Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по психологии

Каримова Елена Абдрашитовна

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)  – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять . 

Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в направлении инклюзивного образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Д/с «Родничок» с. Сары

Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал подготовила: педагог психолог Каримова Е.А.

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)  – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

       с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);

        с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);

        с тяжелыми нарушениями речи;

        с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;

        с задержкой психического развития;

        с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Данные дефекты могут иметь разное качество и степень выраженности, что может привести к инвалидности. Поэтому в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять . 

Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в направлении инклюзивного образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

 Деятельность в коррекционной разновозрастной группе комбинированной направленности и начальных классах школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:

       сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;

       формирование общей культуры;

       развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

       формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

       обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.   

Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;

3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально -   личностного развития;

4) развитие коммуникативности;

5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки   

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

        Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений

 

Направленность

Формы осуществления преемственности

 

Работа с детьми (дошкольниками)

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе школы;

- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

 

 

Взаимодействие педагогов

- совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы педагогов дошкольных групп и  учителей школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников, психологов;

- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

 

Сотрудничество с родителями

- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера,  тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

 

Сотрудничество  в социуме

 

- экскурсии;

- встречи и беседы с интересными людьми;

- совместные праздники, выступления;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе;

- творческие мастерские;

- историко-краеведческая работа.

 

 

     В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. Ведущую роль в организации помощи детям с ОВЗ играет  деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Цель коррекционно-развивающей работы – это коррекция недостатков в психо-речевом развитии, необходимом для полноценного усвоения  образовательной программы ДОУ и социализации в обществе.

Основными задачами являются:

       Своевременное выявление воспитанников, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи посредством диагностики.

       Определение и реализация индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья   с учётом структуры, степени тяжести и клинической обусловленности нарушения, а также их индивидуально-личностных особенностей.

       Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.

       Осуществление информационно-просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии.

       Обеспечение интеграции детей с ОВЗ в общеразвивающие  группы.

       Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.

 

Алгоритм осуществления преемственности ДОУ и школы в вопросах обучения,

воспитания и развития детей с особыми потребностями

№ п/п

Направление деятельности

(мероприятие)

Цель

участники

1

Проведение ПМПк ДОУ

 

Цель: отбор выпускников с особыми потребностями для  представления на территориальную ПМПК.

 

Завед. ДОУ

Зам. завед. ДОУ Воспитатели

Логопеды

Психолог

Муз.работник

Инструктор по ФИЗО

Мед. Работник

 

2

Работа с родителями – (беседы; консультации; занятия, совместные с ребёнком)

 

Цели: знакомство с результатами диагностики по психологической. речевой и педагогической готовности выпускников к школе и возможных трудностях в дальнейшем обучении

Результат:

        1) согласие (или отказ) на передачу данных диагностики (педагогической, психологической, логопедической).

        1) заявление на ПМПК

                    2) отказ от ПМПК

 

Родители

Логопеды

Психолог

ЗаведующийДОУ

Зам.заведующего ДОУ

3

Подготовка к представлению детей на территориальную ПМПК:

  1) проведение диагностики

  2) подготовка пакета документов (представления: соц-педагогическое, логопедическое, психологическое).

Цель: обследование на территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута в школе

Воспитатели

Логопеды

Психолог

 

4

Посещение учителями школ занятий в подготовительной группе ДОУ

Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми

Учителя, набирающие 1кл.

Воспитатели подготовительн. гр., специалисты ДОУ

5

ПМПк ДОУ с участием представителей школ.

Цель: знакомство с результатами готовности выпускников ДОУ к школе.

 

6

Посещение педагогами ДОУ уроков в 1, 2 классе.

Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми

Педагоги ДОУ,

учителя 1,2 кл.

7

Представление информации о выпускниках в управление образования

Цель: участие в создании банка данных о детях с ОВЗ

Специалисты ПМПк ДОУ

8

Участие психолога, логопедов в круглых столах по преемственности

  

Цели: 1) передача данных диагностики речевой, психологической готовности к школе;

   2) отслеживание динамики обучения бывших выпускников в школе в 1-м и 2-м классе.

Психолог ДОУ-психологи школ,

Логопеды ДОУ-логопеды школ г. Советский

 

 

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование  – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Встречи, экскурсии детей, беседы оказывают положительное влияние на осуществление преемственности в применении методов и приемов в воспитании и обучении, в воспитании здорового образа жизни, глубже понять индивидуальные особенности детей, поступающих в 1-й класс, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Выработанные единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками.

 

Список литературы:

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3.    Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .

4.    Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.

5.    Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-No 3

6.    Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирование преемственности дошкольного и начального школьного образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность детского сада и школы особенно важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В  Концепции непрерывного о...

«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....