Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Михеева Ирина Анатольевна

Закрепление умения выполнять основные виды движений безопасно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

непосредственной образовательной деятельности

по физической культуре

для детей старшего дошкольного возраста

"Спасатели"

 

Составила

инструктор по ФК

Михеева И.А

                                                                               

.

Санкт-Петербург

2018

Актуальность темы:

        Как научить ребенка двигаться и выполнять основные движения безопасно для себя и находящихся рядом детей?

        Очень важно научить ребенка основным движениям и научить его двигаться правильно и безопасно, чтобы он мог применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях.

        Научив ребенка правильно и безопасно выполнять знакомые основные движения, мы можем уберечь его от опасных ситуаций в жизни. Если ребенок научен действовать и двигаться правильно, то в нужный момент, возможно даже в экстремальной ситуации ребенок  вероятнее всего автоматически будет действовать наиболее безопасным для себя способом.

        Перед началом изучения новых основных движений, я рассказываю детям о правилах безопасного выполнения движений. Начиная со среднего возраста в беседы с детьми я включаю пояснения о том,  как те или иные движения могут пригодиться людям в разных жизненных ситуациях и о том, к каким последствиям может привести неправильное выполнение движений, как для самого человека, так и для окружающих людей.

        Обучить безопасному поведению - значит приучить к определённому образу жизни. У ребёнка, на мой взгляд, должен быть выработан защитный механизм, который сработает в нужный момент.

        Важно, чтобы дети понимали, что соблюдать правила безопасности необходимо не только ради самого движения  или игры, но и ради безопасности своей и своих товарищей. Перед началом освоения детьми новых движений я обязательно провожу инструктаж по технике безопасности.

Цель: 

        Формирование у детей навыков безопасного поведенения при выполнении основных движений.

Задачи:

  • Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, перелезать с пролета на пролет, соблюдая определенную последовательность движений.
  • Продолжать формировать умение мягко приземляться, спрыгивая с высоты на мягкую поверхность.
  • Закрепить умение пролезать в тоннеле на четвереньках.
  • Развивать координацию движений, ловкость, силу.
  • Развивать  умение слышать и четко выполнять указания инструктора по ФК.
  • Воспитывать умение сопереживать товарищам, радоваться их успехам и сопереживать в неудачах.

Оборудование :

  • шведские стенки 3-5 штук
  • гимнастические скамейки 1-2 штуки
  • гимнастические маты 2-4 штуки
  • бревно для равновесия

Предполагаемые результаты:

  • У детей продолжают формироваться навыки безопасного выполнения основных движений
  • Дети лазают по гимнастической стенке, координируя движения рук и ног, мягко спрыгивают со скамейки
  • Слушают и четко выполняют указания инструктора

Ход мероприятия:

Инструктор по ФК: Ребята, у кого из вас есть домашние животные?

Ответы детей

Инструктор по ФК: У меня дома живут коты. В эти выходные, я ездила в деревню и обнаружила, что один из моих котов пропал, я очень нуждаюсь в вашей помощи! Помогите мне его найти!

(Предполагаемые ответы детей.)

Инструктор по ФК: Предлагаю отправиться на поиски на пригородном поезде.

Дети садятся в "поезд", предъявляют билеты, сначала "поезд" едет медленно, затем быстрее и быстрее (Ходьба в разном темпе).  Потом "поезд" замедляет ход и останавливается.  

Инструктор по ФК: Вот мы и приехали. Какой свежий воздух! Давайте подышим! (дыхательная гимнастика)

До деревни совсем недалеко, мы пройдем по тропинке.

  • Дети выполняют упражнение в равновесии

А вот и мой дом! Ребята, во время поисков Кузи, нам, возможно, придется преодолевать различные препятствия и опасности, мы с вами будем, как настоящие спасатели. Как вы считаете, какими должны быть спасатели?

(Предполагаемые ответы детей.)

Инструктор по ФК: Верно, спасатели должны быть ловкими, сильными, смелыми.

Я предлагаю провести разминку для юных спасателей.

  • Разминка речь с движением:

Мы идем искать кота

Не страшна нам темнота,

Не страшна нам высота,

Не страшна нам глубина

Будем мы кота искать,

Где ты прячешься опять?

Может ты в трубу залез?

Может убежал ты в лес?

Дружно весело идем,

Кузю вместе мы найдем!

Инструктор по ФК:

Отлично! Теперь мы готовы к любым приключениям!

Ребята, а как вы думаете, где может спрятаться кот в деревне?

(Предполагаемые ответы детей)

Предлагаю посмотреть на чердаке.

        На чердак можно забраться по лестнице. Кто знает, какие правила нужно соблюдать во время лазания по лестнице?

(Предполагаемые ответы детей)  

Инструктор по ФК: нужно крепко держаться за рейки лестницы, во время лазания не пропускать реек , и спускаться до самого конца, не спрыгивая.

  • Дети выполняют лазание по гимнастической стенке.

Инструктор по ФК: На чердаке кота нет. Может быть, он в подвал забрался?

Как вы думаете, в это отверстие смог бы пролезть кот?  

(Предполагаемые ответы детей)  

Кто смелый, и не боится темноты? Вперед!

Знаете, ребята, для того, чтобы пролезть в такой узкий лаз, нужно уметь это делать, и я хочу напомнить вам некоторые правила, без которых вам не обойтись!

Правило 1 Надо лечь на живот, параллельно скамейке и повернуть голову в ту сторону, в которую вы полезете

Правило 2 Просунуть руку, ближайшую к скамейке вперед, в сторону, затем голову боком, ногу, ближайшую к скамейке, затем плечи, вторую руку и ногу.

Обратите внимание, если вы не повернете голову в сторону, то можете застрять

Методические рекомендации:

Если в группе имеются дети, которым по медицинским показаниям не рекомендованы некоторые движения, связанные с напряжением в шейном отделе позвоночника, то подлезание под гимнастическую скамейку можно заменить подлезанием под веревку прямо или боком, а так же подлезанием в туннель на четвереньках или низких четвереньках

  • Дети выполняют подлезание под скамейку боком.

Инструктор по ФК: Ну как? Видели ли вы в подвале моего кота?

(Предполагаемые ответы детей.)

Как жаль, здесь тоже нет Кузи!
Где же нам его еще поискать?

(Предполагаемые ответы детей)

        Летом Кузя любит поохотиться в ближайшем лесу. Давайте сходим туда и поищем его там! Нам надо будет пройти по мостику через речку, идите осторожно, не промочите ноги!

Дети идут , выполняя упражнение в равновесии

Инструктор по ФК: Посмотрите, какая огромная каменная глыба, Кузя любит лазать здесь. А как вы думаете, с помощью чего кот так ловко взбирается на глыбу?

(Предполагаемые ответы детей)

Инструктор по ФК: Правильно, а у кого из вас такие когти есть? Что же нам поможет?

(Предполагаемые ответы детей)

Нам помогут правила альпинистов!

1. Держаться надо крепко, как обезьянки за ветку! Для чего? (чтобы не упасть)

2. Переносить сначала надо руку. Для чего?( Чтобы ухватиться крепко), а почему не ногу? (ответы детей) Затем надо перенести ногу, затем - вторую руку, затем вторую ногу (показать безопасное среднее положение)

  • Дети выполняют перелезание с пролета на пролет.

Ну что? Видели ли вы кота?

Ребята, я подумала, а может быть он в овраг спрыгнул? Овраг у нас неглубокий, но однако правила безопасного спрыгивания нужно соблюдать!

Какие же это правила?

1. Приземляться нужно мягко, на пружинистые ноги (почему, как вы думаете?)

2. Вес тела лучше перенести вперед, чем назад (почему, как вы думаете?)

  • Дети выполняют спрыгивание с высоты на мягкое покрытие

Давайте поищем. может быть Кузя где-то здесь? Дети ходят, ищут, находят кота.

Инструктор по ФК: Молодцы мы с вами! Спасибо большое, что помогли мне найти Кузю!

Вы были дружные, преодолели много испытаний на пути и достигли нашей цели!

Инструктор по ФК: Кузя, ребята тебя везде искали! Напомните пожалуйста, где? (на чердаке, в подвале, на скале, в овраге). Мы все преодолели, потому, что мы соблюдали правила безопасности! Вы ребята молодцы, и я хочу наградить вас значками «Спасатель кошек»

Выход детей из зала.

Методические рекомендации:

Для получения наилучшего результата в данном занятии дети должны  владеть навыками лазания по гимнастической стенке, перелезания с пролета на пролет гимнастической стенки, пролезания между рейками гимнастической скамейки и спрыгивания с высоты 30 см на мягкую поверхность. Знать алгоритм выполнения этих основных движений и правила их безопасного выполнения.

Если в группе имеются дети, которые, по разным причинам, еще не достаточно хорошо владеют этими движениями, инструктор страхует их при выполнении движений.

Детям, имеющим в анамнезе подвывих шейных позвонков не рекомендуется выполнять пролезание под скамейку.

Перед началом выполнения движений, если есть необходимость , осуществляется показ инструктором или ребенком и дети повторяют алгоритм движения и правила техники безопасности при его выполнении, инструктор страхует детей, пари необходимости оказывает помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес".

Конспект НОД образовательная область "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес"....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Методическая разработка мероприятия, по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка мероприятия, по формированию  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: конспект НОД по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "Вместе весело шагать"

Старшие дошкольники быстро овладевают новыми, более сложными по координации движениями, умеют действовать рационально, проявляя находчивость, лучше ориентируются в окружающей обстановке, сохраняют уст...

Методическая разработка в образовательной области «Физическое развитие» для детей младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка в образовательной области «Физическое развитие» для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Веселое путешествие в зоопарк»Приоритетная обл...