Сценарий родительского собрания для родителей детей 3–4 лет «Капризы, упрямство и способы их преодоления»
материал по психологии

Клецкова Светлана Николаевна

Родительское собрание для родителей детей 3–4 лет

«Капризы, упрямство и способы их преодоления»

 

Форма проведение: круглый стол с элементами тренинга.

Ведущие: педагог-психолог, воспитатель.

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.

Задачи:

• проанализировать причины детских капризов и проявления упрямства, выработать тактику противостояния им;

• развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;

• оптимизировать детско-родительские отношения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

для родителей детей 3–4 лет

«Капризы, упрямство и способы их преодоления»

Форма проведение: круглый стол с элементами тренинга

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.

Задачи:

• проанализировать причины детских капризов и проявления упрямства, выработать тактику противостояния им;

• развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;

• оптимизировать детско-родительские отношения.

Продолжительность: 1 ч.

Материалы и оборудование: 

 Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.

Место проведения: 

Повестка собрания:

1.

2.

3.

Ход мероприятия

Ведущий: Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения, однажды все может измениться... Многие из Вас теряются: как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «нет, не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли это делать?  Сегодня мы не будем давать готовых рецептов по воспитанию детей, каждый родитель сам знает, как воспитывать своего ребенка. Данное мероприятие направлено на то чтобы Вы смогли с другой стороны посмотреть на негативное поведение своего ребенка и скорректировать свои методы воспитания. Воспитание - это сложный процесс и чем старше ребенок, тем сложнее взаимоотношения с ним. И мы с вами готовы ко всему.

Предлагаю вам сделать психологическую зарядку.

1. Если вы согласны с тем, что капризы и истерики детей – это испытанный способ привлечения внимания взрослых – сделайте жест руками, привлекающий к себе.

2. Если вы считаете, что не следует идти на поводу капризов ребенка – топните ногой.

3. Если вы уверены, что ребенку необходимы четкие правила и ограничения, также как ласка и внимания – одной рукой нарисуйте в воздухе квадрат, а другой – круг.

4. Если вы согласны с мудростью: «Что посеешь воспитанием в ребенке в ранние годы, то и пожнешь в будущем» - сделайте жест рукой «сеющей семена в землю».

5. Если вы понимаете, что чрезмерная опека может вызвать капризы у ребенка, так как он хочет быть самостоятельным – раскройте пальцы руки как бутон цветка, а затем сомкните их.

6. Если вы понимаете, что, сдаваясь и идя на поводу прихотей ребенка, вы учите его использовать скандал в стремлении добиваться своего – постучите кулачком о кулачок.

7. Если вы уверены, что спокойная дружелюбная настойчивость и последовательность в воспитании – лучшая тактика преодоления капризов детей – улыбнитесь.

Мини – лекция по теме «Упрямство и капризы»

Каприз - малообоснованное желание, причуда, прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо

Упрямство - чрезмерная и неблагоразумная настойчивость. В умеренной форме переходит в добродетель твердости и упорства в достижении цели.

Отличия капризов от упрямства

№ п/п

УПРЯМСТВО

КАПРИЗЫ

1.

 Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать.

Капризы свойственны более слабым детям, более зависимым от взрослых. Они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не владеют необходимыми умениями. Цели добиваются нытьём и капризами.

2.

Упрямец проявляет свое упрямство только в ответ на требование взрослых.

Капризный ребенок начинает ныть и кукситься по любому поводу. Он, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

3.

Для «упрямца» главное – не уступить, и он рад, когда от него отстают.

«Капризуля», скорее стремится добиться еще большего внимания.

4.

У упрямца всегда есть свое мнение. Любимое выражение «Я хочу!»

У капризного – «Я не хочу!» Он отказывается от всего, практически никогда не предлагая своего варианта

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?»

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Причины возникновения капризов и упрямства у детей

1. Неправильное поведение взрослых:

  • Бесконечные запреты помощи по дому: мытье посуды, уборка комнат, стирка, глажка, приготовление пищи и т.п. Родители устанавливают их из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом, в старшем возрасте, требуют от детей помощи.
  • Отсутствие внимания, равнодушие (занятость собой), минимум общения с ребенком.
  • Учет только своего мнения, преподнесение готовых инструкций, лишение развития у ребенка самостоятельности в принятии решений: когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате, самому выяснить отношения с братом, сестрой и т.п.
  • В требованиях не учитывают индивидуальных особенностей, характера потребностей, интересов, умственных и физических возможностей детей. Не выполнение обещаний.
  • Неустойчивость решений (вчера одно, а завтра другое). «Правила игры» в семье расходятся с «правилами», принятыми в обществе.
  • Избалованность ребенка, отсутствие подчинения старшим.
  • Непоследовательность – сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
  • «Взрослое» и «здоровое» поведение ребенка не подкрепляется словами: «мамин защитник», «рыцарь», «папина помощница» и т.п.
  • Отсутствие единства в подходе к воспитанию.

2. Реакция ребенка на непонимание его взрослыми (собрать игрушки в разгар игры);

его непонимание взрослых (что хотят от предложенной деятельности – каков её результат).

В итоге:

  • обида, злость, гнев, делает «назло»;
  • недомогание, заболевание;
  • голод;
  • недосыпание;
  • -отсутствие внимания;
  • вмешательство взрослых в его деятельность и лишение самостоятельности;
  • боязнь ошибиться;
  • чувство своей неполноценности рядом с «образцово-показательными» родителями;
  • борьбу родителей с их упрямым поведением.

3. Несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей.

4. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу.

5. Биологические особенности функционирования центральной нервной системы

- родовые травмы,

- асфиксия новорожденных,

-тяжелые инфекции.

6. Возрастной кризис

-девиз: «Я сам».

Прежде чем говорить о правильной тактике и стратегии родителя во время каприза, сначала постараемся понять ваш ребенок капризуля или упрямец.

Анкета для родителей

«Упрям ли Ваш ребенок?»

Наблюдаются ли у ребёнка дома и в детском саду следующие признаки? Поставьте знак «+» напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.

1. Ваш ребенок левша.

2. В ответ на обычные распоряжения, просьбы делает все наоборот.

3. Не подчиняется правилам в коллективной игре.

4. Отказывается даже от интересной для всех деятельности.

5. Говорит часто слова «Я хочу или я буду!».

6. Любит быть первым, командовать, навязывает свою игру или желания детям.

7. Повторяет многократно одну и ту же просьбу, что окружающие теряют терпение.

8. Рисует многократно повторяющиеся элементы.

9. Злится, если не достигает своего.

10. На критические замечания реагирует негативизмом (делает назло).

11. Переспорить его трудно (не желает слышать и понимать другого). Его главная заповедь - не уступить!

12. В своей настойчивости и «упертости» не считается с интересами и возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации. (П: На улице холодно, а ребенок отказывается надевать шапку).

13. Если он не знает ответ на Ваш вопрос, то переводит тему, либо замыкается.

14. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

15. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

16. Часто не по возрасту ворчлив.

17. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

18. Всегда имеет свое мнение.

Если общее число баллов (плюсов):

14-18 – у Вашего ребенка высокая степень упрямства. В воспитании придерживайтесь полученных рекомендаций. Если изменений не произойдет, обратитесь к специалистам: психологу, неврологу.

6-13 - ребенок проявляет упрямство время от времени. Обращайте внимание на причины упрямства и своевременно находите выход из создавшейся ситуации.

1-5 – низкая степень упрямства, причин для беспокойства нет.

У левшей очень часто развито упрямство, т.к. доминирует правое полушарие.

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ КАПРИЗНОГО РЕБЕНКА (Схема наблюдения) 

Поставьте знак «+» напротив тех симптомов, которые чаще всего проявляются в поведении ребёнка.

1. Находится в состоянии «готовности к капризу».

2. На обычные распоряжения, просьбы реагирует чаще словами «Не хочу, не буду, нет!».

3. В коллективной игре не соблюдает правила.

4. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

5. Склонен к жалобам.

6. Из-за отсутствия самостоятельности нуждается в большем внимании взрослых.

7. Думает, что все игрушки, все конфеты для него.

8. В момент плача, истерики отказывается от предложений взрослого,

9. безынициативен.

Условно можно подразделить родителей на покладистых и трудных, а детей — на трудных и лёгких, отсюда возможны четыре варианта отношений:

  • лёгкий ребёнок и покладистый родитель, «Мы всегда сможем договориться…»
  • трудный ребёнок и покладистый родитель, «Кому командовать парадом?»
  • лёгкий ребёнок и трудный родитель, «У меня послушный ребёнок. Стало быть, я хороший родитель?»
  • трудный ребёнок и трудный родитель. «Ну и характерец у моего ребёнка! И в кого он такой?»

В различных сочетаниях от родителей требуются разные умения, направленные на изменение поведения ребёнка.

Насколько капризен Ваш ребенок (тест для родителей)

За каждый ответ «а» - поставьте 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.

1. Вечером на Ваше замечание: «Пора собирать игрушки и ложиться спать» ребенок обычно реагирует…

а) Как и положено – тут же собирает игрушки и идет стелить постель.

б) Нытьем: «Ну, мам, еще 5 минуточек!», но потом убирает игрушки и идет спать.

в) Никак не реагирует. Я сама собираю игрушки, раздеваю его и укладываю в постель.

2. В песочнице Ваш малыш возится с другими детьми, при этом он…

а) Играет на некотором отдалении от детской компании, а если кто-то берет его игрушки, предпочитает не конфликтовать.

б) Вместе со всеми дружно строит башню и лепит куличики.

в) То и дело дерется с детьми за право обладания машинкой или лопаткой.

3. Пора возвращаться с прогулки. Как Вы зовёте ребенка?

а) «Малыш, пойдем домой!» - и неторопливо, чтобы ребенок успел собрать игрушки и догнать Вас, идете в сторону дома.

б) «Малыш, через 5 минут пойдем, заканчивай игру».

в) «Малыш, пошли домой. Уже пора. Твои игрушки заждались тебя. Дома я дам тебе конфет».

4. Сегодня на обед – нелюбимый молочный суп. Как Вы заставите ребенка поесть?

а) Скажете: «Чтобы через 10 минут суп был съеден». Малыш давится, но ест. б) Вообще не будете заставлять.

в) Суп ест с уговорами, песнями и плясками. В процесс включается вся семья.

5. Вы купили ребенку новые пазлы. Малыш пытается сложить, но у него не получается. Его действия?

а) Вздохнув, отказывается от мысли собрать картинку и переключается на чтото другое.

б) Пыхтит, закусив губу, старается сложить. Если ничего не выходит, бурчит: «Все равно завтра соберу».

в) Жутко злится, бьет по коробке с пазлами кулаком, в ярости разбрасывает их по комнате.

6. Вечером у Вас жутко разболелась голова, и Вы просите малыша играть тише. Он…

а) Тихо играет в уголочке.

б) Старается не шуметь, но иногда, забывается и кричит.

в) Шумит, как обычно. Но Вас это не раздражает: он ребенок и пока ему слишком трудно сдерживать эмоции.

7. Знакомые обычно говорят про Вашего ребенка:

а) «Надо же, какой послушный!»

б) «Надо же, какой веселый и общительный малыш!»

в) «Надо же, какой шустрый, настоящий непоседа!»

Подсчет результатов:

7-11 баллов Вы переусердствовали с воспитанием. Ваш малыш проявляет чудеса послушания. Подумайте, как он будет жить во взрослом мире? Безынициативным, пасующим перед трудностями, боящимся ответственности. В семье каждый имеет свое мнение. Станете лояльнее и Вы заметите, как расцветет Ваш малыш.

12-17 баллов - Поздравляем! Вы – идеальные родители! Можно только позавидовать Вашему малышу. Он растет счастливым, контактным и уверенным в себе ребенком. Знает, что такое «можно» и «нельзя», умеет преодолевать трудности и ладить с людьми. Так держать!

18-21 балл Вы опасаетесь оказаться чересчур строгими родителями. И часто неоправданно балуете своего ребенка, разрешая ему буквально все. Не бойтесь проявлять твердость – иногда это необходимо. Своими капризами ребенок хочет «нащупать» рамки дозволенного – дети так устроены, что им нужна четкая система координат: это хорошо, это плохо, это можно, это нельзя. Вы же ежедневными послаблениями просто выбиваете у него почву из-под ног – и малыш в итоге становится еще более капризным, привыкая всего добиваться слезами и истериками. В маленьком возрасте Вы сможете откупиться от него конфетами или машинкой, но, со временем его запросы будут расти и Вам будет нелегко угодить ему.

Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга.

А как мы меняемся, узнаем в ходе следующего упражнения.

Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

Игровое упражнение «Как тебе лучше?»

Ведущий:  приглашает родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию ​​по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

Упражнение «Модели воспитания»

Ведущий: Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

Железная рукавица  Большое количество запретов, все нельзя - и за нарушения сразу наказания. Модель спорная. В локальных трудных ситуациях это может быть единственно верным решением, как основная модель для нормальной жизни - проблемное решение.

Поле свободы

Чем меньше запретов, тем лучше. Возможно все, пока сам не устанешь или напорешься на естественные ограничения мира (река, ночь, проголодался). Как правило, спорная модель. В умелых руках бывают отличные результаты. Смотри Свободное воспитание

Просторный дом

Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда. При этом не обязательно сразу идет жесткое наказание за нарушение - могут быть и предупреждения, и разъяснения, и добрые разговоры. Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться. Удачная модель.

Просторный дом с линией развития

Эта модель рождается, когда к модели «Просторный дом» добавляется модель «Короткий поводок». Родители ведут по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее приятно». Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.

После анализа каждой модели воспитания родителям предлагается ответить на вопрос.

- На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.

Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

Ведущий: А теперь я хочу спросить у вас: Как вы считаете, нужны ли специальные мероприятия, приемы чтобы воспитывать ребенка?

Сейчас я предлагаю вам из листа бумаги сделать силуэт ребенка, не используя при этом ножниц. Покажите, какие замечательные детишки у вас получились.

Зачем мы взрослые нужны детям? Какова наша роль? Сейчас давайте начнем воспитывать нашего малыша. Сейчас вы будете ругать его, и при этом загибать листочек.

А теперь хвалите и разглаживайте.

Что было легче хвалить или ругать?

Посмотрите, как изменились ваши дети?

К наказанию и к похвале нужно относиться взвешенно. Вручить родителям буклет с рекомендациями для родителей «Поощрения и наказания», «Как справиться с детскими капризами?»

Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и нам узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

Упражнение «Венок желаний»

Подведение итогов родительского собрания.

Я узнала, что_______________________________________________________________

Было интересно ____________________________________________________________

Всегда буду _______________________________________________________________

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Уважаемые мамы и папы, сегодня наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые. Не забывайте, что мы все – единое целое, каждый из Вас – важная, необходимая и уникальная часть этого целого! В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и обаятельными. Мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших малышей в детском саду и дома.

Наиболее эффективным в диагностике капризного ребенка является наблюдение. По предложенной схеме, воспитатели, родители и психолог наблюдают за проблемным ребенком и отмечают проявляющиеся симптомы. Если в течение месяца постоянно проявляются хотя бы 4 из перечисленных моментов, то взрослый может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, является капризным.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ""Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Консультация для родителей о капризах, упрямствах детей, о том, как их преодолеть и помочь своему ребенку....

Консультация для родителей на тему «Капризы, упрямство и способы их преодоления»

Консультация для родителей на тему «Капризы, упрямство и способы их преодоления»...

Консультация для родителей "Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматрив...

Консультация для родителей. «Капризы , упрямство и способы их преодоления»

Упрямство-это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам...

Консультация для родителей "Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Данная консультация поможет разобраться радителям что такое упрямство и капризы с точки зрения детской психологии, с причинами их возникновения, а также даны советы по их преодолению....

Консультация для родителей " Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Консультация для родителей " Капризы, упрямство и способы их преодоления"...