Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Прекрасная страна слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Михайловна Маркина

Используя данный конспект вы сможете в игровой форме погрузить детей  в волшебный мир слов. Различные виды гимначстик позволят детям сохранить и укрепить здоровье. Использование мультимидийного оборудования даст возможность погрузить ребят в предлагаемые обстоятельства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Прекрасная страна слов"28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи с использование различных видов гимнастик для детей старшего дошкольного возраста

«Прекрасная страна слов»

Тип: интегрированное 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие. 

Формы организации: подгруппа

Программные задачи:

  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
  • развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
  • формировать умение обобщать, классифицировать (морские рыбы, рыбы живущие в пресных водоёмах)
  • расширять словарный запас (фантазия, солнце лучистое, течет, журчит, плывёт, шумит, рыбы (сом, форель, щука, судак, лещ, плотва, карась, окунь, акула, касатка), улыбка, добрый, нежный, прекрасный) через участие в словарно-речевых  играх;
  • развивать общение речевые навыки, зрительное восприятие в поцессе игрового общения;
  • формировать представление о понятии «фантазия»
  • упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;
  • воспитывать доброжелательное  отношение друг к другу, инициативность;
  • развивать эмоциональную сферу детей.

Предварительная  работа: 

  • разучивание текста и движений пальчиковой гимнастики «Солнышко»
  • знакомство с правилами игры «Слово на ладошке»

Оборудование и материалы: 

Компьютер, проектор, презентация с изображением солнца, облаков, рыб.

 Презентация с гимнастикой для глаз, камешки округлой формы, корзинка с конфетти. Аудиозаписи («волшебная» музыка, песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова), звуки реки).

НОД  

Деятельность педагога (что делает педагог на каждом этапе НОД)

Деятельность детей (как отвечают дети на действия педагога)

Введение в образовательную ситуацию

Создание проблемной ситуации, мотивации к действию.

Основная часть

Разминка для ума

Гигиенический массаж лица

Пальчиковая гимнастика

Обогащение  речевого словаря прилагательными.

Речевая самостоятельна деятельность

Массаж ладоней.

Динамическая пауза..

Открытие новых знаний.

Гимнастика для глаз.

Игра «Закончи фразу»

Упражнение на обогащение речевого словаря.

Дыхательная гимнастика.

Подведение итогов.

Педагог активизирует внимание детей на предстоящую деятельность. Воспитатель в группе «случайно» находит письмо и обращает внимание детей.

Воспитатель: Посмотрите, каким-то волшебным способом к нам в группу попало письмо. Давайте прочитаем. 

« Детский сад «Поезд детства» детям старшей группы №2. Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости в мою прекрасную страну слов

Попадая в туда, люди немного меняются. А вот как, узнаете, если поспешите. С уважением, Фея добрых слов.

В: Дети, а вы хотели бы отправиться в страну слов? А как вы думаете, как мы туда попадем?

В: Ваши предложения очень интересные. Так как страна слов необычная, то и путешествовать мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. Вы знаете, что это такое?

Педагог выслушивает  предположения детей, уточняющими вопросами помогает старшим дошкольникам грамматически правильно сформулировать ответ. Подводит итог

В.: Фантазия – это наши мечты. Все мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем то, чего нет на самом деле быть не может. Давайте все вместе произнесем слово «Фантазия».

В: Итак, в волшебную страну мы попадём с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху нам видны леса, поля, слышны журчание рек, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (звучит аудиозапись «волшебной» музыки). вот мы и прибыли. Отройте глаза.

Дети отвечают

Высказывают предположения.

Сначала хором, потом шёпотом, при желании индивидуально произносят слово «фантазия»

С воспитателем, взявшись за руки, идут «змейкой» по «тропинке»  и обращают внимание на мерцающий свет на экране проектора.

Отгадывают загадку (Солнце)

Выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей. медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Отвечают (яркое, лучистое, горячее, жаркое, большое, круглое и т. п).

Встают в круг.

Шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.

Быстро сжимают и разжимают кулаки.

Выполняют хватательные движения щепотью.

Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.

Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

Отвечают (голубое, синее, воздушное, огромное, облачное…)

Присаживаются на стульчики. Смотрят эпизод сказки «Тилимилитрямдия»  

.

Дети высказываются

Отвечают: фантазии

.Дети отвечают (на барашков, вату и т.д.)

Рассматривают облака и пытаются их сравнить с чем-нибудь.

Называют все то, что может находиться в небе, или быть связанным с ним. (Солнце, облака, воздух ит.д.)

Называют то, что может находиться на земле (песок, камни, трава и т.д.)

Ребята пытаются отгадать: звук реки.

Дети называют слова, обозначающие действия. (плывёт , шумит, плещется ит.д.)

Под музыку катают камни в руках.

Вместе с педагогом произносят слова и выполняют соответствующие движения.

Имитируют движениями рук плавание в воде.

Выполняют потягивание – руки вверх и в стороны.

Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Выполняют  ходьбу на месте.

Садятся на стулья.

Отвечают: рыбы.

Дети называют рыб.

Находят лишнюю рыбу.

Отвечают: потому что они морские..

Отвечают, что их организм так устроен.

Водят глазами за перемещением рыбки по экрану.

 Отвечают: улыбочка,

Улыбина

Улыба

Улыбища

Отвечают: Фея добрых слов.

Становятся в круг и «передают» по цепочке улыбку друг другу.

Передают по кругу друг другу кузовок и говорят в него свои добрые слова.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Благодарят фею

На экране видны мерцания и текст загадки

 Воспитатель: Какой-то сюрприз нас ждет. Да это же загадка.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это - … (солнце)

(на экране появляется солнце)

В: Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.

Солнце лучиком  согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Улыбнулись солнышку,

Друг другу.

В: Дети, солнышко, какое?

В.: Давайте с солнышком поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

 Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Разбросай колечки.

Мы колечки соберём,

Золочёные возьмём,

Покатаем, поваляем.

И назад тебе вернём.

Воспитатель хвалит детей и обращает внимание на изображение неба на экране.

В: А что, вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

В: Прекрасно! А  теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

В: Вам понравилась песня?

 Скажите, а с помощью чего медвежонок, ежик и зайчик смогли оказаться на небе и покататься на облаках?

В.: Как быстро по небу бегут облака!

     Похоже одно на Конька - Горбунка,

    Другое распахнуто, словно пальто,

    А третье, похоже, не знаю на что!

                                          А. Кушнер

Ребята, вы наверняка когда-нибудь смотрели на облака? На что или на кого они были похожи?

    Воспитатель улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.          

В: как вы замечательно описываете облака! А на что похожи облака в волшебной стране?

 (Демонстрируются  слайды с изображением облаков различной формы)

В: Какие вы у меня фантазёры!

А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Я предлагаю поиграть вам в игру «Слово на ладошке»

Найдите мне слова на небе.

В.: Теперь попробуйте найти слова на земле.

В.: Молодцы, столько много слов вы нашли.

Послушайте, что это за звук ?  Это очередная загадка.

(фонограмма журчание реки)

На экране появляется изображение реки.

В: Скажите, что делает река? За каждое слово нам река приготовила награду, вот такие красивые камушки.

За каждое названное слово дети получают от воспитателя камушки.

В: Какие вы у меня молодцы! Много слов назвали. За это река наградила вас красивыми камушками со своего дна. Давайте с ними поиграем и покатаем камни в ладонях в темп музыки. Чем быстрее музыка – тем интенсивней будем катать и, наоборот, при замедлении музыки наши движения будут плавными. Посмотрим, насколько вы внимательны.

В: вернём камушки реке и скажем ей за игру «спасибо».

(фонограмма журчание реки)

В: а теперь, ребята, представьте, что мы плывём по реке.

Игра «Мы плывём по реке»

Мы плывем по тёплой речке,

Тихо плещется вода,

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда,

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой,

Наконец она садится

На корягу под водой.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять.

А теперь глубокий вдох.

В: Как промолвит речка

Волшебное словечко,

Засыпают раки,

Позабыв о драке.

Как вы думаете, кто ещё может жить в реке?

В: а каких рыб, живущих в реках, вы знаете? Узнайте их.

На экране показывается изображение рыб: карась, сом, щука, лещ. Затем на экране появляется изображение всех рыб одновременно, но с добавлением таких рыб как акула, камбала.

В: Посмотрите внимательно и скажите, все рыбы, которые вы перечислили, есть на картинке или кто-то тут лишний.

В: Почему этих рыб мы не упомянули раньше?

Педагог через наводящие вопросы пытается подвести ребят к ответу, что эти рыбы живут в море. И не могут жить в реке.

В: Почему они не могут жить в реке?

В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам  потренировать свои глазки. Внимание на экран!

(Демонстрируется движение рыбки по экрану)

В: Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. Зависят от характера рыб.  Попробуйте  отгадать характер улыбки.

Например: если это рыбка – у неё улыбка,

Если это рыбачка – у неё …

Если это рыбина – у неё …

Если это рыба – у неё…

Если это рыбища – у неё…

Вот какие улыбчивые и весёлые рыбы обитают в нашей реке.

В: Ребята, а вы помните, кто нас сегодня сюда пригласил?

В: А где же она сама?

На экране появляется анимационное  изображение феи.

 Звучит аудиозапись:

А я здесь рядом.

Я на облаке летала и за вами наблюдала.

Хорошо, что в гости вы пришли.

Много слов вы здесь нашли.

 У меня для вас сюрприз.

Вы под дерево загляните

И кузовочек там найдите

Дует легкий ветерок.

Вы возьмите кузовок.

В нём прекрасные слова –

Слова любви, слова добра.

Вы в корзинку загляните

 И доброе слово туда положите.

 В.: Какое интересное задание.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней, это слово «улыбка»

Передаёт корзинку ребятам.

Звучит аудиозапись:

А кузовок то мой волшебный!

Все ваши замечательные слова  он превратил в частицы тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие:

(Звучит волшебная музыка.)

В: наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе Фея за интересное путешествие по стране слов.

Звучит аудиозапись: Всего вам доброго! Я желаю, чтобы вы,  как можно чаще радовали друг друга прекрасными, добрыми словами. Счастливого пути!

В: Закройте, пожалуйста, глаза.  И с помощью нашей фантазии,  мы возвращаемся в свою группу.

(Звук музыки нарастает, затем смолкает.)

В: вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов?

Что Вам больше всего понравилось?

Как называлась страна, в которой мы были сейчас с вами?

С помощью чего мы смогли попасть в страну слов?

Теперь вы знаете, друзья. Что есть чудесная страна. Я хочу, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными, добрыми словами

Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Путешествие в страну «Грамотейка»

-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие за кленовым листочком» (старший дошкольный возраст)

Конспект разработан в соответствии с ФГОС. Образовательная область - познание (развитие речи). В конспекте подробно представлена и описана дидактическая игра "Осень в кубе"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Животные жарких стран".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема « Животные жарких стран».Программное содержание:Развивающие задачи: развивать речь, память, м...

Конспект организационно-образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Труфановой Е.И. Тема: «В стране невыполненных заданий».

Конспект организационно-образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Труфановой Е.И.Тема: «В стране невыполненных заданий». Цель: выявить знания д...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми группы ЗПР старшего дошкольного возраста "Заюшкина избушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми группы ЗПР старшего дошкольного возраста "Заюшкина избушка"...