Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников
консультация по психологии

Чайкина Светлана Александровна

Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников (5-7 лет) – важная задача, так как в этом возрасте закладываются основы будущего отношения к обучению. Дети еще не осознают долгосрочных целей, поэтому мотивация должна быть внутренней (интерес, удовольствие от процесса) и внешней (похвала, награды, игровые элементы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников

Поддержание мотивации к учебной деятельности у старших дошкольников (5-7 лет) – важная задача, так как в этом возрасте закладываются основы будущего отношения к обучению. Дети еще не осознают долгосрочных целей, поэтому мотивация должна быть внутренней (интерес, удовольствие от процесса) и внешней (похвала, награды, игровые элементы).

Основные принципы поддержания мотивации у ребенка:

1. Игровая форма обучения

Дошкольники лучше всего учатся через игру. Используйте:

  • Дидактические игры (лото, паззлы, головоломки).
  • Сюжетно-ролевые игры («школа», «магазин», «путешествие» с учебными заданиями).
  • Подвижные игры с элементами счета, чтения, классификации.

2. Положительное подкрепление

  • Похвала (конкретная: «Ты так аккуратно написал буквы!» вместо «Молодец!»).
  • Система небольших наград (стикеры, медали, возможность выбрать игру).
  • Демонстрация успехов (выставка работ, «достижений»).

3. Развитие познавательного интереса

  • Эксперименты и опыты (например, выращивание растения, простые химические реакции).
  • Проблемные ситуации («Как помочь герою сказки решить задачу?»).
  • Вопросы, стимулирующие мышление («Как ты думаешь, почему?»).

4. Учет индивидуальных особенностей

  • Разный темп обучения – не торопить, давать задания по силам.
  • Выбор заданий (например, «Ты хочешь раскрасить букву или вылепить ее из пластилина?»).
  • Чередование видов деятельности (рисование-подвижная игра-логическая задача).

5. Создание ситуации успеха

  • Задания с постепенным усложнением (чтобы ребенок чувствовал прогресс).
  • Минимизация критики – ошибки исправлять мягко («Давай попробуем еще раз»).
  • Поддержка самостоятельности («У тебя получится!»).

6. Личный пример и вовлеченность взрослого

  • Совместная деятельность (рисуем, лепим и читаем вместе).
  • Эмоциональная включенность (искренний интерес: «Ух ты, как интересно получилось!»).
  • Связь с реальной жизнью («Давай посчитаем, сколько яблок купить»).

7. Развитие внутренней мотивации

  • Подчеркивание значимости («Ты научился читать – теперь можешь сам прочитать вывеску!»).
  • Свобода творчества (не только шаблонные задания, но и возможность придумать свое).
  • Минимизация давления (избегать фраз: «Надо быстро сделать», «Ты должен»).

Чего избегать?

  • Чрезмерных требований (слишком сложные задания ведут к неудачам, и как следствие, к потере интереса).
  • Сравнения с другими детьми («Ваня уже умеет, а ты нет»).
  • Монотонных занятий (долгое сидение за столом).
  • Отрицательной мотивации («Не сделаешь – не получишь мультики»).

Ключевое в поддержании мотивации – интерес, игра, успех и положительные эмоции. Если учебная деятельность ассоциируется у ребенка с радостью и достижениями, это станет основой для дальнейшей любви к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников

Доклад. Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи: u- охрана и укрепление физического и псих...