Конспект индивидуального, коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной игротерапии «В поиске эмоций».
материал по психологии (старшая группа)
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, посредством песочной игротерапии.
Задачи:
- Продолжать обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- Продолжать знакомить с некоторыми эмоциями: радость, грусть, злость, страх;
- Способствовать снятию психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения и расслабления;
- Формировать умения соотносить графическое изображение с эмоцией;
- Обогащение опыта трансформировать негативные чувства и эмоции в позитивные.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2»
Ул. Мира, 10-А, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация.
Телефон: (8-35168) 2-48-00.
Конспект индивидуального, коррекционно-развивающего
занятия с использованием элементов песочной игротерапии
«В поиске эмоций».
Подготовила и провела:
Педагог-психолог 1 кв. категории Орлова С.А.
г. Чебаркуль, 2025
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, посредством песочной игротерапии.
Задачи:
- Продолжать обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- Продолжать знакомить с некоторыми эмоциями: радость, грусть, злость, страх;
- Способствовать снятию психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения и расслабления;
- Формировать умения соотносить графическое изображение с эмоцией;
- Обогащение опыта трансформировать негативные чувства и эмоции в позитивные.
Занятие проводится индивидуально с использованием светового модуля для игр с песком.
Оборудование:
- Карточки на развитие эмоционального мира ребенка «Чувства внутри нас».
- Изображения грустно и веселого гномика
- Мяч.
- Мольберт
- Световой модуль для игр с песком
- Карандаш для рисования песком
- Кварцевый песок
- Разноцветные камни (бусинки).
- Музыкальная колонка.
- Влажные салфетки
Важное условие работы с песком: У ребенка не должно быть аллергии на пыль от песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Ход занятия
Психолог: Здравствуй. Я очень рада приветствовать тебя сегодня на занятии. Посмотри, сколько гостей у нас сегодня собралось, давай поздороваемся с ними и подарим нашим гостям самую добрую улыбку.
Психолог: Отлично! А сейчас я хочу тебя познакомить с одним сказочным персонажем. А с каким, попробуй догадаться сама. Слушай внимательно и повторяй за мной движение
Психогимнастика
Он носит вместо шапки веселый колпачок (изображаем с помощью рук колпачок над головой)
И ростом он всего лишь с ребячий башмачок (приседаем)
С фонариком и с песней идет в лесу ночном (встаем и изображаем ходьбу на месте)
Не ошибешься, если скажешь, что это…(гном) (Разводим руки в стороны и отвечаем на загадку)
Психолог: Молодец, это действительно гномик, а зовут его Тимофей. Давай, посмотрим на него (на мольберт психолог прикрепляет грустного гномика). Только он какой-то совсем не весёлый. Как ты думаешь, какое у него настроение? (ответы). Конечно грустное! Давай, покажем, как наш гномик грустит (ребенок изображает грустного гномика).
Психолог: Скажи, пожалуйста, а ты хочешь знать, что с ним случилось? (ответы). Тогда слушай. В одном сказочном лесу жил гномик по имени Тимофей. Он дружил с маленькими человечками-чувствами. Звали их Радость, Грусть, Злость и Страх (психолог на мольберт вывешивает карточки с человечками-чувствами). Жили эти маленькие человечки-чувства внутри нашего гномика. И когда гномику было радостно, то появлялась Радость. Давайте найдём среди ваших карточек человечка с чувством радости (ребенок находит человечка-чувство). Когда он грустил, то появлялась Грусть, когда злился, то появлялась Злость. А когда гномику было страшно, то приходил Страх (ребенок находит человечков-чувства). Но однажды гномик проснулся, а все чувства у него исчезли. Осталась только Грусть. Теперь он не может бояться, злиться и радоваться, а ему так хочется вернуть свои чувства обратно. Поможем в этом гномику? (ответы). А трудностей не боишься? (ответы). Тогда вперёд на встречу приключениям! А наш мячик покажет нам туда дорогу. (Психолог катит мяч по полу, а ребенок идет за ним к столу с песком.)
Психолог: вот мы и на месте. Мы попали с тобой в песочный мир, но песок там не обычный, а волшебный. Именно он поможет нам вернуть чувства нашего гномика.
Но для начала давай вспомним правила обращения с песком:
1. Песок нельзя сыпать на стол, нельзя им бросаться. Если просыпался песок - попроси помощи у взрослого.
2. после занятия с песком, нужно привести в порядок рабочее место.
3. После игр с песком надо помыть руки. (показать мнемотаблицу)
Психолог: Когда мы приходим к кому-то в гости, то, что первым делом делаем? (ответы.) Конечно, здороваемся! Давай, поздороваемся с нашим песочком
Упражнение «Здравствуй, песок!» Положи, пожалуйста, ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, влажный, шершавый, мягкий). Поздоровайся кулачками (стучит кулачками по песку), поздоровайся ручками (перетирает песок между ладошек), поздоровайся пальчиками…
(Психолог показывает как, а ребенок выполняет.)
Психолог: Ой! Слышишь. (Включается звук песка.) Песочек тоже с нами здоровается и говорит, что нам поможет если мы с ним немного поиграем. Поиграем с ним? (ответы.)
Психолог: сейчас наш песочек будет загадывать разные чувства, а тебе нужно догадаться, что это за чувство. (Психолог показывает картинку грустного ребенка) Как ты думаешь, какое чувство показывает нам песочек? (ответы ГРУСТЬ.). Давай нарисуем грустное лицо на песке (рисуем при помощи песочного карандаша или руками). Как ты думаешь, почему этот ребенок грустит? Подумай, а как можно прогнать грусть? (ответы). Давай, подарим грустному ребенку подарок: игрушку или конфету (рисуем на песке).
А теперь песок хочет показать нам вот такое чувство! (Психолог показывает картинку ребенка, который напугался) Что это за чувство? (ответы СТРАХ.) А теперь давай попробуем с тобой нарисовать страх, что ты боишься? нарисуй (рисует на песке страх). Подумай, пожалуйста, как можно справится с чувством страха? Давай страшное перерисуем в смешное или красивое! (меняем страх на песке на смешное)
А теперь песок хочет показать нам вот такое чувство! (Психолог показывает картинку ребенка, который злится) Что это за чувство? (ответы ЗЛОСТЬ). Попробуй нарисовать злость. Молодец! Как можно справиться со злостью? Давай пощекочем песок!! Ой, смотри как он здорово смеётся. (Включается запись детского смеха.) Что это за чувство он нам показывает? (ответы.) Конечно — это РАДОСТЬ! Нарисуем радость!!
Психолог: Песочек очень благодарен тебе, что ты с ним поиграла и за это возвращает нам чувства гномика. А мы с тобой давай тоже его отблагодарим и подарим наши улыбки. Посмотри, на столе стоит поднос с разноцветными камнями (бусинками). Давай с их помощью выложим на песке улыбку. (ребенок выполняет задание.)
Давай попрощаемся с песком.
До свидания, песок, до свидания дружок, до новых встреч!
В ладоши наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Нам ты подрасти помог.
Психолог: А нам пора возвращаться к гномику. Обратный путь нам тоже покажет наш мячик.
Психолог: Ты молодец! Тебе удалось найти все чувства гномика. Давай, их отдадим нашему гномику. Подходи к мольберту и прикрепи их на магнит. (ребенок идет с карточками к мольберту и прикрепляют с помощью магнитов карточки рядом с гномиком.) Посмотри. Наш Тимофей перестал грустить и стал каким? Правильно, радостным!! (меняем грустного гномика на веселого)
Рефлексия.
Психолог: Наше занятие подходит к концу. Давай вспомним, в какой стране мы побывали? про какие чувства сегодня шла речь? С каким настроением ты завершаешь наше путешествие?
(ответы)
Психолог: ну а теперь пришло время попрощаться. Давай возьмёмся за руки и повторим за мной слова.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.
Самоанализ коррекционо-развивающего занятия.
Вашему вниманию было представлено индивидуальное коррекционно-развивающее занятие, с использованием элементов песочной игротерапии «В поисках чувств».
Разрабатывая данное занятие я, прежде всего, учитывала возрастные и индивидуальные особенности ребенка (небольшая тревожность, замкнутость) подготовительной группы, поставила
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, посредством песочной игротерапии.
Задачи:
- Продолжать обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- Продолжать знакомить с некоторыми эмоциями: радость, грусть, злость, страх;
- Способствовать снятию психофизического напряжения, регуляции мышечного напряжения и расслабления;
- Формировать умения соотносить графическое изображение с эмоцией;
- Обогащение опыта трансформировать негативные чувства и эмоции в позитивные.
В целом песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности ребенка, кроме того пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.
Для успешного проведения занятия весь демонстративный материал был подготовлен заранее. Использовался кварцевый песок, туба для рисования песком.
Данное коррекционно-развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой:
Организационно-мотивационная часть:
- Приветствие
- психогимнастика «Гномик»
Основная часть:
- разговор о эмоциях Радость, грусть, злость, страх
- творческая работа с песком
Заключительная часть
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя на работу.
Основной этап опирается на ознакомление и применение песочных упражнений, где творческая деятельность становится средством гармонизации внутреннего мира ребенка, снятия психофизического напряжения.
Заключительная часть позволила закрепить полученные знания и развить элементарные навыки самооценки.
Так же, хочу отметить, что во время повседневных занятий в работе с песком я разрешаю детям поиграть с песком самостоятельно.
Таким образом, я считаю, что содержание занятия позволило создать атмосферу благотворного влияния на эмоциональное состояние ребенка, снять мышечное напряжение. Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...

"Использование метода песочной игротерапии в речевом и познавательном развитии дошкольников".
Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить у...

Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии Тема: Песочные чудеса ( от 9.03.2021)
Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, развитие зрительно-моторной координации в процессе игровой деятельности с песком....

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...
