Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников
консультация по психологии
Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников (5-7 лет) – важная задача, так как в этом возрасте закладываются основы будущего отношения к обучению. Дети еще не осознают долгосрочных целей, поэтому мотивация должна быть внутренней (интерес, удовольствие от процесса) и внешней (похвала, награды, игровые элементы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников
Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников (5-7 лет) – важная задача, так как в этом возрасте закладываются основы будущего отношения к обучению. Дети еще не осознают долгосрочных целей, поэтому мотивация должна быть внутренней (интерес, удовольствие от процесса) и внешней (похвала, награды, игровые элементы).
Основные принципы поддержания мотивации у ребенка:
1. Игровая форма обучения
Дошкольники лучше всего учатся через игру. Используйте:
- Дидактические игры (лото, паззлы, головоломки).
- Сюжетно-ролевые игры («школа», «магазин», «путешествие» с учебными заданиями).
- Подвижные игры с элементами счета, чтения, классификации.
2. Положительное подкрепление
- Похвала (конкретная: «Ты так аккуратно написал буквы!» вместо «Молодец!»).
- Система небольших наград (стикеры, медали, возможность выбрать игру).
- Демонстрация успехов (выставка работ, «достижений»).
3. Развитие познавательного интереса
- Эксперименты и опыты (например, выращивание растения, простые химические реакции).
- Проблемные ситуации («Как помочь герою сказки решить задачу?»).
- Вопросы, стимулирующие мышление («Как ты думаешь, почему?»).
4. Учет индивидуальных особенностей
- Разный темп обучения – не торопить, давать задания по силам.
- Выбор заданий (например, «Ты хочешь раскрасить букву или вылепить ее из пластилина?»).
- Чередование видов деятельности (рисование-подвижная игра-логическая задача).
5. Создание ситуации успеха
- Задания с постепенным усложнением (чтобы ребенок чувствовал прогресс).
- Минимизация критики – ошибки исправлять мягко («Давай попробуем еще раз»).
- Поддержка самостоятельности («У тебя получится!»).
6. Личный пример и вовлеченность взрослого
- Совместная деятельность (рисуем, лепим и читаем вместе).
- Эмоциональная включенность (искренний интерес: «Ух ты, как интересно получилось!»).
- Связь с реальной жизнью («Давай посчитаем, сколько яблок купить»).
7. Развитие внутренней мотивации
- Подчеркивание значимости («Ты научился читать – теперь можешь сам прочитать вывеску!»).
- Свобода творчества (не только шаблонные задания, но и возможность придумать свое).
- Минимизация давления (избегать фраз: «Надо быстро сделать», «Ты должен»).
Чего избегать?
- Чрезмерных требований (слишком сложные задания ведут к неудачам, и как следствие, к потере интереса).
- Сравнения с другими детьми («Ваня уже умеет, а ты нет»).
- Монотонных занятий (долгое сидение за столом).
- Отрицательной мотивации («Не сделаешь – не получишь мультики»).
Ключевое в поддержании мотивации – интерес, игра, успех и положительные эмоции. Если учебная деятельность ассоциируется у ребенка с радостью и достижениями, это станет основой для дальнейшей любви к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...
Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...
Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников
Доклад. Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи: u- охрана и укрепление физического и псих...
