Методическая копилка: мастер – класс педагога – психолога для родителей на тему: «Игры – развивашки за пять минут»
методическая разработка по психологии
Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО направлена на обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Поэтому педагоги и специалисты ДОУ находятся в постоянном поиске новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, которые оптимизировали бы детско – родительские отношения, повышали психолого – педагогическую компетентность родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Солнышко» Азовского района
Методическая копилка:
мастер – класс педагога – психолога для родителей на тему:
«Игры – развивашки за пять минут»
Подготовила:
педагог – психолог
Аксёнова Елена Аркадьевна
с. Займо – Обрыв
2024 г.
Актуальность
Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта ДО направлена на обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Поэтому педагоги и специалисты ДОУ находятся в постоянном поиске новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, которые оптимизировали бы детско – родительские отношения, повышали психолого – педагогическую компетентность родителей.
Взрослые всегда стремятся окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. И этому всему ребенок может научиться благодаря игре, именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте, она пронизывает всю его жизнь. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Игры приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому не использовать их, как средство воспитания и развития в семье - большое упущение.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и хорошо если игра станет семейной традицией.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Многие из них считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Поэтому, как всякое средство педагогического воздействия, воспитание и развитие в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.
На данном мастер – классе родители познакомятся с играми, которые не нужно покупать в специальном магазине и за большие деньги. Это игры можно сделать самостоятельно в семье из подручного материала, т.е. из того, что есть у каждой хозяйки дома. Вниманию родителей предлагаются игры и упражнения, которыми можно заниматься дома, не имея специальных условий, приспособлений и большого количества времени.
Пояснительная записка
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Однако современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени. А ведь игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его всестороннем развитии и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности. Существует множество игр, которые могут помочь не просто занять ребенка, но и развить его внимание, мышление, воображение, обогатить его речь. А главное – помогут родителям и детям стать ближе друг другу.
Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает ребенку возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
Совместные семейные игры духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
К сожалению, не у всех и не всегда есть возможность купить для своих малышей умные игры и игрушки, зато вместе с детьми можно изготовить полезные игры из того, что нас окружает.
Весьма ценными являются игры для детей, сделанные своими руками. Они привлекательны не только своим внешним ярким видом, но и тем что над их изготовлением трудились члены семьи, и именно в них ожили ненужные, отслужившие свой век предметы (банки, пластиковые бутылки, различные коробки, стаканчики, салфетки и т.д.), то что можно найти на любой кухне, в любом доме и заставить «разговаривать». Давая вторую жизнь таким предметам, ребенок учится не только фантазировать, но и экономить семейный бюджет, бережно относится к окружающему миру. Новая необычная обстановка, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где всё интересно, рождает новые игровые действия, сюжеты, а значит, развивает ребенка.
Поэтому,
Цель мастер - класса- привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет познавательные, эмоциональные и коммуникативные потребности ребенка.
Задачи:
оптимизировать детско-родительские отношения;
повысить психолого-педагогические компетенции родителей;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
способствовать созданию активной творческой атмосферы и позитивного настроя в семье;
повысить эффективность совместной деятельности педагога и родителей.
Тема мастер - класса: «Развивашки за пять минут»
Цель: мастер – класса - привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет познавательные, эмоциональные и коммуникативные потребности ребенка.
Задачи:
оптимизировать детско-родительские отношения;
повысить психолого-педагогические компетенции родителей;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
способствовать созданию активной творческой атмосферы и позитивного настроя в семье;
повысить эффективность совместной деятельности педагога и родителей.
Участники мастер – класса: родители разновозрастной группы
Место проведения: кабинет педагога – психолога
Предварительная работа:
- организация пространства для проведения «Мастер — класса»;
- составление конспекта;
- нахождение необходимого методического и раздаточного материала;
- подготовка игр, рекомендаций для каждого родителя;
- организация родителей на практическое занятие «Мастер — класс».
Материалы и оборудование:
рабочее место для каждого родителя, коробки от различных предметов, раздаточные жетоны; воздушные шары (6 шт.), одноразовые стаканчики по 4 на каждого игрока; листы бумаги на каждого родителя, маркеры; 6 наборов ( половинки от пластиковых бутылок, обычные резинки, влажные салфетки, одноразовые ложки, тарелки, сахар по 1 ст. ложки, по 2 ст. ложки моющего средства и по 4 ст. ложки воды); маркер, привязанные к нему 5 ниточек и лист с изображением лабиринта; 6 коктейльных трубочек и пластиковое кольцо; рулон туалетной бумаги; картинки героев сказки «Теремок»; раздаточные буквы (т,е,р,е,м); видео и аудиозапись для создания фона; ноутбук.
Ход проведения мастер – класса
Организация рабочего места | Деятельность педагога - психолога | Деятельность родителей |
| ||
Ноутбук: видеозапись «В гостях у сказки», обращение Деда Мороза к родителям | Педагог – психолог: Уважаемые родители! Сегодня, в преддверие Нового года, приглашаем вас в маленькое путешествие по стране сказок и игр. Ну, что, в путь! Дед Мороз: Здравствуйте, родители! Я дедушка Мороз. Сегодня для игры Я подарочки – коробочки принес. Вы друг другу улыбнитесь И за общий стол садитесь. Подарков целая гора, Начинается игра. На вопрос мой отвечай И коробку выбирай! | |
| ||
Кабинет педагога – психолога На игровом столе находятся 6 коробок с играми, а в середине стола рулон бумаги с ленточками – подтягиваем ленточку – подъезжает коробочка с игрой и буквой. Всего 5 букв: Т, Е, Е, М, Р Оборудование: воздушные шары и стаканчики. Оборудование: 6 листов бумаги формата А4 и 6 маркеров. Оборудование: всего по 6: половинки от пластиковых бутылок, влажные салфетки, резинки, пластиковые стаканчики, одноразовые ложки и тарелочки. Для раствора нам надо: 4 ст. ложки воды, 1 ст. ложки сахара, 2 ст. ложки моющего средства – все хорошо перемешать и разлить по мелким тарелочкам. Оборудование: маркер, привязанные к нему 5 ниточек и лист с изображением лабиринта. Оборудование: 6 штук трубочке для коктейля и одно кольцо. Коробка с подарочными пакетиками | Педагог – психолог: Каких сказочных героев вы встретили в видеоролике? За каждый правильный ответ дается жетон Педагог – психолог: В каждой коробке подарок – игра. Ну, что ж, за дело – нам пора! Будем дружно мы играть, Нам надо сказку угадать. Буквы вместе соберем И героев назовем. Игры – развивашки; игры – удивляшки. Сами сможем их потом собрать, Чтобы дома поиграть. Средства все подручные, Игры все научные. Развивают память, внимание, Мышление, моторику и речь… В общем, все не перечесть… Кому жетонов больше удалось собрать, Будет нашу игру начинать - Коробку с игрою выбирать. Кто больше соберет жетонов, тот первым будет выбирать коробочку – подарок. Педагог – психолог: Называет участника, который набрал наибольшее количество жетонов. Остальные по очереди, согласно результату подбора жетонов. Для всех коробочек – подарков одинаковые задаются вопросы. - Прошу Вас потянуть за ленточку и выбрать тем самым коробочку с игрой. - Предлагаю открыть коробку и посмотреть ее содержимое: - Какая буква лежит в коробке? - Какое качество, начинающееся на эту букву, необходимо героям сказки, чтобы у них все получалось? - Какие интересные предметы лежат в коробке? - Какую игру можно организовать, используя их? После проведения каждой игры педагог – психолог одевает участнику, который выбирал коробку, ободок с закрытым героем. 1.Коробка Игра «Собери стаканчики» Правила: нужно, надувая шарик и опуская его в стаканчик, расставить их по полоске на кружочки, а потом опять собрать, как матрешку в один стакан. 2. Коробка Игра «Угадай рисунок» Правила: все участники встают в колонну. Друг другу на спину кладут лист бумаги. Первый участник в колонне рисует не на спине, а опираясь на стену. Последний стоит ведущий и задает рисунок. Все участники должны нарисовать заданное ведущим на листах бумаги, лежащих на спине предыдущего товарища. Первый игрок должен в точности повторить рисунок ведущего. 3. Коробка Эксперимент «Танцующие пузыри» Проведение: на отрезанную сторону бутылки одеть салфетку и затянуть резинкой. Этой стороной обмакнуть в приготовленную жидкость и в горлышко начать дуть, поднимая бутылку все выше и выше. Получается башня из пузырей, которые не лопаются. Под музыку, водя бутылкой, башня «начинает танцевать». 4. Коробка Игра «Лабиринт» Правила: нужно, всем вместе, дергая правильно каждый за свою ниточку, маркером нарисовать путь в лабиринте. 5. Игра «Колечко» Правила: игрокам раздаются трубочки, которые одним концом берутся в рот. Первому игроку ведущий на конец трубочки подвешивает колечко. Задача этого игрока передать без участия рук, с помощью трубочки, это кольцо другому игроку и так по очереди, пока колечко не вернется к первому участнику. Педагог – психолог: Мы нашли все буквы. Составьте слово – подсказку, Чтоб угадать нашу сказку… Какая же сказка начинается с этого слова? Педагог – психолог: Пришла пора угадать, какие же герои спрятались на ваших ободках? Ваша задача: нужно продумать и задать всего лишь три вопроса, на которые ответ будет «Да» или «Нет» и угадать своего героя по получившимся подсказкам. (родители задают вопросы и угадывают героев сказки) Педагог – психолог: - Ой, а посмотрите, есть на столе еще одна коробочка. - Что же в ней??? - Название сказки угадали - И героев всех назвали. - А за это вам, друзья, - Подарки приготовила я. (открываем коробку, в которой находятся подарочные пакетики с описанием игр и рекомендациями для всех участников) Педагог – психолог: - В этих пакетах собраны игры и рекомендации, чтобы вы дома всей семьей могли поиграть, весело и интересно провести новогодние праздники. (Вручаются подарки – рекомендации, буклеты с описанием игр для проведения дома с детьми) | Родители садятся за игровой стол и отвечают на вопрос. Подсчитывают количество жетонов у каждого игрока. Первый игрок тянет за ленточку и выбирает коробку с игрой Участник называет букву. Все участники называют свои варианты: Например: «Т» - терпение (эта буква помещается на маг нитную доску Родители играют в игры Родители составляют из букв слово (терем) «ТЕРЕМ» «ТЕРЕМ – ТЕРЕМОК» Родители задают вопросы и угадывают героев сказки |
III Заключительная (рефлексивно – оценочный) | ||
Ключик с посланием | Педагог – психолог: - А теперь настало время прощаться! Уважаемые родители, надеюсь вы получили массу положительных эмоций! Посмотрите, на дне коробочки лежит какой – то ключик. Что бы это значило? Это не конец пути, Дальше надо нам идти. Сказка ждет нас впереди. Ключик двери отворит, Сказка вновь заговорит. В путь – друзья! Шагаем смело! Ждет волшебное нас дело… | Высказывание родителей по проведенному Мастер - классу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса с детьми и родителями на тему: «Изготовление подсвечника»
Цель: создание условий для совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.Задачи:- развитие творческих способностей детей и родителей;- развитие коммуникативных качеств детей;-...
Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Играем вместе»
Цель:1. быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения;2. снятие напряжения с лицевой мускулатуры;3. улучшение контакта, взаимопонимания, эмоциональное сближение ребенка и взрослого;4...

Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Играем вместе»
Поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-либо вместе,переживать новое сообща, открывать внутренний мир другого человека....

Дистанционный мастер-класс для детей и родителей ДОУ. Тема: «Домашний театр за 5 минут»
Сделанная своими руками игрушка, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игр...

Консультация педагога-психолога для родителей на тему «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»
Данная консультация рассказывает о важности правильного дыхания в контексте развития речи, а также изобилует играми и игровыми упражнениями для развития речевого дыхания....

Мастер-класс педагога-психолога для родителей и детей «НЕЙРОИГРЫ С ДЕТЬМИ – ЭТО ТАК ЛЕГКО!»
Цель: повышение компетентности родителей в использовании нейропсихологических технологий в коррекции и развитии межполушарных связей у старших дошкольников посредством нейроигр.Игры и упражнения позво...
