Выступление на педсовете "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов ДОУ"
методическая разработка по психологии
Цель: Профилактика профессионального выгорания, сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов ДОУ.
Задачи:
- Повысить компетентность педагогов по вопросу сохранения его психологического здоровья.
- Обучить и отработать навыки психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.
- Повысить самооценку и уверенность в себе и собственных силах педагога.
- Мотивировать к дальнейшему поиску реабилитационных упражнений и использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
"Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Цель: Профилактика профессионального выгорания, сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов ДОУ.
Задачи:
- Повысить компетентность педагогов по вопросу сохранения его психологического здоровья.
- Обучить и отработать навыки психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.
- Повысить самооценку и уверенность в себе и собственных силах педагога.
- Мотивировать к дальнейшему поиску реабилитационных упражнений и использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни.
Ход выступления:
1.Психологическая разминка «Часы».
История приветствия: В одном городе на городской площади есть старинные часы. Как только куранты пробьют один раз, жители этого города, приветствуя друг - друга, трутся ладошками. Если куранты пробьют 2-раза, трутся спинами.
Профессия педагога предполагает нагрузку в основном на эмоциональную, чувственную сферу. Это "работа сердца и нервов", как говорил Сухомлинский.
Тем не менее, современная статистика такова: Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
По данным многих исследований, даже у молодых педагогов частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для педагогов со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Основными признаками эмоционального выгорания являются: нервное истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к детям, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.
Негативное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами.
Практика показывает, что педагогу в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Каждый педагог довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Регулярное использование упражнений по саморегуляции будут способствовать, уважаемые педагоги, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье.
Естественные способы регуляции организма
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном; вдыхание свежего воздуха;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
- Прослушивание аффермаций.
Психолог: Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится все больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние. Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни.
2.Упражнение «Звери»
Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, собака, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, Белка ). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
3. Упражнение «Улыбка».
Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».
Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.
Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам.
Тренировка улыбки.
Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
- Упражнение “Ха!”
Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!” (повтор 4 раза).
Психолог: предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест.
Тест на скрытый стресс
Инструкция: внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.
1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.
2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу, а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.
3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.
4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.
5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.
6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.
7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.
9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.
Итоги: Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.
Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
– Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Ароматерапия.
Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.
Например Эфирное масло «Роза» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости,для лечения неврозов и бессонницы.
Звучит медленная музыка.
Заключительное Упражнение: Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Психолог: Предлагает Педагогам достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или, что им нужно сделать в ближайшее время.
Психолог: можно также создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом будут влиять на ваше настроение, подбадривать и придавать вам уверенности в жизни!
Психологическое здоровье – это состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать.
Уважаемые педагоги чаще улыбайтесь и будьте психологически здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

методическая разработка на тему: "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"
Разработанный психологический тренинг для воспитателей....

мастер-класс "Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов"
Методический материал предназначен для работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»
Семинар-практикум «Укрепление психологического здоровья педагогов. Кинезиологическая самокоррекция»...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...

