Метод «Фишбоун» в дошкольном образовании
консультация по психологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Гнездышко»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Гнездышко)
658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60
тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03
Игропрактика как технология развития активности детей дошкольного возраста
Подготовил: учитель-логопед
Гриценко И.Ю.
Рубцовск, 2025 г.
«Фишбоун» (fishbone – рыбья кость) – это метод основанный на осознании проблем, способов их решения и постановке образовательных задач. В основе данного метода лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа некоего объекта или явления причины возникновения проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схема «Рыбья кость» включает в себя четыре основных блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек рыбы.
Голова – символ проблемы, вопроса или темы, которые подлежат анализу, или место фиксации цели.
Верхние косточки – место, где записываются основные понятия темы, причины, которые привели к возникновению проблемы.
Нижние косточки – место, куда в процессе обсуждения вписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Метод «Фишбоун» (Fishbone Diagram), также известный как диаграмма Ишикавы или причинно-следственная диаграмма, широко используется в различных областях для анализа причинно-следственных связей. Однако применение этого метода в дошкольном образовании требует адаптации, чтобы соответствовать особенностям восприятия и мышления маленьких детей. В данной статье мы рассмотрим, как можно использовать метод «Фишбоун» в дошкольном образовании и какие преимущества он может принести.
Адаптация метода «Фишбоун» для дошкольников
Для начала стоит отметить, что классический метод «Фишбоун» включает в себя шесть основных категорий причин: люди, методы, машины, материалы, измерения и среда. В дошкольном образовании эти категории могут быть упрощены и адаптированы под конкретные образовательные цели.
Шаги применения метода «Фишбоун» в дошкольном образовании
1. Выбор темы: Определите тему, которую хотите изучить с помощью метода «Фишбоун». Это может быть любая проблема или ситуация, которую вы хотите проанализировать вместе с детьми. Например, почему листья меняют цвет осенью.
2. Построение основы диаграммы: Нарисуйте основу диаграммы на большом листе бумаги или доске. Это должна быть простая схема, напоминающая скелет рыбы, с центральной линией и отходящими от неё ветвями.
3. Определение категорий: Вместо шести классических категорий выберите три-четыре простые категории, которые помогут детям разобраться в проблеме. Например, для темы «Почему листья меняют цвет?» можно использовать следующие категории: погода, растения, времена года, питание.
4. Заполнение диаграммы: Вместе с детьми начните заполнять диаграмму, добавляя причины в соответствующие категории. Например, в категорию «погода» можно добавить изменение температуры, уменьшение солнечного света и т.д.
5. Обсуждение и анализ: Попросите детей объяснить, как каждая причина влияет на изменение цвета листьев. Это поможет им лучше понять причинно-следственные связи и развить аналитическое мышление.
6. Заключение: Подведите итог, обобщив все найденные причины и сделав вывод о том, как они влияют на изменение цвета листьев.
Примеры использования метода «Фишбоун» в дошкольном образовании
1. Почему снег тает? Категории: температура, солнечный свет, ветер, влажность.
2. Как растут растения? Категории: почва, вода, солнечный свет, воздух.
3. Что нужно для постройки дома? Категории: материалы, инструменты, рабочие, планы.
Преимущества использования метода «Фишбоун» в дошкольном образовании
1. Развитие аналитического мышления: Дети учатся разбивать сложные проблемы на составляющие и анализировать их.
2. Улучшение понимания причинно-следственных связей: Метод помогает детям увидеть, как одни события влияют на другие.
3. Стимулирование творческого мышления: Процесс заполнения диаграммы побуждает детей думать нестандартно и предлагать свои версии причин.
4. Укрепление навыков совместной работы: Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков и умения сотрудничать.
Метод «Фишбоун» может стать отличным инструментом для развития аналитических и творческих способностей у дошкольников. Адаптировав его под нужды и возможности маленьких детей, педагоги смогут эффективно использовать этот метод для решения образовательных задач и повышения качества обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в дошкольном образовании
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окруж...

Статья: Метод проектов в дошкольном образовании
Статья даёт определение проектного метода и описывает основные типы проектов, применяющиеся в дошкольном образовании для разных возрастных групп детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей д...

Консультация для воспитателей "Теоретическое обоснование использования метода проектов в дошкольном образовании."
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деят...

Метод проектов в дошкольном образовании
Методические рекомендации по проектной деятельности в ДОУ....

Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...

