Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста: «Ледяные забавы. Знакомство со свойствами льда».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Татьяна Николаевна

Тема: "Ледяные забавы. Знакомство со свойствами льда".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №34

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Ледяные забавы. Знакомство со свойствами льда»

                                                                          Воспитатель:

                                                                             Алексеева Т.Н.

Санкт-Петербург

2023

Цель: Создание условий для получения информации о свойствах льда опытным путём.

Задачи:

         1. Образовательные

- формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд — это замерзшая вода.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

  - развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному  

   признаку;

- обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.;

3. Воспитательные:

- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: кусочки льда: 1 шт. на каждого ребёнка, тарелка, иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом, 1 стакан на каждого ребёнка, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационное начало

(Воспитатель звонит в колокольчик)

- Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

Слева друг и справа друг –

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь

И друг другу улыбнитесь!

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

- Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Ой, это же Снежинка. Снежинка говорит,

 что её заколдовала Снежная Королева.

Она не может полететь к своим друзьям снежинкам, пока не выполнить задание Снежной Королевы. Задания Королева спрятала в ларец. Ларец откроется если отгадать загадку:

Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит,

Из воды свой род берёт

Ну, конечно, это - …

Ребята, молодцы! Вы отгадали загадку.

- Лёд

Проблематизация

Ребята, поможем Снежинке выполнить задания Снежной Королевы?

Воспитатель достаёт кусочек льда

из ларца и первое задание.

1 задание - Наблюдение за кусочками

 льда.

-Когда мы можем увидеть лёд?

-Где зимой можно увидеть много льда?

-Почему зимой на речке, на озере,

на земле появляется лёд?

-Чтобы больше узнать про лёд, Снежинка приглашает нас пройти в ледяную лабораторию.

Ребята, у вас на тарелках лежат кусочки льда. Чтобы понять какой лёд, сначала

мы посмотрим на него глазками.

Скажите, что вы видите?

- Потрогаем ручками лёд. Какой он на ощупь?

- Что происходит с кусочком льда, когда вы держите его в руках?

- Из чего же получается лёд?

- Теперь понюхаем лёд. Имеет ли лёд запах?

- Теперь послушаем ушками. Может

ли лёд издавать звук? Для этого постучим

кусочками льда.

Ребята, мы отлично постарались, понаблюдали за льдом и немного

замёрзли. Давайте согреемся.

Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

- Да

   

-Зимой

- На речке,

на земле, на катке,

сосульки.

- Потому что зимой холодно, вода замерзает.

Дети садятся за столы.

 

-

   - Он сверкает, блестит,

   прозрачный.

-Холодный, скользкий, твёрдый.

- Он начинает

таять, появляется вода.

- Из воды.

-Нет

-Да

Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.

Потягивания –

руки в стороны.

Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Целеполагание

2 задание - Беседа о свойствах льда.

- Ребята, а вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.

Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?

- Как же нам перебраться на другой берег речки? На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых

саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Пойти пешком тоже опасно. Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья?

- Где полынья на речке, изображенной на картинке?

- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь.

Что такое прорубь?

- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед палкой, стуча по нему: если лёд при ударе издает звуки, на нём выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лёд слабый, можно провалиться.

- Можно ли перейти через речку, изображённую на этой картине?

- Речка, лёд, дома.

-Место, где течение быстрое, что плотный лёд не образуется.

-Места, где лёд более тёмный.

- Оставшаяся от рыбаков или в том месте, где

брали воду дыра во льду.

- Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться.

Планирование будущей деятельности

3 задание – Чем растопить лёд?

-  Ребята, давайте вернёмся с вами

в ледяную лабораторию и найдём ответ

на вопрос, от чего тает лёд?

Сейчас на кусочек льда мы посыпим

соль и посмотрим, что будет

происходить.

Ребята, обратите внимание, от соли лёд начинает таять и превращается в воду.

Вывод: поэтому дворники посыпают

солью дорожки, которые покрылись

льдом, чтобы люди не поскользнулись

и не упали, потому что соль превращает лёд в воду.

Дети садятся за столы.

-Лёд начинает

таять.

Реализация плана

4 задание - Опыт – тонет или не

тонет лёд?

- Ребята, положите кусочек льда в

 стакан с водой.

- Что вы видите? Почему лёд плавает

и не тонет?

-Почему?

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд?

- А если лёд нужен людям летом, что можно сделать?

- Как обратно изо льда получить воду?

Игра «Хорошо-плохо».

- Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд.

- Что можно делать на катке, залитом льдом?  

- Когда можно перейти через речку пешком?

- Как можно остудить напиток?

- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль?

-Что плохого, когда вода замерзает в лёд?

Игра «Вода – не вода»

- Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)

- Молодцы! Все старались быть внимательными.

Дети выполняют

опыт.

- Лёд не тонет, плавает на поверхности.

-Лёд легче воды.

-Зимой.

-Заморозить воду в морозильнике.

-Растопить,

погреть.

- На льду можно кататься на коньках.

-Зимой можно перейти по льду реку.

-Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда.

-Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль.

-Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии

на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лёд намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.

Дети выполняют

движения в соответствии

с текстом.

Рефлексия

- Ребята, давайте, повторим что мы

сегодня с вами делали и узнали.

Воспитатель выставляет схемы проведённых

опытов и наблюдений.

- Что нового, интересного вы узнали о

льде и его свойствах?

- Что вам понравилось на занятии?

Ребята, мы с вами выполнили все задания Снежной Королевы и Снежинка может полететь к своим друзьям.

Снежинка благодарит вас за помощь и дарит вам зимние раскраски.

Вода на морозе замерзает и превращается в лёд, лёд прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце.

- Смотреть как соль растапливает лёд.

Дети раскрашивают раскраски дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ».

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День защитника Отечества»Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о празднике День защитника Отечества;Познакомить с военной профессией связист;Повторить с детьми военные профессии: п...

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"

Конспект  ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"...

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста  Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»...

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Развитие речи" для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День защитника отечества».

Задачи:Образовательные:-познакомить с военной профессией связист;-повторить с детьми военные профессии: пограничник, моряк, летчик, ракетчик, танкист.-активизировать в речи детей слова обозначающие ро...