Для чего нужно развивать мелкую моторику
консультация по психологии

Колесникова Людмила Леонидовна

Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи, а значит и мышлением. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Для чего нужно развивать мелкую моторику рук»

Мелкая моторика рук - это разнообразные тонкие движения пальчиков и кистей рук. Развитие мелкой моторики ребенка это один из показателей психического развития ребенка.

Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи, а значит и мышлением. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также увеличивается словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики, дети не могут правильно держать столовые приборы, карандаш, пользоваться ножницами, мыть руки… все, что нужно делать руками вызывает у ребенка затруднения. И как следствие, неготовность большинства современных детей к письму и проблемы с речевым развитием.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет ребенок не может завязывать шнурки, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие мелкой моторики?

Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.

Во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры, и упражнения для развития мелкой моторики. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию мелкой моторики.

Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне?

На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нем ребенок может быть сосредоточен достаточно долго. Итак, достается крупа (гречка, горох, рис, ребенку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать, ложечки, миски, стаканчики — все это ставится на поднос, и дальше малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками, перебирает крупинки, пересыпает из одной емкости в другую и т. д. Однако крупа — не единственный вид "кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков?

Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки?

Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребенка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать, раскладывали по стаканчикам, сооружали незамысловатые поделки.

А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Еще лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.

Дома для игр, можно использовать любую "мелочь": фигурки из "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаика прищепки.

Помните, что развитие мелкой моторики способствует развитию пространственного восприятия, воображения, памяти, мышления.

Выполняйте задания на развитие мелкой моторики систематически, качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время общаясь с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Консультация для родителей. В которой можно узнать для чего развивать мелкую моторику и что для этого нужно делать....

Консультация для родителей "Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у малышей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Поэтому очень важно уже с раннего возраста развивать у ребенк...

"Для чего нужно развивать мелкую моторику рук"

Очень важно знать,что  развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на детской речи,повышает работоспособность ребенка,его внимание...

Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук малыша.

Многие родители слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают для чего это необходимо....

Консультация для родителей «Для чего нужно развивать мелкую моторику?»

     «Что обозначает понятие «мелкая моторика»? Это точные двигательные способности рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и лад...

Консультация для родителей «Как развивать и зачем нужно развивать мелкую моторику у ребенка»

В настоящие время актуальна проблема развития речи у детей. Педагогов всегда волнует вопрос,как полноценно развивать речь в дошкольном возрасте....