Консультация для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность к школе"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Иванова Наталья Григорьевна

Родителям о психологической готовности к школе детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotonost_k_shkole_1_1.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Основные понятия

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.

Произвольность поведения – способность осознавать и управлять своим поведением, преодоление побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций в становлении способности определять свои действия и управлять ими.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Внутренняя позиция школьника – возрастная форма самоопределения детей 6-7 лет, связанного с их осознанным желанием принять статус школьника (Л.И. Божович).

Школьная зрелость – особая степень морфофункционального развития детей, которая способна обеспечить комплексное приспособление организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям.

Дети учебного типа–дети, которые принимают позицию ученика с вытекающими отсюда последствиями (что делать, как себя вести и т.д.) и вступают с учителем в учебные отношения, предполагающие содержательную учебную деятельность.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Психологическая готовность к школе определяет успешную адаптацию ребенка   к        школе        и        считается        необходимым        и        достаточным        уровнем психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

     Основным показателем психологической готовности к школе является степень сформированности регуляторных механизмов поведения. Насколько ребенок может соответствовать нормам и правилам, существующим в школе, и насколько может проявить и развивать свою индивидуальность и личность в новых условиях.

Часто готовность к школе рассматривается с позиции школьной зрелости лишь как совокупность умений, знаний, способностей. Но кроме определенного набора знаний и умений, готовность к школе предполагает физиологическую, личностную, интеллектуальную, волевую, социальную зрелость ребенка.

Ребенок может уметь читать, считать и много знать, но при этом столкнуться с трудностями в процессе адаптации к школе, так как не сформирована мотивационная, эмоциональная, коммуникативная или регуляторная сфера психики.

Портрет будущего школьника

Личностная или, как ее еще обозначают, мотивационная готовность к школе предполагает положительное отношение ребенка к школе, к деятельности, к социальному взрослому (воспитателю, учителю), положительное отношение к себе, а также наличие сформированных социальных и познавательных мотивов.

Волевая готовность к школе предполагает сформированность у ребенка умения действовать по правилу, умение удерживать инструкцию, действовать согласно инструкции и оценивать свой результат.

Показатели мотивационно-волево йготовности ребенка:

  • Проявляет положительное отношение к школе, к воспитателю, к учебной деятельности, к себе;
  • проявляет устойчивый интерес к новым знаниям и умениям;
  • проявляет потребность в оценке и одобрении взрослого;
  • умеет сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умеет ориентироваться на заданную систему требований;
  • умеет внимательно слушать говорящего;
  • умеет выполнять действие по образцу;
  • «надо»(социальнозначимыемотивы)могутуправлять«хочу»(непосредственные желания);
  • Присутствует соподчинение мотивов.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие выраженной познавательной активности, обучаемости, развитие памяти, мышления, воображения, речи, способности к рассуждениям, знаний об окружающем мире и самом себе, а также развитие зрительно-моторной координации.

Показатели интеллектуальной готовности ребенка:

  • Справляется с программой детского сада;
  • проявляет стойкий интерес к новым знаниям, способен длительное время заниматься познавательной деятельностью (слушать познавательную информацию, учиться чему-то);
  • способен пересказать сказку, определить причинно-следственные связи, классифицировать, запоминать стихи;
  • компетентен в продуктивных видах деятельности (умеет рисовать, лепить, конструировать) и может играть, стремится к творчеству (созданию нового);
  • может ясно и последовательно излагать свои мысли, способен к рассуждениям;
  • легко обучается (способен переносить полученный опыт в новые ситуации);
  • развита мелкая моторика.

Социальная готовность к школе включает умение общаться со взрослыми и сверстниками и определяется тем, насколько поведение ребенка соответствует задачам и требованиям обстановки, ситуации, как он можетварьироватьделовые,познавательныеиличностныеконтактысдругим человеком.

При определении готовности ребенка к школе, можно ориентироваться на следующие показатели.

Факторы риска
  • отрицательное отношение к детскому саду, воспитателю, к занятиям, низкая самооценка;
  • сниженный познавательный интерес;
  • невыраженная потребность в достижениях;
  • трудности выполнения правил в повседневной жизни, в игре;
  • трудности с доведением начатого дела до конца без организующей помощи;
  • трудности удержания инструкции, ее выполнения;
  • трудности интеллектуального развития;
  • трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность к школе определяется всей историей психического развития ребенка, начиная с внутриутробного развития. Важно использовать методы и приемы формирования позитивных представлений у ребенка о школе, знать сильные и слабые стороны развития ребенка, опираясь на сильные стороны развития, целенаправленно сопровождать слабые стороны развития ребенка, формировать положительный образ школы и учителя. Учитывать аспекты физиологической зрелости ребенка, работоспособность его нервной системы, не допускать интеллектуальных или эмоциональных перегрузок.

Игра с правилами и творческие виды деятельности являются основными средствами формирования психологической готовности к школе, познавательной мотивации, произвольности поведения, уверенности и чувства умелости, развития коммуникативных навыков, понимания правил общения и формирования положительной самооценки. Именно эти интересные для ребенка виды деятельности тренируют способность ребенка ставить цель, достигать ее, контролировать себя и оценивать свои возможности.

Нужно помнить, что физиологическая цена адаптации обучения в школе у детей 6 и 7 лет отличается. У детей 6 лет она выше и требует большего включения со стороны родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готовность ребенка к школе"

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень мол...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Успеть к школе»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависят от постановки физической культуры в детском саду и семье…» - эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе»...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Дорога в школу»

Описание: данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, воспитателям, классным руководителям 1 класса.Поступление в школу вызывает перестройку всего образа жизни не только первок...

Консультация для родителей будущих первоклассников " СКОРО В ШКОЛУ"

       Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

Консультация для родителей будущих первоклассников " Готовность к школе"

Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе....