Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимая сказка «Лиса и журавль»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Саляева Альбина Николаевна

Речевое развитие в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_zhuravl.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

 по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста.

«Любимая сказка «Лиса и журавль»


Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». 

Задачи:
1. Продолжать учить  детей пересказывать текст произведения близко к тексту.

2. Развивать умение  инсценировать сказку по ролям.
3.
Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в своей речи.

4. Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.

5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

6. Воспитывать  умение внимательно слушать окружающих.

7. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам.


Ход:

Педагог: - Вы, ребята, проходите.

                         Друг на друга посмотрите.

                         Поздоровайтесь ладошками,

                         Улыбнитесь все немножко.

Педагог:  - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!

Педагог:  - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Педагог:  -  Правильно, в сказку.

- А собой я принесла сундучок домовёнка Кузи. Сказки повсюду ходят с нами, а Кузенька их собирает: какие - в народе услышит, какие -  сам  сочинит. Сундучок его волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.

- Ребята, а вы сказки любите?

- Как люди передавали сказки друг другу? 

(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Педагог: 

- Чему  нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Ребята, я буду из заветного сундучка Кузи волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие черты характера человека показывают  животные в сказках:

- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

-заяц (трусливый, слабый).

- Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …

Педагог: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку:   Рыжая красавица

                                       Идет по лесу – хвалится

                                      Я красива и умна,

                                      И пушиста, и хитра (Лиса)

Педагог: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.       

 «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса»,...

- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?

- Посмотрите на экран.

- Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, кума, рыжая плутовка).

Педагог:  - Ой, ребята что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.

Физминутка «Лисица»

У лисицы острый нос                     (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост.                    Показывают руками
Шуба рыжая лисы                             
Несказанной красоты.                    ("Оглаживает" воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,                                             

Шубу пышную поглаживает.        (Идет медленно, величаво, поворачивает голову

                                                           направо, налево).

Педагог: - Посмотрите, как рада лиса, что мы её похвалили.

Педагог: - Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».

Педагог: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Педагог: - В волшебный сундучок Кузенька положил  нам книгу со сказкой «Лиса и журавль».

- И я хочу вам прочитать эту сказку. Рассаживайтесь поудобнее, спинка прямая  и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)

(Разбор новых слов и словосочетаний)

Педагог: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним. 

Потчевать, стряпала , не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила пищу;

Окрошка - блюдо национальной  русской кухни, холодный суп, который приготовлен из  смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Педагог: 

- Назовите героев сказки?

- Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)

-Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)

- Кто первым решил пригласить в гости?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?  (Решил лисе отомстить).

- Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

-  Осталась ли лиса довольна? (Нет)

- Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями?  (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).

- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).

Педагог: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

                   Физкультминутка «Журавль»

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

  1. Пересказ сказки «Лиса и журавль»  (1-2 человека)
  2. Инсценировка  сказки «Лиса и журавль» по ролям.

Педагог: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).

 -Я буду автором, …-лисой, … - журавлём. (Дети одевают шапочки животных, и начинают показ).

-  Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.

Педагог: - Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». 

- Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?

- Почему? Объясните пословицу  (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней.  Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).

Педагог: - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,

«Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,

 «Все за одного и один … (за всех)»,

«Друзья познаются … (в беде)»,

 «Старый друг лучше… (новых двух)»,

«Дерево живёт корнями, а человек - … (друзьями)»,

«Дружбу помни, а зло … (забывай)»,

«Любят того, кто не обидит … (никого)».

Педагог: - Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
- Придумайте, как подружить лису с журавлём?
(Да, если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).

- Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).

Рефлексия

Педагог: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку, выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, выполняли сценку к сказке, отвечали на вопросы).

- Как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?

- Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и  вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

Итог занятия: Дружбой надо дорожить!

Воспитатель:  - Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем Кузе… и волшебному сундучку.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За умение дружить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой  совместной деятельности является формиров...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста Заучивание стихотворения А. Павловой "Бабочка"

Конспект совместной образовательной области педагога и детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" Заучивание стихотворения А.Павловой "Бабочка"...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраст"Путешествие в сказку колобок"

Задачи   Образовательные ·        узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат;·        ...

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»

План – конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста: « Осенняя сказка»...

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по сказкам: «Лиса и кувшин», обр. О.Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка»обр. А.Н. Толстого; «Заяц – хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М.

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для обобщения, закрепления, систематизирования знаний детей о литературных произведениях - сказках , с которыми дети знакомятся по прог...