много друзей, потому что он всем был рад; крокодил очень  добрый, поэтому с ним многие хотели дружить.  Лучшим   друг оказался Чебурашка. Гена и Чебурашка стали друзьями  не разлей вода). 

Слайд № 6,7 «Как собака друга искала» (Сначала собака предложила дружбу зайцу, но заяц боялся волка. Потом волку, но волк боялся медведя, потом медведю, но тот боялся человека. И собака выбрала человека. Собака стережет дом, а человек ее кормит, благодарит за службу.

-Почему собака выбрала человека. (Потому что он сильный и, по представлению собаки,  никого не боится).

Слайд № 8.  «Добрая хозяюшка»  ( Она меняла одного друга на другого: петушка на курочку, курочку на уточку, уточку на щенка. – Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.).

Почему добрая хозяюшка меняла животных? (один красивее другого. Она выбирала по внешнему виду, не по привязанности животного к ней. И осталась одна).

Бывают такие люди, которые  выбирают, так и не находят друзей, живут одиноко. Но нужно помнить, что не только мы выбираем друга, но и нас выбирают в друзья. Вот и щенок не выбрал добрую хозяюшку другом, потому что не умеет она дружбой дорожить.

-Вы бы хотели такого друга, как добрая хозяюшка? (нет, она не умеет дружбой дорожить).  А кого из этих героев вы взяли бы себе в друзья? (Крокодила Гену,  он добрый, сильный, дружбой дорожит).

Ответьте мне, дружбой дорожить – это правило дружбы? (Дружбой дорожить – это правило дружбы.

Оказывается, хорошего друга встретить не так-то просто.

- Зачем нам друзья нужны? (чтобы не было одиноко, чтобы  обратиться за помощью, чтобы мы помогли)                    

Есть такая пословица: нет друга – ищи, а нашел – береги.

Собери пословицу.

-Ребята, я вам  раздам каждому по половинке картинки с  пословицей о дружбе. Найдите к ней пару  и скажите  пословицу.

Найдете свою пару, вставайте в круг.

(Дети находят пару, встают в круг)

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Друг познается в беде.
  • Старый друг лучше новых двух
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг – старый.
  • Вместе тесно, а врозь скучно

(Говорят половицу, потом все вместе садятся на стульчики)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо сказали о своих друзьях, много прекрасных пословиц о дружбе знаете.  Пока вы искали вторую половинку своей пословицы, я обратила внимание, что вы не толкали друг друга, встали парами , сумели договориться между собой, одним словом, - были  вежливы. Быть вежливыми - это тоже правило дружбы.

Рефлексия

Воспитатель:

Подойдите ко мне, дети (встают в круг).

-О чем мы сегодня беседовали? (О дружбе, друзьях, о правилах дружбы)

-Чему вы научили вредную ворону? (быть доброй, внимательной, как себя вести, чтобы у нее появились друзья и стали с ней дружить).

-Правильно, дети. А как вы запомнили правила дружбы? Проверим? Отвечайте «Да» или «Нет».

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

-Давайте пожелаем вороне найти друзей, и подарим  мы ей  наши волшебные розовые очки, чтобы видела она в них только хорошее.

Слайд № 9. Ворона в розовых очках.

(Дети прощаются с вороной)

Воспитатель (обращаясь к детям и гостям):

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады

Все. Желаю вам надежных друзей и крепкой дружбы!

Слайд № 10 («Иголочка» уводит детей под музыку В. Шаинского «Если с другом вышел ты»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"

Конспект  ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"...

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста  Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).  «Кто у бабушки живёт?» 

Форма организации: фронтальная.Программное содержание:-Продолжать знакомить с домашними животными.- Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать на неё.- Развивать речевую активность...