ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Метод арт-терапии в области оздоровления и психологической коррекции " в средней группе
проект по психологии (средняя группа)

Букреева Елена Михайловна

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья, а именно разработка мер по здоровьесбережению и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Успешная реализация этой задачи предполагает широкое и компетентное использование разнообразных методик и технологий.

Какие методики можно применять в области дошкольного образования? На мой взгляд, к категории эффективных методик следует отнести арт-терапию. Арт-терапия непосредственно связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов.

Арт-терапия для детей эффективна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за возраста и связанных с ним ограничений в вербальном общении; этот метод поистине незаменим. Арт-терапия привлекает детей, поэтому занятия лишены элемента принуждения и воспринимаются скорее как захватывающее занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского района муниципального образования

_______ «Уриковский детский сад комбинированного вида»______

664531, Иркутская обл., Иркутский р-н., с. Урик, ул. Бр. Ченских, д.1 a

телефон 8(3952)495-469, e-mail: doyrik@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Метод арт-терапии в области оздоровления и психологической коррекции "

в средней группе

https://lh3.googleusercontent.com/Ui-7B3eiJVAYawHUOIO_3cuGAY-FISXPAbaSftRHdH9WMdkvp2neDiSE_G2ndlMudrQLkHTVhc1Z3gtzdHyRXAvJ1yNe8cdeyOWTAl2j-8JEoQfKnoe_iiwtcNKRuZKk-TxGCeo

Педагог-психолог:

Букреева Елена Михайловна

2024 год

Паспорт проекта

Тема

 Метод арт-терапии в области оздоровления и психологической коррекции

Тип проекта

Групповой

Вид проекта

Творческий

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста, родители

Продолжительность

проекта

Краткосрочный (октябрь)

Проблема

Наличие в группе детей имеющих различные трудности в психоэмоциональной сфере

Актуальность

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья, а именно разработка мер по здоровьесбережению и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Успешная реализация этой задачи предполагает широкое и компетентное использование разнообразных методик и технологий.

Какие методики можно применять в области дошкольного образования? На мой взгляд, к категории эффективных методик следует отнести арт-терапию. Арт-терапия непосредственно связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов.

Арт-терапия для детей эффективна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за возраста и связанных с ним ограничений в вербальном общении; этот метод поистине незаменим. Арт-терапия привлекает детей, поэтому занятия лишены элемента принуждения и воспринимаются скорее как захватывающее занятие.

Цель

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий изотерапии.

Задачи

Воспитательные: формирование эмоциональной грамотности: развивать у детей умение выражать свои чувства и эмоции через творчество.

Способствовать взаимодействию и сотрудничеству между детьми через совместное творчество.

 Развивающие: развитие креативности и воображения: предоставить детям возможность экспериментировать с различными материалами и техниками, а также создавать оригинальные работы, способствующие развитию их творческих способностей.

Способствовать развитию координации движений рук детей.

Развитие сенсорных навыков.

Способствовать повышению самооценки, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность)

Образовательные:

Изучение основ психологического саморегулирования: Научить детей использовать арт-терапию как инструмент для управления своими эмоциями, обучая их различным техникам релаксации и самомотивации.

Этапы реализации проекта

  1. этап - Организационный этап (предварительная работа с детьми, родителями)
  2. этап – Практический этап (беседы, консультации, чтение, игры, творчество)
  3. этап – Заключительный этап (обобщение результатов                                                работы)

Продукт проекта

Газета «Волшебная кисточка»

Картотека упражнений  по  арт-терапии

Ожидаемые результаты

1. Улучшение эмоционального состояния: ожидается, что дети научатся выражать свои эмоции через творчество, что поможет снизить уровень тревожности и стресса.

2. Развитие коммуникационных навыков: Дети смогут лучше взаимодействовать друг с другом и с воспитателями, так как арт-терапия часто включает групповые занятия, в которых важна совместная работа.

3.Повышение самооценки: Участие в арт-терапевтических занятиях поможет детям осознать свои таланты и способности, что, в свою очередь, улучшит их самооценку и уверенность в себе.

4 Развитие, мелкой моторики.

5. Снижение агрессивного поведения: Арт-терапия может служить формой выхода для детских эмоций, что может привести к снижению проявлений агрессии и конфликтов между сверстниками.

6. Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).

7. Развитие творческих навыков: В ходе занятий дети смогут развивать свои художественные навыки, что также способствует общему развитию их креативности и воображения.

План совместной деятельности с детьми и родителями.

1-й этап – подготовительный

Тема мероприятия

Срок проведения

Изучение и анализ                                                   литературы по теме проекта.

07.10-11.10.24

Подбор и подготовка презентаций, бесед и консультаций.

07.10-11.10.24

Подбор мероприятий с использованием арт- терапии.

07.10-11.10.24

Создание предметно- развивающей среды для реализации проекта.

07.10-11.10.24

Информирование родителей о проекте.

07.10-11.10.24

2-ой этап основной (практический)

Тема мероприятия

Срок проведения

Тест «Волшебная тучка» (расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

14.10.24

 «В гостях у песочной Феи» (Упражнение «Здравствуй, песок!», Игра-упражнение «Песочные прятки», Упражнение «Узоры на песке»)

15.10.24

«Релаксация под музыку», «Детский фольклор: потешки, заклички, прибаутки», «Танцевальные игры», «Фольклорные подвижные игры»;

17.10.24

Чтение художественной             литературы К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»;

18.10.24

«Рисунок по кругу»

21.10.24

Игры – пантомимы («Загадки без слов», Игра: «Пантомима», Игра: «Как варили суп» на имитацию движений)

23.10.24

Пальчиковый театр «Зоопарк», пальчиковый театр «Три поросенка», театр масок «Заюшкина избушка»;

24.10.24

Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

25.10.24

3-й этап – заключительный

Тема мероприятия

Срок проведения

Создание газеты

«Волшебная кисточка»

28.10.24-01.11.24

Картотека упражнений  по арт-терапии

28.10.24-01.11.24

Отчет о проделанной работе

28.10.24-01.11.24

Практическая значимость проекта: Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс, от которого он получается удовольствие, а также является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Используемая литература:

  1. Копытин А.И. Основы арттерапии.  Пб, 1999 Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
  2. Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации
  3. Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
  4. Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».
  5. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е.А. Антипина. – М., 2009.
  6. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
  7. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
  8. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  9. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество- дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.
  10. Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.
  11. //ресурсы сети Интернет
  12. Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности.
  13. //Музыка в школе. 2005, №3.
  14. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.
  15. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
  16. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
  17. Информация из интернета.

Приложение

Упражнение «Волшебная тучка»

Для определения эмоционального состояния предлагаю вам выбрать из этих разноцветных капелек ту, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению и разместить их на панно «Волшебная тучка».

Участники выбирают капельки по настроению и располагают их на панно (звучит музыка)

Расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера (красный, желтый. синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый - подавление чувств.

«В гостях у песочной Феи»

Упражнение «Здравствуй, песок!»

  Дети различными способами дотрагиваются до песка.

  Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

  Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

  Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

  А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

  Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

  Вы слышите, как он смеется?...

  Давайте его погладим между ладонями.

  Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Игра-упражнение «Песочные прятки»

  Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.

  Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны  и вызволить наших друзей из темницы.

  Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

  Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в  ответ.

 

Упражнение «Узоры на песке»

  Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

  Вы любите рисовать?.. Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

  Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

  Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»).

  Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. Психолог из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными. Дети расставляют предметы на песке.

  Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!

  

Рисунок по кругу

Каждому участнику группы раздается белый лист бумаги формата А4 и цветные карандаши, включая простой карандаш.

Тренер дает инструкцию:

"Каждый из вас начинает рисовать все, что приходит в голову  и по моей команде передает свой рисунок следующему участнику, который в свою очередь продолжает рисовать уже на вашем рисунке и так, пока ваш рисунок не вернется снова к вам. Например, если  8 участников, то на вашем рисунке кроме вас, остальные 7 человек что-то добавят от себя. Когда рисунок возвращается к вам, вы поднимаете руку и дальше не передаете".

Когда все участники завершат процесс, необходимо все рисунки обсудить.

Участники дают название каждой работе.

Особенность этого упражнения заключается в том, что участники не знают, когда ведущий скажет "Стоп" и предложит передать рисунок следующему участнику.

Рисунок может понравиться, а также вызвать негодование. Поэтому обсуждаем с участниками, что понравилось, что не понравилось. Можно уточнить, кто из участников нарисовал элемент рисунка, который не понравился обладателю рисунка или даже всем участникам. Какие мысли и чувства были, когда рисовали на чужих рисунках.

ИГРЫ – ПАНТОМИМА

Игра – пантомима способствуют развитию нравственно-коммуникативные качества личности;  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Способствуют развитию двигательных качеств и умений; творческого воображения и фантазии; познавательных способностей.

        «Загадки без слов»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

 Про мои стихи-загадки?

 Где отгадка, там конец.

 Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

 Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

 А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

 С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

 Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукает как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

Верно, мирно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

 Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

        Игра: «Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

        Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

—  Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во-ду, вытирают руки.

Консультация для родителей «Нетрадиционные виды рисования»

Виды нетрадиционного рисования

Пальчиковое рисование- это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм.

Рисование ладошкой. Когда мы рисуем ладошками и руками, в работу включается множество чувствительных окончаний, которыми изобилует эта зона, поэтому ребенок не только получает удовольствие от занятия, но и активизирует множество участков коры головного мозга, что способствует его развитию.

Штамп картофелем. Техника штампования всегда вызывает настоящий восторг у маленьких ребятишек, которые с большим удовольствием погружают в разные оттенки красок свои штампы и наносят отпечатки на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью. Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности.

Оттиск листьями-удивительная творческая техника. Простая и доступная всем, она дает эффектные результаты.

Рисование манкой. Рисование манкой – процесс увлекательный, творческий и очень полезный для развития малыша, а уж как совместное времяпровождение родителей с детьми просто неоценимо.

Примакивание поролоном. Отличный способ познакомить ребенка с новым видом рисования и таким понятием как трафарет.

Пластилинография. Это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Никтография. Великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из ниток», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей.

Рисование вилкой- один из видов нетрадиционного рисования, который приносит массу удовольствия и радости, не только детям, но и взрослым. Если у Вас возник вопрос, чем заняться с детьми, то ответ в Вашем кухонном ящике! Достаньте из ящика вилки, себе и ребенку, возьмите краски, и создайте арт – объект!

Файл арт. Данный способ рисования, позволит расширить представления о нетрадиционном рисовани. Подойдет тем, кто любит экспериментировать, а так же родителям, которых не вдохновляет уборка квартиры и отмывание детей после творческого процесса

Консультация для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. 
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. 

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка 

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. 
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой. 

Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. 

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает. 

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 

Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. 

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Работа со сказкой строится следующим образом: 

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём. 

Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые на его стороне.
  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. 

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
    1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. 

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. 

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. 

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. 

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей с ЗПР и с ОНР

Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗСодержание коррекционной работы...

Конспект психолого-педагогического занятия: «Прогулка по городу» образовательная область социально коммуникативное развитие в средней возрастной группе (4 - 5 лет)

Конспект составлен на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой с добавлением игр В.Воскобовича. Возрастная группа ...