Психологический тренинг общение без проблем
методическая разработка по психологии

Горбунова Алёна Васильевна

 Психологический тренинг «Общение без проблем»

Цель: просвещение родителей в области коммуникации и воспитания детей.

Задачи:

  1. Показать отрицательное /положительное  влияние слов и мыслей на человека;
  2. Раскрыть на примерах последствия от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
  3.  Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  4. Демонстрация эффективных техник общения с детьми.

Участники: родители

Длительность тренинга:40 – 60 мин.

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, видеоматериал,  презентация,  музыка для релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshchenie_bez_problem.docx36.58 КБ
Файл obshchenie_bez_problem.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

 Психологический тренинг «Общение без проблем»

Цель: просвещение родителей в области коммуникации и воспитания детей.

Задачи:

  1. Показать отрицательное /положительное  влияние слов и мыслей на человека;
  2. Раскрыть на примерах последствия от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
  3.  Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  4. Демонстрация эффективных техник общения с детьми.

Участники: родители

Длительность тренинга:40 – 60 мин.

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, видеоматериал,  презентация,  музыка для релаксации.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть  вас на нашей совместной встрече, для начала давайте мы представимся. Тема нашего занятия  «Общение без проблем».

  1. Основная часть:

Упражнение «Ребенок-статуя»

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.

Ты — моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

Родитель 1 — Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазет! (Достает шарфик и завязывает дочери глаза.)

И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус. Приезжаем в школу и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать. 

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...

Родитель 2-— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!(Завязывает рот еще одним шарфиком.)

Родитель 3 - Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Завязывает руки шарфиком.)

Родитель 4 Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И в этот раз завязывает ноги.)

Родитель 5 Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

Родитель 6 - Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня! (На этих словах очень сильно перевязывает живот.) И продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Ведущий: Что вам хочется развязать в первую очередь?

Ведущий: что чувствовали ? какие эмоции испытывали?

Что являлось поддерживающим фактором.

 «Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале.

Ребенку тяжело слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

Смена на слайд 2

Беседа «невербальное общение»

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.

Важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи.

В общении с детьми очень важен зрительный контакт. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. Важно быть на одном уровне с ребенком. Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух.

Использование позы, открытой к общению. т. е. наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

Обоюдное, совместное внимание Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету чрезвычайно важно для привлечения интереса ребенка к насущной теме.

Жесты. Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

Звуки (угу, м-м-м, ах)(активное слушание) Использование родителями голосовых реакций (не словесных) при разговоре с ребенком демонстрирует ему нашу заинтересованность в том, что он говорит.

Удивительно, что внимание к невербальному общению и несколько небольших его корректировок может настолько серьезно влиять на нашу связь с детьми и на то, как они будут взаимодействовать с окружающим миром.

Смена на слайд 3

Алгоритм «Я высказывания»

 Сейчас мы с вами познакомимся с алгоритмом «Я-Высказывания» и немного потренируемся.

Алгоритм был в книге советского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер, предложен для конструктивного общения с детьми.

Скорее всего все слышали, все знают, но мало кто практикует сознательно. И далеко не все понимают его алгоритм.

Я-высказывание — форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих.

Смена на слайд 4

Этот алгоритм можно вписать в формулу: Ситуация + Я-чувство + Объяснение

Смена на слайд 5

  • Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
  • Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
  • Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
  • Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
  • Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Смена на слайд 6

Приведём  примеры использования «Я-высказывания» и цитаты статьи психолога Николая Козлова с важными дополнениями.

Ты- Высказывание

Я- Высказывание

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда со мной разговаривают некорректно, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому — я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Да, общаться «Ты-высказываниями» быстрее, привычнее. Но если мы дорожим нашими отношениями и ходим сохранить доверительный контакт, думаю стоит задуматься, как мы общаемся.

ВАЖНО! избегать «Я-высказывания», когда вы в сильном негативе. В коммуникации может настать такой момент, когда возможность договориться или уступить не рассматривается. В такой ситуации «я-высказывания» будут выглядеть как перетягивание одеяла на себя и игнорирование.

В основе должно лежать не желание выпустить пар, сбросить негатив, а мягко и без давления сообщать о своих чувствах.

Смена на слайд 7

Фраза «Я в бешенстве, когда вижу невымытую посуду» запустит скандал с пол-оборота. Почему? пауза

Потому что собеседник в этой фразе услышит: «Я в бешенстве, когда вижу невымытую ТОБОЙ посуду», эта фраза обвиняет: «Ты виноват, ты доводишь меня до бешенства!». Если вы в своих «Я-высказываниях» думаете только о себе и своих чувствах, вы легко можете соскользнуть на обвинения.

Смена на слайд 8

3. Заключительная часть:

Погружение в детство

Ведущий: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза».

Инструкция        для        ведущего:        в        этом        сюжете        актуализируется        чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства. В этом случае участникам стоит предложить ими поделиться с остальными.

Ведущий: «Проживание данной ситуации ценно тем, что она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в детском возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности ребенка в дальнейшей жизни».

Заключительное слово ведущего:

Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами. Давайте похлопаем друг другу….

Я-высказывание

Ты-высказывание

Нацелено на выражение чувств родителя о ситуации. Каждый имеет право на любые чувства, поэтому это невозможно поставить под вопрос.

Нацелено на поведение/чувства противоположной стороны, т.е. является мнением, которое легко становится предметом ссоры.

Направлено на отстаивание своих границ и прав, а не ограничение прав ребенка.

Часто нарушает границы другого, является требованием к нему.

Оставляя ответственность за чувства на родителе, делает ответственным за собственное поведение ребенка.

Пытается сделать ответственным и за чувства, и за поведение ребенка.

Помогает родителю регулировать свои собственные чувства и облегчает эмоциональное состояние.

Не помогает родителю справиться с эмоциями, т.к. перекладывает эту задачу на ребенка

Предполагает общение на равных, а не сверху вниз.

Предполагает позицию «обвиняющего» и «виноватого»

Является проявлением уверенности, как и любое высказывание о собственных эмоциях.

Является проявлением агрессии, злости и бессилия

Наблюдаемые факты о том, что происходит

 

+ Местоимение «я», «мне», «меня»

 

+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации

 

+ Объяснение, почему возникают такие чувства

 

+ Озвучивание дальнейших действий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение без проблем

Слайд 2

В общении с детьми очень важны: зрительный контакт быть на одном уровне с ребенком Использование позы, открытой к общению. Обоюдное , совместное внимание Жесты . Звуки (угу, м-м-м, ах)(активное слушание ) Важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи.

Слайд 3

Алгоритм «Я высказывания» Я-высказывание — форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих.

Слайд 4

Этот алгоритм можно вписать в формулу : Ситуация Я - Чувство Объяснение

Слайд 5

Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»). Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»). Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...») Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Слайд 6

Ты- Высказывание Я- Высказывание Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. Вечно ты хамишь! Когда со мной разговаривают некорректно, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому — я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Слайд 7

«Я в бешенстве, когда вижу невымытую посуду» «Я в бешенстве, когда вижу невымытую ТОБОЙ посуду», «Ты виноват, ты доводишь меня до бешенства!».

Слайд 8

Ты- Высказывание Я- Высказывание Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? Ты всегда ужасно себя ведешь! Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Социально-психологический тренинг межличностного общения

Социально-психологический тренинг межличностного роста...

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...

Семинар - тренинг для воспитателей "Психологическая коррекция общения"

Семинар-тренинг проводится для воспитателей с целью поиска новых способов поведения в контактах с коллегами и развития навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними....

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Психологический тренинг «В новый год без старых проблем»

Педагог-психолог Соколова Л. В.Цель: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе, психологически комфортную атмосферу. Способствовать развитию у педагогов позитивной...