Особенности развития детей 2-3 лет
консультация по психологии (младшая группа)

Хорошина Марина Алексеевна

Особенности развития детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности развития детей 2-3 лет31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомительный материал для педагогов и родителей

Тема «Особенности развития 2-3х летних детей»

Подготовила:

Воспитатель Хорошина М. А.

У 2-3-летних детей система отношений между личностью и социальной действительностью строится через познание мира окружающих вещей, развитие определяется совместной деятельностью со взрослым («Ребенок-Предмет-Взрослый»).

В этом возрасте ведущая деятельность (по Д. Б. Эльконину) – предметно - манипулятивная (орудийно-предметная деятельность). Цель – усвоение функций предметов, закрепление действия за предметом, овладение специфическими способами манипулирования предметом. Самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не может понять назначение того или иного предмета.

Только после 2,5 (до 3х) лет происходит отделение действия от предмета, освоение функций предмета, использование одних предметов вместо других (перенос ребенком усвоенных способов действий с предметов на другие предметы). Перенос действия также из одной ситуации в другую, игровое действие.

Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.

Примеры орудийных действий – рисовать карандашом, копать лопаткой, пить из кружки. Обучение таким действиям происходит поэтапно. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не в «логике руки», когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т.е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

Классический пример (описан П. Я. Гальпериным) – овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки – ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.

Нормально развивающиеся дети во время становления предметной деятельности проявляют интерес к внешнему виду предмета, показывают желание выяснить его назначение. Поэтому, они могут манипулировать с каждым, попадающим в руки, предметом.

Соотносящие действия – действия с предметами, при выполнении которых требуется соотносить свойства разных объектов или их частей – их размер, форму, цвет, местоположение. Например, подобрать крышку к коробке.

Соотносящие действия лежат в основе дидактических игр. Важно развивать эти действия, в том числе, совершая их с ребенком в игровой форме(например, собирать матрешку).

К 3м годам в рамках предметной деятельности зарождается режиссерская игра. Характеризуется непродолжительностью, эпизодичностью, примитивностью сюжета, однообразием игровых действий. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заменителями.

Возникает новый вид деятельности – изобразительная деятельность. В начале изодеятельности появляются каракули («действия черкания») – узнавание предмета в случайном сочетании линий – изображение по замыслу, по выраженному словами намерению.

На 3м году в изодеятельности появляются формы, в которых можно найти сходство с изображением.

Важно заниматься с ребенком изодеятельностью, заинтересовывать его, хвалить и поддерживать. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; осуществлять выбор из 2-3-х предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие. К 3-м годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением.

Воображение у 2-3-летних детей – только с опорой на реальные предметы и внешние действия с этими предметами. Развивая воображение, мы активизируем работу мозга, поэтому важно стимулировать ребенка в этом направлении. Игры, творчество, прослушивание художественных произведений, общение со сверстниками и взрослыми.

Общение со взрослыми носит ситуативно-деловой характер.

Общение со сверстниками:

- эмоционально-практическое взаимодействие(2-4 года);

- взаимное подражание;

- в общении с детьми исходит из собственных желаний, сопереживание еще не сформировано.

Желания 2-3-летнего ребенка неустойчивы и быстро преходящи; ребенок не способен их сдерживать. Он эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Отсутствует соподчинение мотивов – все желания обладают одинаковой силой. Желание получить то, что нравиться – единственный мотив малыша. Также, дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Поощрение и наказание взрослых – средство ограничения желаний ребенка.

Центральная линия развития – развитие речи.

Раннее детство – период активного усвоения речи. К 2м годам норма – 300 слов и более, к 3м годам – 1000-1500 слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни происходит значительное накопление пассивного и активного словаря, также понимание инструкций, затем и речи-рассказа.

К 3м годам усваиваются все основные звуки речи. Слово обретает предметное значение, появляются первые обобщения. К 3м годам в речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Между 2-мя и 3-мя годами речевая активность сильно возрастает, появляется описательная речь. В 3 года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях.

Стимулировать и направлять в продуктивное русло развитие ребенка – задача родителей и педагогов. Чтение сказок и рассказов ребенку, затем их обсуждение; заучивание стихов; творческая активность, в т.ч. изодеятельность – позитивно влияет на развитие личности маленького человека.

Развитие самосознания

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице. Потом, к 3-м годам, появляется местоимение «Я».

У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но и того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов( поэтому, трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основано на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» и появление личных действий продвигает ребенка на новый уровень развития.

Начинается переходный период «кризис 3-х лет». Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до 2-х лет. Но его может и не быть.

Кризис 3-х лет

Л. С. Выгодский в статье «Кризис 3-х лет» описал следующие 7 симптомов этого кризиса:

1. Негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого.

2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3. Строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.

4. Своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому.

5. Протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он потребует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

У ребенка появляется стремление к достижению результата своей деятельности, стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, обостренное чувство собственного достоинства.

Возникает способность видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Все эти явления говорят о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

На 3-ем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.


Список использованной литературы

  1. Болотова А. К. « Психология развития и возрастная психология» : учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. М.: Высшая школа экономики, 2012 г.
  2. Шаповаленко И. В. « Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)»: учебник. М.: Гардарики, 2007г., 349 с.
  3. Гальперин П. Я. « Функциональные различия между орудием и средством» / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, 1980 г., часть 1, 195-203 с.
  4. «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-синтез, 2021 г, 139-140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

Особенности развития детей в возрасте 4-5 года Развитие личности 4-5 лет

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка....

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...