Конспект занятия «Я — хороший, я — плохой».
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Цель: формирование социально-личностных и эмоционально-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Образовательная:
- Расширять представления детей о разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, обида), их причинах и способах выражения.
- Учить детей осознавать свои положительные и отрицательные качества, давать им адекватную оценку.
- Формировать умение анализировать свои поступки и их последствия для себя и окружающих.
- Развивающая:
- Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике.
- Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.
- Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
- Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение к себе и другим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Подготовила педагог-психолог Мезеновская Н.В.
Аудитория: дети подготовительной группы
Тема: «Я — хороший, я — плохой».
Цель: формирование социально-личностных и эмоционально-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Образовательная:
- Расширять представления детей о разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, обида), их причинах и способах выражения.
- Учить детей осознавать свои положительные и отрицательные качества, давать им адекватную оценку.
- Формировать умение анализировать свои поступки и их последствия для себя и окружающих.
- Развивающая:
- Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике.
- Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.
- Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
- Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение к себе и другим.
Вид занятия: смешанный
Тип занятия: комбинированный
Методы: рассказ, беседа, игры и игровые упражнения.
Оборудование: картинки для игры, листы бумаги на каждого ребенка, бумажные птицы (оригами) по количеству детей, сундучок, шапочка утенка и лебедя (можно картинки распечатанные).
Структура занятия:
- Организационный момент (3-5 мин)
- Основная часть (15-20 мин)
- Заключительная часть (3-5 мин)
Ход занятия
- Организационный момент (3-5 минут)
Дети входят в сенсорную комнату, где их встречает психолог.
Приветствие по кругу «Я рада тебя видеть!»
Дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук. Затем психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»
Психолог: «Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая».
Разминка.
Цель: Сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:
1. мимическая (с использованием соответствующих картинок):
- улыбнитесь, как солнышко;
- нахмурьтесь, как тучка;
- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
- изобразите испуганного зайчика.
2. на расслабление и напряжение рук — упражнение «Ладошка — шарик»:
дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).
3. голосовая разминка «У меня все получится!»: детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец очень громко.
II. Основная часть 20-25 минут)
- Вступительная беседа
Психолог: Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось общаться с вами? (Дети отвечают). Тогда я приглашаю вас в мир общения! Но чтобы туда попасть, необходимо отгадать, что я хочу вам сказать при помощи рук, лица и тела».
Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!»
Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего.
Психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:
- здоровается за руку с ребенком («Здравствуй»);
- подносит к губам палец — знак молчания («Тише»);
- грозит пальцем («Так нельзя»);
- аплодирует («Браво! Молодец!»);
- машет рукой на прощание («До свидания!»);
- подзывает рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
- выставляет руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).
Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.
- Объяснение нового материала.
Беседа по теме занятия:
Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться.
Опрос детей
А как вы понимаете, что такое дружба? Кто такой друг? Каким должен быть друг? Зачем нужны друзья? (ответы детей).
Поднимите руки те, кто уже нашел себе друга.
Выскажитесь по кругу, какой он — настоящий друг, какими качествами должен обладать.
А с какими детьми не хочется дружить? (ответы детей)
Психолог: «В дружбе иногда возникают сложные ситуации, некоторые из которых мы сейчас попробуем решить с помощью игры «Профессор».
Игра «Профессор»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Каждому ребенку по очереди на голову надевается специальная «профессорская» шапочка. Психолог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:
- нечаянно обидел своего друга...
- с тобой никто не хочет дружить...
- твоего друга обидели...
- твой друг заплакал или загрустил...
- твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет...
- у твоего друга что-то не получается...
- твой друг принес в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней...
- твой друг знает больше, чем ты...
- твой друг нарушил правила поведения в группе...»
Вывод: каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение. Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой-нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги — это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).
Психолог: «А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы - одна дружная, крепкая команда, поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать лучше. Не забывайте об этом!»
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.
Игра «Гадкий утенок»
Цель: способствовать повышению самооценки детей, улучшению социального статуса» непопулярных «детей.
Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г.Х.Андерсена.
Психолог выясняет, кто из них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с изображением утенка. Остальные дети — прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы: «Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», «Мы не хотим с тобой дружить!»,
Наступает ночь, и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковер и «спят»). В это время педагог меняет маску гадкому утенку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются: «Какой прекрасный лебедь!»
В роли гадкого утенка могут побыть все желающие.
Методика «Лесенка»
Цель: изучение самооценки детей.
Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.
Психолог: «Мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку...» Он показывает детям прикрепленную к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание : «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше (показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя».
После выполнения задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Милана (Савелий, Артем), ты мне нравишься, потому что...» Можно обняться. И так по кругу.
Закрепление нового материала (3-5 минут).
Опрос: Воспитатель предлагает поделиться друг с другом:
- Что узнали нового?
Рекомендации: для родителей воспитанников: чтение сказок, стихов, пословиц про дружбу, обыгрывать ситуации дома, игры на сплочение.
Игра «Добрые слова»
Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения; тренировка доброжелательности.
III. Заключительная часть (3-5 минут)
- Подведение итогов занятия — беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? Со всем ли удалось справиться? (ответы детей).
- Ритуал прощания «Собрались все дети в круг…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Как хороша Новогодняя ель" . старшая группа
На занятии знакомим детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки. Закрепляем у детей полученные ранее навыки работы с бумагой , под...

Психологическое коррекционно-развивающее занятие : "Я - хороший, Я - плохой"
Научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения. Развивать элементы рефлексии, повышать самооценку....

Конспект занятия Тема: «Хорошо – плохо» ( старшая группа)
Конспект занятия Тема: «Хорошо – плохо»( старшая группа)...

Конспект занятия "Город хороших людей"
Цель: формировать представления о плохих и хороших поступках, учить детей оценивать свое поведение и поведение других"...

Конспект занятия "Делать хорошее друг другу приятно"
- приучать детей видеть настроение друг друга;- учить ребят искать способ порадовать товарища;- «Делать друг другу что-то приятное» принять, как правило, которого придерживаются все в груп...
Конспект занятия Зимой хорошо летом тоже хорошо
Создать условия для психологического эмоционального комфорта.Формировать навыки связно- речевых высказываний,умение выслушивать сверстников .Развивать речь ,мышления,воображение....

Конспект беседы "Мусор - Хорошо или плохо"
Беседа с детьми средней группы о том, как создать условия для обогащения знаний о проблеме мусора в городах....
