Рабочая программа "Работа с гиперактивными детьми"
рабочая программа по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пятунина Анастасия Олеговна

Цель программы: развитие контроля над импульсивностью и управлением двигательной активностью.

Задачи программы:

  1. Развитие   внимания    ребенка   (концентрация,   переключаемость, распределение).
  2. Снижение эмоционального напряжения.
  3. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам
  4. Обучение детей выразительным движениям.
  5. Формирование у детей модальных представлений.
  6. Обучение ауторелаксации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rabota_s_giperaktivnymi.docx179.41 КБ

Предварительный просмотр:

            ПРИНЯТА:                                           УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                        Директор МБОУ «Ивановская СОШ»        

          Протокол №___от _______                        А.И.Трубецкой___________________        

                              Приказом №______ от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБОУ «Ивановская СОШ»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная ситуация: «Работа с гиперактивными детьми»

Возрастная группа: 4-7 лет

Целевая группа: дети «группы риска»

Срок реализации программы: 3 года

Ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог Пятунина А.О.

Оренбургский район, Ивановка, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………….............

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы……………………………………

3

1.1.2.

Научные, методологические и методические основы Программы……………………………………………………………

4

1.1.3.

Принципы формирования Программы………………………………….

4

1.2.

Обоснование необходимости реализации Программы для достижения указанных целей и задач…………………………………………………..

5

1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики..

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Структура Программы…………………… ………………………………..

8

2.2.

Учебно-тематический план ……………………………………………..

9

2.3.

Ожидаемые результаты реализации Программы и контроль …………

14

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............

16

3.2.

Режим реализации Программы ……………………………………………

17

3.3.

Расписание занятий ………………………………………………………...

17

4.

Приложение 1…………………………………………………………….

18

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы работы с гиперактивными детьми И. Л. Арцишевской.

Программа является развивающей психолого-педагогической программой.

Контингент детей, на которых ориентирована данная программа: дети старшего дошкольного возраста. Количественный состав группы:   от 5 до 8 обучающихся. В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы. Перед    тем    как    приступить    к    основному    курсу    занятий,    с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания и контроля над импульсивностью.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: развитие контроля над импульсивностью и управлением двигательной активностью.

Задачи программы:

  1. Развитие        внимания        ребенка        (концентрация,        переключаемость, распределение).
  2. Снижение эмоционального напряжения.
  3. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам
  4. Обучение детей выразительным движениям.
  5. Формирование у детей модальных представлений.
  6. Обучение ауторелаксации.
  1. Научные, методологические и методические основы Программы

Профилактическая работа с детьми, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание теоритических основ.

Научными, методологическими и методическими основами программы являются следующие положения:

  • феликсологический подход   предполагает   формирование   у   ребенка
  • способности быть счастливым (Щуркова Н.Е.);
  • гуманистический: ребенок выступает в роли субъекта и носителя способности быть стратегом собственного поведения, деятельности, осознающего наивысшие ценности жизни и себя в них, как непреходящую ценность и реализующую их в «Я – глобальном» в позитивной «Я – концепции» (Я – реальное, Я – ситуативное, Я – перспективное)) (Маслоу А., Роджерс К.);
  • субъектный подход - обеспечение субъектности ребенка в коррекционно-развивающем процессе как важнейшее условие развития индивидуальности личности (А. Н. Тубельский, Е. Д. Божович);
  • функционально-уровневый подход (В.А. Пермякова) - развитие и формирование функциональных систем в зависимости от социального окружения, обучения и воспитания с опорой на индивидуально- типологические, здоровьесберегающие аспекты;
  • подход единства психолого-педагогической теории и практики в развитии и деятельности (теория развития личности в деятельности Гальперина-Выготского).
  1. Принципы формирования Программы

В качестве одного из методологических оснований могут выступать принципы - исходные положения, определяющие подходы к реализации программы:

  • Принцип гуманизма - вера в возможности ребенка, субъектного, позитивного.
  • Принцип системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы.
  • Принцип реальности - предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации его развития.
  • Принцип деятельностного подхода предполагает опору профилактической работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование личности ребенка.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения форм и методов профилактической работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей и задач работы.
  • Принцип рефлексивности - целенаправленно организованная рефлексия способствует осмыслению и оцениванию обучающимися себя, собственного ценностного выбора и своей деятельности.
  1. Обоснование необходимости реализации Программы для достижения указанных целей и задач.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является причиной обращений за психологической помощью. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Гиперактивные дети во время коллективных занятий часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики дезадаптации в социуме необходимо своевременное выявление и коррекционно-развивающая работа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психологическая характеристика детей  для разработки и реализации  Программы:

№ п/п

Характеризуемые параметры

Характеристика ребёнка

Особенности эмоциональной сферы

1

Эмоциональные проявления

Ребёнок легко возбудим, неуравновешен. Самостоятельно контролировать свое поведение может с трудом. Своим поведением старается привлечь к себе внимание других детей. Не всегда способен контролировать свою деятельность, не всегда доводит начатое до конца и не всегда сохраняет инструкцию до конца задания. Поэтому инструкция к заданиям повторяется несколько раз. Необходим контроль и организующая помощь со стороны педагога. Принимает помощь педагога. Стремиться преодолеть трудности на замечания педагога. Двигательную активный, проявляет неустойчивый интерес к выполнению заданий.  Не всегда способен контролировать свою деятельность, не всегда доводит начатое до конца. Часто отвлекается на посторонние раздражители и не всегда сохраняет инструкцию до конца задания.

Преобладающий эмоциональный фон

Возбудимый, проявляет повышенную двигательную активный. Отмечаются колебания настроения в течение дня.

Эмоциональный контроль

Поведение ребенка можно охарактеризовать как импульсивное, нецеленаправленное.

Замечания со стороны педагогов никакого влияния на него не оказывают. Поведение ребенка можно охарактеризовать как импульсивное, нецеленаправленное.

Особенности поведения

2

Проблемы в поведении

Поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих, трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Трудно концентрировать свое внимание, легко отвлекается.  Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы. Импульсивность проявляется: неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого).

Особенности развития познавательной сферы

3

Восприятие

Средний или низкий  уровень развития восприятия целостного образа. Средний или низкий уровень развития  умения  выделять фигуру из фона, дифференцировать объекты.

Мышление

Средний или низкий уровень сформированности понятий посредством операции классификации, обобщения.   Средний уровень речевого развития, способности к обоснованному рассуждению о связях событий в их логической последовательности. Средний или низкий уровень сформированности саморегуляции и обучаемости. Средний уровня ориентировки в окружающем мире: имеются представление о семье, животном и растительном мире, насекомых, рыбах, птицах, транспорте, профессиях людей, месте проживания. Затруднена ориентировка  в пространстве и на плоскости.  Способность  к позиционности развита недостаточно, затрудняется корректировать свою точку зрения и мнение других.

Внимание

Уровень утомляемости высокий. Внимание неустойчивое, непроизвольное.

Память

 Уровень развития кратковременной и долговременной памяти средний или низкий.

  1. Содержательный раздел

  1. Структура Программы

Содержание   Программы:    Программа    состоит    из    16    занятий.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Поводом для зачисления ребенка в группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

Основные содержательные линии программы:

  • развитие саморегуляции, как условия успешного взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
  • развитие устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие рефлексии своего состояния.

Этапы реализации программы: подготовительный этап, коррекционно-развивающий этап, заключительный этап.

Подготовительный этап работы состоит в проведении первичной диагностики по выбранным диагностическим методикам, выявлении показаний у ребенка для проведения психологической коррекции.

На коррекционно-развивающем этапе идет работа в соответствии с учебно-тематическим планом занятий, которая направлена на реализацию поставленных целей и задач.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, проведение повторной диагностики, определение эффективности программы.

Структурные компоненты занятий:

  1. Подготовительная часть включает в себя психогимнастику, психологические игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создания благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника, а также ритуала приветствия и принятия правил работы.
  2. Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, развитие внимания и воображения, развитие координации движений, снятие психоэмоционального напряжения, осуществляется путем использования упражнений и игр, направленных на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания.

Заключительная часть включает в себя подведение итогов, телесно- мышечную разрядку и ритуал прощания.

Сроки реализации программы: реализация программы рассчитана на проведение психокоррекционных занятий в течение 3 месяцев. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20 минут.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество  часов

1.

Знакомство с                                     группой.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение Принятие правил группы, знакомство с правилами техники безопасности.
  3. «Йоговская гимнастика для малы- шей».

Основная часть.

1.Упражнение «Камень и путник». 2.Упражнение «Будь внимателен!». 3.Упражнение «Передай движение». Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

20 мин

2.

Самолеты

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей».

3.Упражнение «Изобрази явление».

Основная часть.

1.Упражнение «Самолеты» . 2.Упражнение (телесно- ориентированное).

  1. «Надоедливая муха».
  2. Упражнение «Раз, два, три — говори!».

Заключительная часть.

1.Упражнение «Одно большое животное».

Рефлексия занятия.

20 мин

3.

Я кубик несу и не уроню

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Запретное движение».

Основная часть.

  1. Упражнение «Зоопарк».
  2. Упражнение «Я кубик несу и не уроню».

Заключительная часть.

1.Упражнение «Шалтай-болтай».

Рефлексия занятия.

20 мин

4.

Паровозик с

именем

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Расскажем и покажем»

Основная часть.

1.Упражнение «Передай мяч». 2.Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч».

3.Упражнение «Паровозик с именем».

Заключительная часть

20 мин

5.

Космическое путешествие

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Расскажем и покажем».

Основная часть.

1.Игра «Космическое путешествие». 2.Упражнение «Интервью».

3.Упражнение «Росток». 4.Упражнение «Пловцы». Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

20 мин

6.

Внимательные глазки

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей».

3.Упражнение «Изобрази явление».

Основная часть.

1.Подвижная игра «Светофор». 2.Упражнение «Коврик злости».

  1. Игра «Внимательные глазки»
  2. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» 5.Упражнение «Расскажем и

покажем».

6.Упражнение «Знаете ли вы буквы?»

7.Упражнение «Кто за кем стоит?» Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга».
  2. Рефлексия занятия.

20 мин

7.

Волшебный

мешочек

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение Игра «Жмурки»

Основная часть.

1.Игра «Потягушечки» 2.Упражнение «Лимон».

3. Упражнение «Волшебный мешочек 4.Упражнение «Опиши игрушку». Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

20 мин

8.

Учусь

узнавать!

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей». Основная часть.

  1. Телесно-ориентированное
  2. Упражнение «Слепой и поводырь. 3.Игра «Летает — не летает».

4.Совместное рисование человека, 5.Игра «Что изменилось?».

Заключительная часть.

1.Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».

Рефлексия занятия.

20 мин

9.

Солнечные

лучики.

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Кричалки — шепталки — молчалки».

3.Упражнение «Солнечный лучик».

Основная часть.

  1. Игра «Кто первый прыгнет в круг».
  2. Игра «Не спеши». Заключительная часть. Рефлексия занятия.

20 мин

10.

Пластилинова

я кукла

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Давайте поздороваемся Основная часть.

  1. Игра «Море волнуется».
  2. Телесно-ориентированное

упражнение «Пластилиновая кукла».

3.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Заключительная часть.

1.Упражнение «Шалтай-болтай». 2.Рефлексия занятия.

20 мин

11.

Зимние

забавы

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Расставить посты!»

Основная часть.

1.Упражнение «Что изменилось». 2.Упражнение «Снежинка».

  1. Игра «Зимние забавы».
  2. Арт- терапевтическое упражнение

«Совместное рисование снеговика».

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик».
  2. Упражнение «Лыжники». 3.Рефлексия занятия.

20 мин

12.

Учимся

искать ошибки

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Танец снежинок».

Основная часть.

  1. Игра «Ручеек».
  2. Упражнение «Одно большое животное».
  3. Упражнение «Ищем ошибки».
  4. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки».
  5. Игра «Испорченный телефон»

Заключительная часть

1.Игра «Паровозик с именем». 2.Рефлексия занятия.

20 мин

13.

Броуновское

движение

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Расскажем и покажем».

Основная часть.

1.Игра «Слушай и отвечай». 2.Упражнение «Броуновское движение».

  1. Игра «Угадай фигурку».
  2. Игра «Съедобное — несъедобное».

Заключительная часть.

  1. Упражнение «Сидели два медведя...».
  2. Рефлексия занятия.

20 мин

14.

Цирковые

артисты

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Я кубик несу и не уроню».

Основная часть.

1.Игра «Цирковые артисты». 2.Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны».

3.Игра «Да» и «нет» не говори».

Заключительная часть. 1.Упражнение «Расскажем и покажем».

2.Рефлексия занятия.

20 мин

15.

Учусь

слушать!

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Черепашки» Основная часть.

  1. Игра «Слушай команду».
  2. Игра «Жужа».
  3. Рисование на заданную тему

Заключительная часть. 1.Упражнение «Расскажем и покажем».

2. Рефлексия занятия.

20 мин

16.

Комплименты

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Флажок»

Основная часть.

  1. Упражнение «Комплименты».
  2. Подвижная игра «Сова». 3.Упражнение «Эмоции». Заключительная часть.
  1. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик».
  2. Рефлексия занятия.

20 минут

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы и контроль

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  1. Стабилизация разбалансированности свойств внимания.

  2. Положительный уровень взаимоотношений со сверстниками, с родителями, низкий уровень конфликтности с воспитателями.
  3. Приобретение навыков самоконтроля в структурированных ситуациях.

Формируемые компетенции: рефлексивная, позволяющая осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своего поведения, познавательная, коммуникативная.

Критерии определения уровня достижения планируемых результатов:

  • Развитие основных коммуникативных навыков.

  • Владение навыками саморегуляции, согласованности движений.
  • Расширение и углубление самопознания.
  • Умение контролировать эмоционально-выразительные движения.

Инструменты оценки эффективности программы: беседа, наблюдение, тестирование, диагностические методики.

Механизм отслеживания результатов реализации программы:

В рамках работы по программе проводится:

  • входная и выходная диагностика;
  • наблюдение психолога за изменениями в поведении, словах обучающихся, способах разрешения трудностей каждого ребёнка.

Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей осуществляется с помощью теста самоконтроля и произвольности, проективного теста «Несуществующее животное».

Для        оценки        эффективности        программы        рассматриваются        динамика изменения следующих показателей:

   Снижение отклонения цветопредпочтения от аутогенной нормы (по методике Люшера).

   Снижение        процентного        показателя        тревожности        (по методике Люшера).

   Повышение        процентного        показателя        работоспособности        (по методике Люшера).

  • Повышение способности к разностороннему анализу ситуации.
  • Улучшение внимания.
  • Повышение самооценки.

Контроль за осуществлением мероприятий, сроками реализации программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

3.  Организационный раздел.  

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

№ п/п

Наименование игр и дидактических пособий

Количество

Пособия на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

1

Дидактическая игра «Эмоции»

1

2

Карточки Домана «Эмоции»

1

3

Дидактическая игра «Кукольные человечки»

1

4

Дидактическая игра «Семья»

1

Пособия на развитие сенсорной сферы

1

Бизикуб «Семицветик»

1

2

Цилиндры

3

3

Пирамидка

1

4

Телескоп малый

1

5

Заводные игрушки

9

6

Машинки

8

7

Молоток озвученный

1

8

Мягкие игрушки

9

9

Кукла

1

Пособия на развитие познавательных процессов

1

Дидактическая игра «Гномы в стаканчиках»

1

2

Дидактическая игра «Бирюльки»

2

3

Дидактическая игра «Придумай рифму»

1

4

Дидактическая игра «Умный веер»

1

5

Дидактическая игра «Магнитный жезл»

1

6

Дидактическая игра «Четыре в ряд»

1

7

Карточки Домана «Попугаи»

1

8

Карточки Домана «Дикие Животные»

1

9

Геоборд «Мама и детеныши»

1

10

Головоломка Танграм

1

11

Танграм « Животный тетрис»

1

Пособия на развитие мелкой моторики

1

Сортер «Веселые бусинки»

1

2

Шнуровки

1

3

Мозаика с камешками

1

  1. Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

16

1

20 мин.

Групповая по результатам диагностики, по запросу.

  1. Расписание занятий

День недели

Время

Наименование образовательной ситуации

Количество человек

Вторник

10:00-10:20

«Работа с гиперактивными детьми»

По запросу и результатам диагностики

Приложение 1

Содержание занятий

Занятие 1.

Знакомство с группой.

Цель: налаживание отношений психолога с группой и детей между собой.

Необходимые материалы: мяч средних размеров.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Принятие правил группы, знакомство с правилами техники безопасности».

Цель:        выработать   правила,        по        которым        будет        проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.

  1. «Йоговская гимнастика для малышей». Цель: разогрев участников.

Основная часть.

  1. Упражнение «Прогулка в лес».

Цель: развитие внимания, наблюдательности и воображения.

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

-Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и

т.д.


  1. Упражнение « Камень и путник».

Цель: развитие внимания, наблюдательности и воображения.

Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает

кому-то из детей стать «камнями», а другим - «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, опираясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. По том дети меняются ролями.

По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были

«камни» удобные или неудобные, твердые или мягкие?

  1. Упражнение «Будь внимателен!».

Цель: развитие внимания, наблюдательности и воображения.

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.

Игра проводится в быстром темпе.

  1. Упражнение «Передай движение».

Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.

Упражнение выполняется молча.

Заключительная часть.

Рефлексия занятия. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

Занятие 2 Самолеты.

Цель: формирование навыков устойчивости внимания и наблюдательности.

Необходимые материалы: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина-30 см).

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. «Йоговская гимнастика для малышей». Цель: разогрев участников.
  3. Упражнение «Изобрази явление».

Цель: снижение телесно-мышечного напряжения.

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог        показывает        движения,        которые        соответствуют этим  явлениям:

«Дует ветер» — дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи » — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

Основная часть.

  1. Упражнение «Самолеты».

Цель: развитие наблюдательности, усидчивости.

Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме».

Психолог говорит: Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

Психолог говорит: Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» - дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

  1. Упражнение «Надоедливая муха». Цель: снятие мышечного напряжения. Психолог говорит:

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз поморгайте ими, Перелетает со щеки на щеку надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок подвигайте челюстью и т.д.

  1. Упражнение «Раз, два, три — говори!». Цель: развитие внимания и воображения.

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».

Картина дополняется поочередно всеми детьми.

Заключительная часть.

1.Упражнение «Одно большое животное».

Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит: Представьте себе, что мы одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед вдох, шаг назад выдох.

Упражнение повторяется 3 раза.

Рефлексия занятия. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

Занятие 3

Я кубик несу и не уроню.

Цель: развитие координации движений.

Необходимые материалы: три-четыре кубика средних размеров.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Запретное движение».

Цель: развитее наблюдательности, чувства принадлежности к группе.

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит: Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их. Затем психолог называет и показывает

«запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

Основная часть.

  1. Упражнение «Зоопарк».

Цель: развитие координации движений.

Психолог говорит: А теперь попробуйте изобразить движения различ- ных животных. Если я хлопну в ладоши один раз: прыгайте, как зайчики, хлопну два раза: ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза -

«превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

  1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню».

Цель: развитие внимания и координации движений.

На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей). Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков.

Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.

Упражнение повторяется несколько раз. Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Ха- рактер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно.

Заключительная часть.

  1. Упражнение «Шалтай-болтай».

Занятие 4 Паровозик с именем

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, удовлетворение потребности в признании.

Необходимые материалы: мяч.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Расскажем и покажем»

Цель: развитие телесных концентрированных движений, разминка мелкой моторики.

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Один, два, три, четыре, пять!        Поочередно загибают пальцы правой

руки


Можем всё мы показать!        Ритмично хлопают в ладоши.

Это локти их коснемся.        Обхватывают ладонями оба локтя

Вправо, влево мы качнемся.        Выполняют наклоны вправо и влево.

Это плечи их коснемся.        Кладут кисти рук на плечи.

Вправо, влево мы качнемся.        Выполняют наклоны вправо и влево.

Если мы вперед качнемся,        Выполняют наклоны вперед, касаются

коленей

То коленей мы коснемся.

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы левой

руки


Можем всё мы показать!        Ритмично хлопают в ладоши

Основная часть.

  1. Упражнение «Передай мяч».

Цель: развитие внимательности, наблюдательности.

Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами.

Можно модифицировать игру: психолог закрывает глаза, а дети (с открытыми глазами) молча, передают мяч друг другу. Как только психолог скажет «Стоп!», мяч остается в руках одного из детей. Психолог, не открывая глаз, пытается отгадать, у кого находится мяч.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч». Цель: снижение телесно-мышечного напряжения.

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.

Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».

«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.

  1. Упражнение «Паровозик с именем».

Цель: формирование доверительных взаимоотношений со сверстниками.

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

«Паровозик отправляется в путь» - ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем

«едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит

«паровозик».

Дети повторяют имя ребенка, который изображает . «паровозик», в то время, когда он бежит по кругу. При необходимости психолог просит

«паровозик» двигаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились.

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны». Цель: снижение телесно-мышечного напряжения.

Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения:

кисти рук опускаются вниз; руки сгибаются в локтях;

руки расслабляются и падают вниз; туловище сгибается, голова опускается вниз;

колени сгибаются, дети приседают на корточки.

  1. Рефлексия занятия.

Занятие 5. Космическое путешествие

Цель:        развитие        произвольности        и        самоконтроля,        развитие эмоционально-выразительных движений;

Необходимые материалы: листы плотной бумаги и фломастеры.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Расскажем и покажем» (см. занятие 4).

Цель: развитие телесных концентрированных движений, разминка мелкой моторики.

Основная часть.

  1. Игра «Космическое путешествие».

Цель: развитие внимания, произвольности движений.

Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд.

Психолог говорит: Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики - в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети делают вид, что надевают скафандры.

-Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети, идя друг за другом, обходят зал.

Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

- Космонавты занимают места в ракете. Дети садятся на стульчики.

-Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!»

Дети имитируют звук двигателей.

По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ночи и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

-Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета.

Ракета идет на посадку.

Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.

  • Поздравляю вас. Посадка прошла успешно. Дети расслабляют мышцы.
  • Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам.

  • Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль.

Дети садятся на стульчики.

Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Дети опускают голову и закрывают глаза.

  1. Упражнение   «Интервью». Цель: развитие наблюдательности. Психолог говорит:
  • Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали!
  • Космонавты здоровы? Раз, два, три!
  • Люди на планете есть?
  • Небо какого цвета?
  • Вода есть?
  • Животные есть?
  • Домой хотите?

Можно придумать любые вопросы, относящиеся к описанию зала.

  1. Упражнение «Росток».

Цель: развитие произвольности и наблюдательности. Психолог говорит:

-Теперь        представьте,        что        вы        посадили        на        планете        деревья.

Покажите, как они будут расти.Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

  • Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.

Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.

  1. Упражнение «Пловцы».

Цель: развитие произвольности и наблюдательности. Психолог говорит:

  • Пришло время отправляться в обратный путь. Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.
  • Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а «приводнились».

Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и садятся на места.

Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы. (хотел бы.) увидеть во время путешествия по незнакомой планете.Дети выполняют задание.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 6 Внимательные глазки

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Необходимые материалы: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина - 30 см).

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей».

Основная часть.

  1. Подвижная игра «Светофор».

Цель: развитие внимательности, контроля над импульивнотью.

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение.

По окончании упражнения психолог говорит: А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик.

  1. Игра «Внимательные глазки». Цель: развитие внимательности.

Психолог говорит: Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.

Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы, какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.

Упражнение повторяется несколько раз.

  1. Упражнение «Знаете ли вы цифры?». Цель: развитие внимательности.

Психолог говорит: Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь по- смотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают.

  1. Упражнение «Расскажем и покажем». Цель: развитие внимательности.

Психолог говорит: Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится. Вместе весело шагаем и колени поднимаем. Пальцы мы в кулак сожмем и за спину уберем. Руки в стороны, вперед, и направо поворот. Руки в стороны и вниз, и налево повернись.

Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.

  1. Упражнение «Знаете ли вы буквы?». Цель: развитие внимательности.

(Упражнение выполняется аналогично предыдущему - см. пункт 3.)

  1. Упражнение «Кто за кем стоит?».

 Цель: развитие внимательности.

Психолог говорит: Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знае- те, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается, припоминая, кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.

Можно предложить детям поменяться местами, а водящему — расставить всех по-прежнему.

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга». Цель: снижение телесно-мышечного напряжения.

Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и рас- слабляют мышцы.

  1. Рефлексия занятия.

Занятие 7 Волшебный мешочек

Цель: развитие внимания и произвольного поведения, профилактика страхов.

Необходимые материалы: шарф; матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч.

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение Игра «Жмурки».

Цель: развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.

Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок

«попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.

Основная часть.

1.Игра «Потягушечки»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений;

Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.

Психолог говорит: - Вот мы и проснулись, сладко потянулись. Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

  • Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
  1. Упражнение «Лимон».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.

  1. Упражнение «Волшебный мешочек». Цель: развитие внимательности.

Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит.

Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям.

Игра проводится несколько раз. 5.Упражнение «Опиши игрушку». Цель: развитие речи и воображения.

Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.

При возникновении затруднений, можно задать детям вопросы:

-«Из чего сделана игрушка?»

-«Какого она        цвета?»

-«Из чего она состоит (что у нее есть)?»

-«Как с ней можно играть?».

Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Занятие 8 Учусь узнавать!

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Необходимые материалы: шарф; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей».

Основная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь. Цель: развитие доверия к другому.

Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой

  • поводыря. «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем дети меняются ролями. Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем больше понравилось быть — «поводырем» или «слепым». Почему?»

  1. Игра «Летает — не летает». Цель: развитие внимания

Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

Психолог, провоцируя детей, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова.

  1. Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?». Цель: развитие внимания.

Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, ко торую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок.

По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям.

Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.

Дополнения в рисунок вносятся несколько раз.

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик». Цель: развитие эмоционально-выразительных движений

Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит: Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

  • Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.

По окончании упражнения психолог говорит: Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие.

  1. Рефлексия занятия

Занятие 9 Солнечные лучики.

Цель: развитие внимания и координации движений.

Необходимые        материалы:        красный,        синий        и        желтый        квадраты; длинная лента или веревка.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель: развитие произвольности и самоконтроля

Психолог говорит: Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат - можно прыгать, бегать и кричать, если желтый- можно только шептаться, а если синий -нужно замереть на месте и замолчать.

Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.

  1. Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:

  • Мы        играли,        играли        и        немного        устали.        Присели        отдохнуть        и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз откройте глаза; коснулся лба пошевелите бровями; коснулся носа наморщите нос; коснулся губ пошевелите губами;

коснулся подбородка подвигайте челюстью; коснулся плеч приподнимите и опустите плечи; коснулся рук потрясите руками;

коснулся ног лягте на спину и подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся вставайте, ребята. Основная часть.

  1. Игра «Кто первый прыгнет в круг».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Психолог говорит: Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.

Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка.

После нескольких проигрываний слово-сигнал меняется.

  1. Игра «Не спеши».

Цель: совершенствование коммуникативных навыков

Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.

После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.

Заключительная часть.

1.Рефлексия занятия.

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит де тей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу желтый квадрат, поочередно делятся своими впечатлениями.

Занятие 10 Пластилиновая кукла

Цель: развитие внимания и воображения.

Необходимые материалы: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина — 30 см).

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение   «Давайте   поздороваемся»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.

  1. Игра «Море волнуется».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Психолог говорит: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри! Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».

Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла» Цель: развитие произвольности и самоконтроля

Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой — пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.

  1. Подвижная игра «Иголка и нитка».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений

Один из детей становится ведущим — «иголкой», а все остальные -

«ниткой». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним. Ведущий меняется, игра повторяется.

Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.

Заключительная часть.

  1. Упражнение «Шалтай-болтай».

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

  1. Рефлексия занятия

Занятие 11 Зимние забавы

Цель: развитие памяти и воображения.

Необходимые материалы: мольберт (поставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.

Подготовительная часть.

  1. Упражнение «Расставить посты!»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Дети строятся в колонну. Психолог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен остановиться. Так

«командир» расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.).

В роли командира может выступать один из детей.

Основная часть.

  1. Игра «Что изменилось». Цель: развитие внимания.

Дети садятся на стульчики. Психолог говорит: Мы приехали в зимний лес. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, что вы увидите.

Психолог ставит перед детьми мольберт, на котором ус тановлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). На доске (листе) нарисованы сугробы, ели, голые деревья, облака.

Дети рассматривают картину, затем психолог переворачивает мольберт и вносит в изображение какую-нибудь деталь: птичку, бабочку, цветок, сугроб, гриб. Рисунок вновь демонстрируется детям. Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске, показывает появившийся предмет и отвечает на вопрос: «Может ли этот предмет находиться в зимнем лесу?» Если ребенок выполнил задание правильно, дети хлопают, при неверном ответе — топают ногами.

Дополнения в рисунок вносятся до тех пор, пока все дети не побывают у доски.

  1. Упражнение «Снежинка».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты. Психолог говорит: Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:

легла на правую щеку надуйте ее; легла на левую щеку надуйте ее; легла на носик наморщите нос; легла на лоб пошевелите бровями;

легла на веки поморгайте глазами и откройте их. Снегопад закончился.

  1. Игра «Зимние забавы».

Цель: психоэмоциональня разрядка.

Дети делятся на две команды. Команды встают в шеренги друг напротив друга. Психолог говорит: Представьте, что на улице оттепель, снег стал липким. Вы лепите из него снежки и бросаете в участников другой

команды. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят в вас.

  1. Арт - терапевтическое упражнение «Совместное рисование снеговика».

Цель: Развитие эстетических навыков и воображения.

Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог говорит: Сейчас мы все вместе изобразим снеговика. Каждый нарисует по одной детали.

Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инструкции психолога, рисуют вначале нижний круг, затем средний, верхний, изображают части лица, ведро на голове, метлу и т.п.

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик». Цель: психоэмоциональня разрядка.

Психолог предлагает детям представить себя снеговиками. Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

  • А теперь, - говорит психолог, - выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают» и приседают на корточки.

Упражнение повторяется несколько раз.

  1. Упражнение «Лыжники».

Цель: завершение занятия, создание положительного эмоционального настроя.

Психолог говорит: Сегодня мы погуляли по зимнему лесу, поиграли в снежки, слепили снеговика, а теперь пора домой. Представьте, что мы надеваем лыжи и отправляемся в обратный путь.

Психолог имитирует надевание лыж и движения лыжников. Дети повторяют за ним.

Построившись в колонну «лыжники выезжают» из зала.

Занятие 12

Учимся искать ошибки Цель: развитие внимания и чувства юмора.

Необходимые материалы: магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты.

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Танец снежинок».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений

Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка. Психолог говорит: Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп!», нужно сразу же остановиться.

Основная часть.

  1. Игра «Ручеек».

Цель: удовлетворение потребности в признании.

Психолог дает каждому ребенку по половинке открыт ки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет правила игры:

  • Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за другом, образуя «коридор». Оставшийся без пары ребенок про ходит под руками играющих, выбирает кого-нибудь, берет его за руку и ведет за собой. В конце «коридора» новая пара встает и поднимает вверх руки. Оставшийся без пары ребенок бежит вперед и также, проходя по «коридору», выбирает себе пару. Новые пары встают последними.

Игра проходит в быстром темпе.

  1. Упражнение «Одно большое животное» (см. занятие 2).
  2. Упражнение «Ищем ошибки».

Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит: Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, потопайте ногами, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться, по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на

электричку.        Через        несколько        минут        мы        сели        в        вагон        АВТОБУСА        и отправились в обратный путь.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

  1. Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» (см. занятие 9).
  2. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие внимания

Дети и психолог берут стульчики и садятся в круг.

Психолог говорит: Давайте еще немного пошепчемся- поиграем в «Ис- порченный телефон».

Детям объясняются правила игры: психолог придумывает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидящему справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух.

Обычно последнее слово не совпадает с первоначальным вариантом, что вызывает бурную реакцию детей. Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.

Заключительная часть

1.Игра «Паровозик с именем» (см. занятие 4). 2.Рефлексия занятия.

Занятие 13 Броуновское движение

Цель: развитие тактильного восприятия и совершенствование коммуникативных навыков.

Необходимые материалы: конверт с геометрическими фигурками (кругами, треугольниками, квадратами, прямоугольниками, овалами, ромбами); мяч.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Расскажем и покажем».

Цель: развитие телесных концентрированных движений, разминка мелкой моторики.

Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.

Руку правую на плечо, Руку левую на бочок.

Руки в стороны, руки вниз, И направо повернись.

Руку левую на плечо, Руку правую на бочок. Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение повторяется несколько раз.

Основная часть.

  1. Игра «Слушай и отвечай».

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он, поочередно бросая мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку, марку автомобиля и т.п.

Игра проводится в быстром темпе.

  1. Игра «Броуновское движение». Цель: развитие слухового внимания.

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети приблизятся друг к другу, психолог произносит:

  • Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.

Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

  1. Игра «Угадай фигурку». Цель: развитие внимания.

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конверт, в котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:

  • Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь положу, угадай.

Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.

Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются названия геометрических фигур.

  1. Игра «Съедобное — несъедобное» (5-7 мин).

Цель: развитие внимания.

Дети строятся в ряд. Психолог берет мяч и встает напро тив детей. (Расстояние между психологом и детьми —- 5 шагов.)

Психолог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до психолога, становится ведущим.

Игра повторяется.

Заключительная часть.

  1. Упражнение «Сидели два медведя...».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений;

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Один читал газету, Другой месил муку. Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Приседают. Вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево. Прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения. Падают на ковер.

  1. Рефлексия занятия.

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

Занятие 14 Цирковые артисты

Цель: развитие координации движений.

Необходимые        материалы:        три-четыре        кубика        средних        размеров; длинная лента или веревка.

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (см. занятие 3)

Основная часть.

  1. Игра «Цирковые артисты».

Цель: развитие координации движений.

Дети ставят стульчики вдоль стены. Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:

  • Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы ус- лышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить: жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.

После каждого «выступления» психолог выдерживает паузу в 5—8 секунд.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. занятие 4)

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений

  1. Игра «Да» и «нет» не говори»

Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:

  • Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».

Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:

-Ты сейчас дома?

  • Тебе 6 лет?
  • Ты учишься в школе?
  • Ты любишь смотреть мультфильмы?
  • Кошки умеют лаять?
  • Яблоки растут на елке?
  • Сейчас ночь? и т.п.

Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1—3 вопроса.

Заключительная часть.

  1. Упражнение «Расскажем и покажем».

Цель: развитие телесных концентрированных движений, разминка мелкой моторики.

Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.

Раз, два, три, четыре!        Ритмично хлопают в ладоши.

Подметаем пол в квартире.     Имитируют движения.

Пять, шесть, семь, восемь!                        Ритмично хлопают в ладоши Приходите завтра в гости.                Плавно разводят руки в стороны Восемь, семь, шесть, пять!                Ритмично хлопают в ладоши Будем вместе мы играть.                Подпрыгивают и приседают Четыре, три, два, один!        Ритмично хлопают в ладоши

Пирогов мы вам дадим.        Вытягивают руки вперед, держа на ладонях воображаемый поднос с пирогами

А пока мы отдохнем.        Опускаются на ковер.

Ляжем на бочок, уснем.        Ложатся на ковер, закрывают глаза.

Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.

  1. Рефлексия занятия.

Занятие 15 Учусь слушать

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Необходимые материалы: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).

Подготовительная часть.

1. Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Черепашки».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Дети садятся на корточки. Психолог говорит: Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

Основная часть.

  1. Игра «Слушай команду».

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).

Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.

  1. Упражнение «Прошепчи ответ» (5-7 мин).

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений. Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:

  • Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

  • Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать:

«Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Психолог задает следующие вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Какой сегодня день недели?
  • Как называется город (поселок), в котором вы живете?

- Какое число следует за числом пять?

  • Как называется детеныш коровы?
  • Сколько лап у собаки?
  • Сколько лап у двух собак? И т.п.
  1. Игра «Жужа».

Цель: профилактика агрессии.

С помощью считалки выбирается водящий — «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребенок становится «Жужей».

Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.

3. Рисование на заданную тему.

Дети садятся на стульчики.

Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:

- Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:

«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил попутешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком.        Меня подбросило вверх, я пе- рекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»

Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика.

Дети выполняют задание.

Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Занятие 16. Комплименты

Цель: закрепление полученных навыков, подведение итогов.

Необходимые материалы: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида) .

Подготовительная часть.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Игра «Флажок»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

Основная часть.

  1. Упражнение «Комплименты».

Цель: совершенствование коммуникативных навыков, закрепление знаний и умений.

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит

«спасибо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и с лова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

  1. Подвижная игра «Сова».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.

По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и

«уносит» их к себе в «гнездо».

  1. Упражнение «Эмоции».

Цель: обучение навыкам распознавания эмоций людей. Дети садятся на стульчики.

Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.

Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.

Дети выполняют задание.

Заключительная часть.

  1. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик». Цель: снятие нервно-мышечного напряжения.

Дети встают в круг.

Психолог говорит: - Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком. Ветер утих выпрямитесь, расслабьтесь.

Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте. Море успокоилось — выпрямитесь, расслабьтесь, глубо ко вдохните и выдохните.

Дети садятся на стульчики.

Психолог        предлагает        вспомнить,        какие        хорошие,        приятные        слова каждый сегодня услышал.

Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.

  1. Рефлексия занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С  ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома

Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...

Рабочая программа с гиперактивными детьми

Рабочая программа составлена на основе программы работы с гиперактивными детьми И. Л. Арцишевской.Программа является развивающей психолого-педагогической программой...