Деструктивное поведение детей дошкольного возраста: профилактика и коррекция Семинар-практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка по психологии
Деструктивное поведение
детей дошкольного возраста: профилактика и коррекция
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Психология современного детства в начале XXI века существенно меняется под влиянием экономических и социокультурных факторов. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что становится все больше детей с недостаточной социальной и игровой компетентностью, с эмоциональными проблемами, на фоне которых они испытывают аффективную напряженность, чувство незащищенности, небезопасности. У многих из них отсутствует опора на ближайшее окружение — родителей и родственников, отмечается ограничение и/или формализация общения со сверстниками и детьми постарше. В связи с этим к периоду отрочества возрастает число детей с ощущением тревожности, одиночества, ненадежности существования, с утратой веры в позитивное будущее. Растет число детей с проблемами в социальном становлении и развитии, в приспособлении к быстро меняющимся условиям жизни.
К сожалению, с каждым годом растет число детей, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с деструктивным поведением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 152.32 КБ | |
| 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Родничок»
Деструктивное поведение
детей дошкольного возраста: профилактика и коррекция
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Клецкова С.Н., педагог-психолог
г. Радужный, 2025 г.
Психология современного детства в начале XXI века существенно меняется под влиянием экономических и социокультурных факторов. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что становится все больше детей с недостаточной социальной и игровой компетентностью, с эмоциональными проблемами, на фоне которых они испытывают аффективную напряженность, чувство незащищенности, небезопасности. У многих из них отсутствует опора на ближайшее окружение — родителей и родственников, отмечается ограничение и/или формализация общения со сверстниками и детьми постарше. В связи с этим к периоду отрочества возрастает число детей с ощущением тревожности, одиночества, ненадежности существования, с утратой веры в позитивное будущее. Растет число детей с проблемами в социальном становлении и развитии, в приспособлении к быстро меняющимся условиям жизни.
К сожалению, с каждым годом растет число детей, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с деструктивным поведением.
Что такое деструктивное поведение?
Деструктивное поведение - это практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Деструктивное поведение возникает в следствии того, что ребенок не может контролировать свое поведение, свои желания или эмоции, когда ребенок не осознает проблему; не может выразить свои чувства и переживания словами.
Пример такого поведения – это вспышки гнева, прерывание других, импульсивность, не считающуюся с безопасностью или последствиями, агрессивность или другие социально неприемлемые действия.
Упражнение «Чистый лист». Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки:
Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - …
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?...
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой… испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка к нежелательному поведению. Рассмотрим поближе каждый из них.
Причины деструктивного поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении детей, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой деструктивного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины
Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
- врожденные;
- наследственные;
- приобретенные причины.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам деструктивного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения деструктивного поведения ребенка, делятся на следующие типы.
Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности ребёнка. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы деструктивного поведения.
В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
- скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
- потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
- чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
- эмоциональное отвержение;
- гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления деструктивного поведения ребёнка дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной деструктивного поведения.
Поскольку ребенок-дошкольник находится в самом начале своего личностного и социального развития, проблемы в его поведении можно отнести скорее к варианту нежелательного поведения, нежели деструктивного.
Термин «нежелательное поведение» возник в связи с распространением в образовательной среде методов прикладного анализа поведения в адрес детей с расстройствами аутистического спектра. Прикладной анализ поведения — это научная дисциплина, изучающая поведение на основе базовых принципов, приводящих к его изменениям (Лич, 2015; Мелешкевич, Эрц, 2017 и др.). Разработанные авторами подходы к изучению поведения, алгоритмы его коррекции могут применяться в более широком диапазоне, как возрастном, так и категориальном — с другими группами детей с ОВЗ и с нормотипичными детьми (Бокалина, Ряскина, 2019; Тихомирова, 2020).
Нежелательное поведение относится к разным формам социально неприемлемого поведения в пространстве семьи, группы детского сада, кружков и секций, детских сообществ на разных мероприятиях. Что же понимается под нежелательным поведением у детей? Это любое поведение (поведенческая реакция), мешающее процессу адаптации, общения, обучения и личностного развития ребенка. Оно может проявляться в разных видах.
Типичные виды нежелательного (деструктивного) поведения дошкольников
- импульсивное,
- демонстративное,
- протестное,
- агрессивное,
- недисциплинированное.
Проявление импульсивного поведения
- У ребенка невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость невнимательность.
- Он постоянно совершает беспокойные движения ;
- Сидя на стуле, корчится, извивается;
- Легко отвлекается; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий; на вопросы часто отвечает не задумываясь;
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
- Не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей и т.д.
Причины импульсивного поведения
Психологические и физиологические причины - слабость тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности системы речи. А речь - мощное средство осознания своего поведения.
Проявления демонстративного поведения
Ребенок стремится к демонстрации своей индивидуальности - кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.
Ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге ребенок как бы «говорит»: «Я делаю то, что вам не нравится. Я - плохой».
Еще вариант демонстративного поведения детей — это капризы, часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми.
Капризы обычно сопровождаются проявлением:
- недовольства и раздражительности:
- плачем,
- двигательным возбуждением,
- катанием по полу,
- разбрасыванием игрушек и вещей.
Причины демонстративного поведения
Это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения любовь, ласку, тепло), а также если общаются в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребенок использует единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось.
Проявления протестного поведения
Это негативизм, упрямство, строптивость. В кризис трехлетнего возраста, подобные изменения в поведении ребенка - это нормальное формирование личности, стремление к самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят негативный характер, это - недостаток поведения.
Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.
- беспричинные слезы,
- грубость, дерзость
- замкнутость, отчужденность,
- обидчивость.
Дети становятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно.
Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал...
Строптивость безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.
Дети с протестным поведением чаще других сверстников провоцируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они разрешают конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Причины протестного поведения
- У ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, не дающим им самостоятельности. Это результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.
- Длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.
- Общая перевозбудимость, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.
Проявления агрессивного поведения
Это целенаправленное разрушительное поведение. Ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, психическая напряженность, подавленность, страх и др.).
Дети, прибегающие к агрессивному поведению, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются:
- тревожность,
- эмоциональная неустойчивость,
- слабая способность к самоконтролю,
- конфликтность,
- враждебность.
Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Она вызывает негативную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает порочный круг.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.
Причины агрессивного поведения
- Влияние неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, изменения системы ценностей в семейных отношениях. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрессивному поведению.
- Дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания, применяемые взрослыми
Проявления недисциплинированного поведения
Это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.
Детям с недисциплинированным поведением свойственны:
- безответственность,
- развязность,
- ленность,
- неряшливость,
- эгоизм.
Причины недисциплинированного поведения
- Следствие неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.
- Неадекватная самооценка ребенка. В этом случае поведение противоречит правилам не потому что ребенок «не знал как...», а просто он «думал, что...». То есть, самоконтроль поведения есть, но основания его — ложные. Это результат недооценки или переоценки детьми своих личностных качеств и возможностей.
Профилактика нежелательного (деструктивного) поведения у дошкольников
Часто проблемное поведение маленьких детей расценивается педагогом как поведение, которое мешает, затрудняет осуществление им воспитательно-образовательного процесса. Анализ воспитательных воздействий в адрес детей с нежелательным поведением показывает: главная мишень при этом — сам ребенок, его особенности, реакции, правила, которые они нарушают. При этом большинство педагогов в отношении нежелательного поведения совершают энергозатратные, но мало помогающие действия: повышают голос, кричат, запрещают, наказывают, указывают на ошибки, пытаются убедить ребенка даже в том возрасте, когда его сознание еще к этому не готово. Таким образом, работа воспитателей по коррекции нежелательного поведения у дошкольников недостаточно эффективна. Вследствие этого наблюдаются:
• нехватка терпения и несформированность у педагогов навыков анализа поведения ребенка и управления им;
• изменение поведения самого взрослого к ребенку в пылу охвативших эмоций (обида, вина, злость, гнев и пр.) и неспособность ими управлять, следовательно, — поступать конструктивным способом;
• непринятие советов психолога в выборе подхода к ребенку в случае нежелательного поведения (мешает количество детей в группе, нехватка времени, слабая рефлексия собственных чувств, реакций);
• перенос в своей работе акцента на развитие когнитивных навыков у детей в ущерб развитию эмоциональной и коммуникативной сфер;
• отказ педагогов работать с детьми, которые обнаруживают нежелательное поведение.
Также педагоги часто не учитывают наличие некоторых предпосылок к различным видам нежелательного поведения у дошкольников:
1) нестабильные детско-родительские отношения, отсутствие правильного воспитания в семье;
2) жизненные обстоятельства и стрессы;
3) негативное воздействие медиасредств (мультфильмы, фильмы агрессивного или возбуждающего содержания, реклама);
4) отсутствие примера желательного поведения;
5) социальная и эмоциональная напряженность в социуме.
Одна из ошибок воспитателей заключается в том, что при «коррекции» нежелательного поведения у дошкольников они не учитывают, важная роль в формировании поведения у детей принадлежит фактору его последствий. Многие виды подобного поведения изначально и возникли вследствие неправильного поведения окружающих — родителей, воспитателей, близких людей по отношению к нему. В связи с этим наиболее значимым направлением в работе с нежелательным поведением у дошкольников является не собственно коррекция, а профилактика нежелательного поведения.
Эффективность профилактических мер обусловлена тем, что, зная, когда, при каких условиях, на что реагирует ребенок нежелательным поведением, возможно еще до поведенческой реакции изменять обстоятельства, избегать влияния триггеров («пусковых механизмов»). Успешно предупреждать нежелательное поведение у ребенка воспитатель может, если понимает мотивы, цели, которых он неосознанно хочет достичь с помощью данных поведенческих реакций. Мотивационным ядром при этом выступают потребности. Если цель состоит в привлечении внимания взрослого, то необходимо в опережающем темпе дать эмоциональное тепло и поддержку. Но при условии, что поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Если ребенок дает аффективную вспышку, важнее вести себя максимально нейтрально, а иногда даже игнорировать нежелательное поведение. Но в этот момент недопустимо давать отрицательную оценку личности ребенка.
Действительно существует определенная категория детей, контакт с которыми вызывает определенные трудности. И я предлагаю поиграть в одну игру, где вам будет представлена возможность побыть именно тем «трудным ребенком». Игра называется «Испуганный еж»
Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.
Упражнение «Испуганный еж» Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем жутко. Вы чувствуете страх, обиду на жизнь, свою беспомощность свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот, выпустив свои колючки. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? что помогло, что было трудным?
Трудный ребенок напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.
Существуют некие принципы и шаги в работе с трудными детьми.
Шаги к установлению отношений с ребенком.
1 шаг. Осознать свои чувства по отношению к ребенку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь педагог, да и любой другой человек должен уметь контролировать свое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните свое состояние, когда вы злитесь.
Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.
Давайте представим такую ситуацию: ребенок порвал плакат, который вы долго оформляли.
Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения ребенка.
Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к ребенку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Понять, почему именно он это сделал. Что он чувствовал?
Упражнение «Ты сейчас…»
Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
Время проведения. 1 минута
Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.
Самая большая трудность – это изменение отношения к ребенку. Ведь если взрослый видит в трудном ребенке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.
2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.
Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только слушать, но и слышать.
Техника активного слушания.
Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.
Правила техники активного слушания.
● контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)
● повтор услышанного от собеседника;
● «отзеркаливание эмоций»;
● «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.
3 шаг. Понять ребенка.
Упражнение « Зеркало».
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать. !!!!!
4 шаг. Предложение помощи (поддержки).
Упражнение « Мой самый трудный ребёнок».
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
Упражнение «Все равно ты молодец, потому что …» (тренировка навыка оказания поддержки).
Инструкция: Представьте себе конкретного ребенка, который не пользуется популярностью, вам несимпатичен и т.п. Первый участник от лица этого ребенка продолжает фразу со слов: «Меня не любят за то…», бросает мяч любому. Он, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Если он затрудняется, отвечают соседи справа или слева, затем начинают сначала. Приветствуется желание добавить.
Обсуждение: Каково быть в роли ребенка, который испытывает трудности? Что из роли помогло понять? Выход из роли.
«Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих с детьми попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом
Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия ребенка к педагогу. Он должен чувствовать себя принятым. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее.
5 шаг. Психологическое состояние педагога»
Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.
Упражнение «Раскрасим сердце»
Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви.…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.
А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.
Наш семинар-практикум подходит к концу и если у вас есть вопросы на вы можете их задать.
Упражнение «Подведение итогов» Каждый по кругу высказывается, что он получил на занятии, что применит в практике; пожелания друг другу и ведущему семинар-практикум.
Таким образом, для осуществления эффективной работы по профилактике нежелательного поведения у дошкольников педагогу необходимо:
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность в области теории и практики нежелательного поведения: предпосылки, причины, виды, функции, анализ, способы адекватного реагирования.
2. Владеть алгоритмом работы с детьми, проявляющими нежелательное поведение:
• сбор данных, где, когда, каким образом, в какой форме проявляется нежелательное поведение, выявление основного триггера;
• выявление функции поведения на основе его анализа: предшествующий фактор (триггер), поведение, последствия;
• установление безопасных доверительных отношений с ребенком, выбор адекватного способа реагирования на нежелательное поведение;
• оказание эмоциональной поддержки;
• обучение ребенка желательному поведению.
3. Создать совместно с педагогом-психологом комфортные условия для коррекции нежелательного поведения у ребенка (психодиагностика, изучение семьи, наблюдение нежелательного поведения ребенка, его функциональный анализ, обсуждение рекомендаций к выбору подхода к ребенку, работа с семьей, с детским коллективом).
4. Совместно с педагогом-психологом создавать психолого-педагогические условия обучения, воспитания в группе и обучение ребенка желательному поведению.
5. Осуществлять консультирование семьи, работу с родителями, привлечение их к реализации задач коррекции.
Коррекция нежелательного (деструктивного) поведения дошкольника
Основные проблемы детей с нежелательным (деструктивным) поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
• Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
• Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
• Вырабатывание навыков адекватного поведения.
• Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
• Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы профилактики и коррекции такого поведения должны быть основаны на организации интересной ребенку деятельности (игровой), так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста
Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
- коммуникативные и подвижные игры,
- игры-соревнования, игры с правилами
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-драматизации;
- режиссерские игры;
- коллективные дидактические игры;
- раскрепощающие игры.
Коммуникативные и подвижные игры
Использование коммуникативных и подвижных игр во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста способствует обучению детей приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно повлияет на снижение проявлений деструктивного поведения дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.
Игры-соревнования.
Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. Игры-соревнования отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно выполнением правил . В этих играх от детей потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой формирования навыков общения, развития реальных взаимоотношений, коммуникативных способностей, межличностных взаимодействий.
Игры-драматизации, театрализованные игры
Игры драматизации - это театрализованные игры, в которых дошкольники разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни и др.) В игре – драматизации эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Давно замечено, что способность человека играть чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру. Театрализованные игры и игры-драматизации стали используются в качестве расширения практического опыта детей в процессе освоения ими социально-коммуникативных навыков, развития психических функций (таких, как внимание, память, речь), произвольность психических процессов, снятия психо-эмоциональных напряжений.
Деструктивное поведение среди детей связано с недостатком в нравственном воспитании, духовной обеднённости среды, в которой воспитывается ребёнок. Именно поэтому очень важно начинать профилактику деструктивного поведения с дошкольного возраста, направляя воспитательную работу на формирование нравственных и этических ценностей у детей. Формирования положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность.
Хороший эмоциональный контакт родителей с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.
Что нужно помнить при работе с дошкольниками с проявлениями нежелательного поведения
• Будьте последовательны и логичны в своих действиях.
• Учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.
• К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.
• Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.
• Уважайте детей, цените их «Я».
• Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.
• Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.
• Давайте детям высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.
• Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.
• Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.
Десять «не» в воспитательном процессе:
1. Не унижайте.
2. Не вымещайте злость и обиды на детях.
3. Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.
4. Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.
5. Не сравнивайте с другими.
6. Не критикуйте на людях.
7. Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.
8. Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.
9. Не забывайте хвалить.
10. Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.
Профилактический комплекс мероприятий позволяет уменьшать число нежелательных поведенческих реакций у детей, снижать их интенсивность, менять направленность, что приводит к устойчивому положительному результату. Но это процесс длительный, трудный, требующий усилий, терпения, настойчивости, а также постоянной работы по стабилизации безопасных, доверительных отношений между взрослым и ребенком.
Призываем помнить главное правило: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.
У известного американского психотерапевта Вирджинии Сатир есть отличная фраза об объятиях: «Обниматься четыре раза в день нам требуется для выживания, восемь – для поддержания себя в нормальной форме и двенадцать – для роста!». Создадим условия для роста и развития наших воспитанников!
Терминологический словарь
Нежелательное поведение – поведение, которое может быть опасным для самого человека, для окружающих людей или окружающих объектов, либо может мешать обучению, социализации или выполнению задач.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Деструктивные проявления в поведении детей и молодежи – совокупность поступков, которые характеризуются тем, что:
– нарушают нормы морали и права;
– вызывают отторжение у общества;
– наносят ущерб организму нарушителя, его личности, ближайшему окружению, обществу в целом;
– основываются на желании нарушителя компенсировать свое недостаточное личностное развитие и неспособности удовлетворить собственные социальные потребности в приемлемых обществом формах.
Деструктивное поведение (аномальное), характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок. Это поведение, когда вербальным или невербальным способом нарушаются общепринятые нормы и правила.
Агрессия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивное поведение - это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой. Агрессивное поведение описывают в виде: а) действия как такового (наступление, атака, нападение); б) действия против определенного объекта, в т. ч. человека, становящегося жертвой агрессии; в) действия с учетом ситуации - ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.
Антисоциальное поведение, направленное против социума, совершение действий, нарушающих установленные законы и права других людей.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Суицидное поведение, характеризующееся повышенным риском самоубийства или нанесения вреда самому себе.
Фанатическое поведение, выражающееся в форме слепой приверженности какой-либо идее, взглядам, являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо.
Нарциссическое поведение – обесценивание отношений, уверенность в своем совершенстве и завышенная самооценка.
Аутистическое поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Конформистское поведение, выражающееся в подражании деструктивной личности, подверженность негативному влиянию.
Резонансный случай деструктивного поведения участников образовательных отношений в рамках системы мониторинга определяется как событие (экстренная ситуация), связанное с деструктивными общественно опасными действиями участников образовательных отношений (вооруженное нападение на образовательную организацию (скулшутинг), случаи группового суицида, буллинга, другие тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные участниками образовательных отношений), получившее резонанс в СМИ и обществе.
Используемая литература:
1. Бокалина Н.А., Ряскина И.А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 451-453.
2. Лич Д. Прикладной анализ поведения: методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 172 c.
3. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017. 207 c.
4. Тихомирова Ю.В. Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 562-564.
5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 10 с.
6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста: Академический проект, 2005. 334 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста "Профилактика нарушения осанки"
Профилактика нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста....

Семинар - практикум для родителей детей дошкольного возраста "Профилактика плоскостопия"
Семинар - практикум подготовлен для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он позволяет познакомить родителей с особенностями строения детской стопы, с причинами появления плоскосто...

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Профилактика тревожных состояний»
Задачи:Созданиеположительного эмоционального настроя.Развитие коммуникативных навыков.Снятие телесных зажимов.Сближение участников группы.Формирование положительного отношения к сверстнику....
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста. «Профилактика гриппа в детском саду».2016 год.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка –детский сад № 14 «Аленький цветочек»Истринского муниципального района с.Павловская Слобода С наст...

Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...

Круглый стол для педагогов: «Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)
laquo;Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)...

