Коррекционно-развивающие методики повышающие уровень межличностного общения дошкольников
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Тема: «Межличностное общение: определение, характеристики, возрастные особенности в дошкольном возрасте»
Цель занятия: научиться рассмотреть процесс формирования межличностных отношений у дошкольников, формы и особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и разрабатывать программу по развитию эмоционального интеллекта, способствующую улучшению межличностных отношений дошкольников.
На нашем занятии вы узнаете, какие выделяют функции и формы общения, что является важнейшим средством установления межличностного общения между сверстниками дошкольного возраста. Какую роль играет статус и самооценка в межличностных отношениях дошкольников. На какие группы можно разделить детей дошкольного возраста, провоцирующих конфликты. А на практическом занятии сможете потренироваться в отработке умений.
Универсальный план:
1) Что это такое межличностное общение и какова его структура? Каковы его функции, формы в дошкольном возрасте?
2. Каковы виды и уровни развития межличностных общения дошкольников? Каковы особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста?
3) С помощью каких диагностических методик можно выявить виды и уровни межличностного общения дошкольников?
4.1. От каких внешних (педагогических в частности) и внутренних (психологических) условий зависит межличностное общение дошкольников и в чем проявляется их специфическая особенность?
4.2. Какова роль межличностного общения дошкольников?
5). С помощью каких коррекционно-развивающих методик можно повысить уровень межличностного общения дошкольников?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Межличностное общение: определение, характеристики, возрастные особенности в дошкольном возрасте»
1. Цель занятия: научиться рассмотреть процесс формирования межличностных отношений у дошкольников, формы и особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и разрабатывать программу по развитию эмоционального интеллекта, способствующую улучшению межличностных отношений дошкольников.
Учебная мотивация:
1 прием:
Что даст вам знание определения, характеристик, возрастных особенностей межличностного общения в дошкольном возрасте?
Большое значение в воспитании межличностного общения имеет дошкольный возраст, так как именно в этом периоде жизни закладываются основы моральных качеств.
Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
2 прием:
Мы должны уделить внимание вопросу формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста, для того чтобы понять возрастные закономерности и эмоциональную природу дошкольников, которые возникают на пути формирования межличностных отношений детей.
3 прием:
Давайте представим следующую ситуацию: Вы, Инна, – практикующий психолог и к вам на консультацию приходит мама с ребенком. Женщина очень хочет понять процесс формирования межличностных отношений у дошкольников, формы и особенности межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста, чтобы осознать причину проблем (конфликтов) в межличностных отношениях своего ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада. При этом женщина акцентирует, что проблемы общения у ее ребенка есть только со сверстниками, а не со взрослыми.
Что и в какой последовательности вы будете делать? Вы сможете помочь дошкольнику или будете вынуждены перенаправить маму и ребенка к более квалифицированному специалисту?»
Выдержав небольшую паузу, вы говорите группе, что это замешательство, растерянность естественны, поскольку вы ещё не изучали данный вопрос.
С этим конкретным клиентом вам не обойтись без знания, что контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии ребенка со взрослыми. Если со взрослыми ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки.
На нашем занятии вы узнаете, какие выделяют функции и формы общения, что является важнейшим средством установления межличностного общения между сверстниками дошкольного возраста. Какую роль играет статус и самооценка в межличностных отношениях дошкольников. На какие группы можно разделить детей дошкольного возраста, провоцирующих конфликты. А на практическом занятии сможете потренироваться в отработке умений.
3 шаг - Оценить уровень актуального развития обучающихся (остаточные знания и умения).
Универсальный план:
1) Что это такое межличностное общение и какова его структура? Каковы его функции, формы в дошкольном возрасте?
2. Каковы виды и уровни развития межличностных общения дошкольников? Каковы особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста?
3) С помощью каких диагностических методик можно выявить виды и уровни межличностного общения дошкольников?
От каких внешних (педагогических в частности) и внутренних (психологических) условий зависит межличностное общение дошкольников и в чем проявляется их специфическая особенность?
Какова роль межличностного общения дошкольников?
5). С помощью каких коррекционно-развивающих методик можно повысить уровень межличностного общения дошкольников?
1) Что это такое межличностное общение и какова его структура? Каковы его функции, формы в дошкольном возрасте?
Межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста – это субъективно переживаемые взаимосвязи, которые проявляются в характере и способах влияний в ходе какой-либо совместной деятельности. Как утверждает психолог В.В. Абраменкова, «через межличностное общение и коммуникации дети способны оценивать друг друга и социализироваться. Поэтому взаимоотношения со сверстниками является основным в ходе развития ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря коммуникациям и общению у детей формируется познание об окружающем и о собственном «Я», когда они общаются со сверстниками» [2, с. 23].
Г.В. Бороздина указывает, что «общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения, на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с нормами и правилами. Взаимодействие ребенка с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений. Общение – это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» [7, с. 31].
Автор М.А. Манойлова выделяет следующие функции общения: «организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений. С появлением речи происходят качественные изменения именно в речевом общении, которые касаются его содержания, развития коммуникативной функции речи и овладения произвольной регуляцией речевыми средствами» [21, c. 195].
В дошкольном возрасте последовательно развиваются и усложняются различные формы общения. Впервые дети переключают внимание со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно возрастает. Если 3-4-летние дошкольники легко меняют партнеров по общению, то 6-7-летние любят общаться с конкретными детьми. Такое общение трудно изменить даже тогда, когда оно не устраивает взрослого. По мере развития общения со сверстниками для дошкольника важным становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии.
Е.О. Смирнова выделяет следующие особенности межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста:
«– способность к сопереживанию, сочувствию;
– проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим;
– каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.);
– межличностные отношения могут быть образными и непредсказуемыми, конфликтными и эмоционально напряженными;
– дети среднего дошкольного возраста не боятся проявлять свои эмоции, громко смеются, кричат, визжат;
– с людьми старшего возраста дети среднего дошкольного возраста ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются;
– у детей к концу дошкольного возраста появляется неподдельный интерес к ровесникам, зачастую не зависящий от достижений и игрушек, которыми они владеют;
– дошкольники проявляют чувство сопереживания и радуются успехам друзей;
– превалирование инициативных действий, раскованность, применение нестандартных средств взаимодействия;
– межличностное взаимодействие детей среднего дошкольного возраста можно назвать ситуативным, так как оно зависит от действий партнера и обстановки» [26, c. 12].
О.О.Лысцова в структуру межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками включает следующие компоненты:
«– когнитивный компонент (познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми);
– эмоциональный компонент (положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми);
– поведенческий компонент (мимика, жестикуляция, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом)» [20].
М. И. Лисина отмечает, что «развитие общения со сверстниками у дошкольников включает следующие этапы: эмоционально-практические формы общения (2-4 год жизни); ситуационно-деловая форма (4-6 год), внеситуационно-деловая форма (6-7 год). На данных этапах преобразуется содержание процесса общения, что приводит к формированию коммуникативной компетенции, которая включает коммуникативные и организационные способности; способность к эмпатии и самоконтролю; культуру вербального и невербального взаимодействия» [19, с. 25].
Межличностные отношения захватывают большой круг явлений, которые могут быть описаны с учетом трех элементов взаимодействия:
«– восприятие и понимание людьми друг друга;
– межличностная привлекательность (притяжение и привязанность);
– взаимодействие и поведение» [27].
ВЫВОД: концепция М. И. Лисиной, стала основополагающей в данной работе. В данном труде определяется, что целью межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста является развития навыков общения, культуры, разного уровня психологического развития, формирование сознания и самосознания личности, а так же взаимодействие друг с другом в процессе общения и т.д., что в свою очередь окажет благоприятное и является главным аспектом формирования всесторонне развитой личности каждого ребенка.
2. Каковы виды и уровни развития межличностных общения дошкольников? Каковы особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста?
Е.О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют несколько видов межличностных отношений у дошкольников: «пассивно-положительный, эгоистичный, конкурентный, личностный и нестабильный и собственно-личностный, оценочный и «деловой» [26, с. 19].
Этапы развития межличностных отношений:
1) Этап знакомства – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга;
2) Этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) Товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием [20].
К старшему дошкольному возрасту ровесник становится для ребенка не только лишь предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения по отношению к сверстникам, отражают определенные изменения личности детей дошкольного возраста. Усиление позиции расположения к ровеснику связанно с растущим интересом к его личности: его своеобразному вкладу во взаимодействие, проявлению им первоначального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к поведению сверстника повышается: ребенок способен даже изменить свое враждебное отношение. Успехи ровесника могут вызывать восхищение у ребенка. Е.О. Смирнова указывает на то, что к шести годам существенно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельности и переживания сверстников. Это связано с развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм.
Как показывают наблюдения Е.О. Смирновой, поступки старших дошкольников далеко не всегда являются произвольно регулируемым. Об этом говорит, в частности, одномоментное принятие решений. Типично, что просоциальные действия старших дошкольников в отличие от детей 4–5 лет постоянно сопровождаются положительными эмоциями, направленными сверстнику. В большинстве случаев старшие дошкольники активно включены в действия сверстника. Временами, вопреки запретам взрослого и правилам игры, они стараются помочь ему, подсказать верный ход. В отдельных случаях дети даже возражают взрослому, если тот делает замечания сверстнику. Все это может указывать на то, что просоциальные действия старших дошкольников обращены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Постепенно ровесник для детей дошкольного возраста становится не только предметом сравнения с собой, но и самодостаточной личностью, а, следовательно, возрастает эмоциональная вовлеченность в его действия [26, c. 32].
Равенство сверстников позволяет ребенку непосредственно «навязать» свое отношение к воспринимаемому миру, к партнерству. Отсюда следует, что потребность в сверстнике преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему: от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его преобладающей потребностью в доброжелательном внимании сверстника - к старшему дошкольному возрасту с его нуждами не только в доброжелательном внимании, но и в желании поделиться с ровесниками переживаниями [23].
ВЫВОД: изучив взгляды исследователей на особенности межличностных отношений дошкольников, примем в качестве одного из основополагающих утверждение, что к старшему дошкольному возрасту дети начинают обдумывать не только свои действия, но и свои желания, чувства, мотивы, которые, в отличие от действий, связывают и консолидируют личность ребенка в целом. Это связано с развитием децентрации, в результате которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого
От каких внешних (педагогических в частности) и внутренних (психологических) условий зависит межличностное общение дошкольников и в чем проявляется их специфическая особенность?
Е.О. Смирнова указывает на то, что к шести годам существенно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельности и переживания сверстников. Это связано с развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм [26].
Немалое количество экспериментальных исследований было посвящено непосредственным контактам детей и их влиянию на развитие детских отношений. Среди данных исследований допускается выделить два главных теоретических подхода:
– концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский);
– концепция генезиса общения, где взаимосвязи детей рассматривались как результат деятельности общения (М.И. Лисина).
В теории деятельностного опосредствования объектом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом считается системообразующей особенностью коллектива. Группа реализует свою цель через определенный предмет деятельности и тем самым меняет себя, свое строение и систему межличностных отношений. Характер и направление межличностных отношений находятся в зависимости от содержания деятельности и ценностей, общепринятых группой. Групповая деятельность определяет межличностные отношения, порождая их, оказывает на их содержание и опосредствует вступление ребенка в общность. Как раз в совместной деятельности и в общении межличностные взаимоотношения реализуются и преобразуются [26].
Эмоциональная основа межличностных отношений содержит все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) считается главной характеристикой, оказывающей большое влияние на межличностные отношения.
ВЫВОД: Для дальнейшего осмысления примем тот факт, что наиболее важная специфическая особенность межличностных отношений – эмоциональная основа, то есть, они появляются и развиваются на основе определенных чувств, возникающих в отношении людей друг к другу.
Какова роль межличностного общения дошкольников?
Большой круг исследований, проведенных в области возрастной психологии и педагогики (Я.Л.Коломинский, М.А.Лисина, Т.А.Репина, А.А.Рояк, В.С.Мухина и другие) позволяют сделать вывод о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования способности к позитивному взаимодействию, к сотрудничеству, так как именно в этом периоде находятся истоки формирования личности, у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются система межличностных отношений и базовые черты характера. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребёнку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль, огорчение и т.п.
К. Роджерс полагал, что взаимодействие с другими дает человеку возможность раскрыть, пережить или встретить свою настоящую сущность. Личность человека становиться видимой через отношения с окружающими. Отношения создают наилучшую возможность для «полной боевой готовности», чтобы быть в гармонии с самим собой, другими и окружающей средой [21].
ВЫВОД: Детство дошкольника представляет собой наиболее важный период в развитии личности ребенка, к нему также относится коммуникативная сфера. Если к этому периоду были созданы благоприятные педагогические условия, то уже в старшем дошкольном возрасте ребенок сможет легко общаться с окружающими людьми, соблюдая принятые в обществе нормы.
5). С помощью каких коррекционно-развивающих методик можно повысить уровень межличностного общения дошкольников?
Для развития межличностных отношений дошкольников может быть использована программа по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
Цель программы:
– формирование и закрепление положительных установок в сознании детей;
– создание благоприятного психоэмоционального климата и развитие межличностных отношений в группе сверстников.
В соответствии с этой целью формируются задачи: способствовать повышению уверенности в себе, развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, развивать творческие способности, приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков.
Программа включает 15 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня, продолжительностью 30 – 40 минут.
Программа состоит из 7 этапов:
1 этап - общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Можно использовать следующие игры:
- «Волны»;
- «Театр теней».
2 этап - внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Можно использовать следующие игры:
- «Зеркало»;
- «Эхо»;
- «Испорченный телефон»;
- «Общий круг».
3 этап - согласованность действий. Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Можно использовать следующие игры:
- «Сороконожка»;
- «Составные фигуры».
4 этап - общие переживания. Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций.
Можно использовать следующие игры:
- «Шторм»;
- «Заблудившиеся дети».
5 этап - взаимопомощь в игре. На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования.
Можно использовать следующие игры:
- «Шляпа волшебника»;
- «День помощника».
6 этап - добрые слова и пожелания. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Можно использовать следующие игры:
- «Добрые волшебники»;
- «Я хотел бы быть таким, как ты».
7 этап - помощь в совместной деятельности. На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.
Можно использовать следующие игры:
- «Мастер и подмастерья»;
- «Закончи рисунки».
ВЫВОД: Для развития межличностных отношений дошкольников может быть использована программа по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, игровой терапии, музыкальной терапии, арт-терапии.
Список использованных источников
- Абакумова, И. В. Направления исследования эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / И. В. Абакумова, Т. З. Аверкиева, Д. З. Кинцурашвили // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология – 2022. – № 5(4). – С. ; URL: (дата обращения: )
- Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] / В. В. Абраменкова. – М.: Инфра-М, 2014. – 86 с.
- Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Электронный ресурс] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86. – URL: (дата обращения: )
- Балашова, В. В. Эмоциональный интеллект, как составляющая часть интеллекта личности [Текст] / В. В. Балашова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2011. – № 9(17). – С. 28-38.
- Блокина-Мечталина, Е. Ю. Предпосылки возникновения понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] / Е. Ю. Блокина-Мечталина // Современные проблемы науки и образования : Материалы XI Международной студенческой научной конференции, Москва, 01 декабря 2018 года – 23 2019 года. Том XII. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Евроазиатская научно-промышленная палата», 2019. – С. 50-51.
- Болтунова, Е. Е. Думать сердцем, значит овладеть эмоциональным интеллектом [Текст] / Е. Е. Болтунова // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 6-5(76). – С. 363-364.
- Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра-М, 2005. – 293 с.
- Братчикова, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Братчикова, Н. С. Волошина // Актуальные вопросы общей и юридической психологии: образование, право и социальные практики : Материалы Международной научно-практической конференции, Барнаул, 27–28 сентября 2018 года / Под редакцией Е.С. Аничкина, А.А. Васильева, Д.В. Каширского, Н.В. Сабельниковой. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. – С. 30-34.
- Гильфанова, И. С. Изучение эмоционального интеллекта: понятие «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / И. С. Гильфанова // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 10 января 2024 года. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2024. – С. 151-155.
- Егельская, Л. В. Эмоциональный компонент интеллекта, как необходимое условие успешной межличностной коммуникации [Текст] / Л. В. Егельская, Л. Ю. Ларина // Актуальные проблемы социально-политической и философской мысли: сборник студенческих работ, Орёл, 01–29 апреля 2021 года. – Орёл: Картуш, 2022. – С. 47-50.
- Ермакова, Ж. В. Элементы эмоционального интеллекта как факторы успешной коммуникации [Текст] / Ж. В. Ермакова // LI итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: Материалы всероссийской конференции, Ижевск, 17–18 апреля 2023 года. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2023. – С. 390-392.
- Жолдасбекова, А. К. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии [Текст] / А. К. Жолдасбекова, А. Т. Сарипбекова // Вестник науки Южного Казахстана. – 2021. – № 1(13). – С. 152-156.
- Зорина, Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта [Текст] / Н. Н. Зорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 300-304.
- Кирпичева, В. В. Эмоциональный интеллект: модели эмоционального интеллекта, эффективные способы развития эмоционального интеллекта [Текст] / В. В. Кирпичева // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 марта 2023 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. – С. 53-61.
- Ковалева, С. И. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта дошкольников [Текст] / С. И. Ковалева, Н. В. Игнатова // The Newman in Foreign Policy. – 2023. – Т. 5, № 74(118). – С. 30-31.
- Куприна, Т. В. Развитие эмоционального интеллекта - необходимое условие современного образовательного процесса [Текст] / Т. В. Куприна // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 12. – С. 90-92.
- Курышева, О. В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе [Текст] / О. В. Курышева, Т. Р. Гафурова, К. В. Курлина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 64. – С. 99-105.
- Лебеденко, М. С. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта [Текст] / М. С. Лебеденко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 4. – С. 129-135.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
- Лысцова О.О. Межличностные отношения старших дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] / О.О. Лисина // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: (дата обращения: ).
- Манойлова, М. А. Эмоциональный интеллект: научный и святоотеческий подход [Электронный ресурс] / М. А. Манойлова // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции, Псков, 13-15 апреля 2017 года / Под редакцией Д.Я. Грибановой. – Псков: Псковский государственный университет, 2017. – С. 194-197. URL: (дата обращения: ).
- Нукаева, К. С. Эмоциональный интеллект как предиктор реакции на конфликтную коммуникацию [Текст] / К. С. Нукаева // Психология XXI века - 2023: наука как свобода и творчество : Сборник тезисов участников XXVII Международной научной конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 10-12 мая 2023 года. – СПб: ООО «Скифия-принт», 2023. – С. 277-279.
- Паксюткина, О. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Паксюткина, М. А. Кечина // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 14-15 марта 2019 года. Саранск, 2019. С. 168-172. URL: (дата обращения: ).
- Ракитянская, Л. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] / Л. Ракитянская // Педагогический процесс: теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 35-42.
- Слепцова, С. А. Эмоциональный интеллект как категория психологии личности [Текст] / С. А. Слепцова // Paradigmata Poznani. – 2021. – № 4. – С. 58-62.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
- Сторожева, Н. М. Формирование навыков межличностного общения у старших дошкольников посредством игры в условиях ДОУ [Текст] / Н. М. Сторожева // Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика : материалы II краевой студенческой научно-практической конференции, Пермь, 29 апреля 2010 года / Пермский государственный университет; Пермский государственный педагогический университет. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2010. – С. 41-44.
- Хвоенкова, В. П. Связь эмоционального интеллекта детей 5-6 лет с эмоциональным интеллектом родителей [Текст] / В. П. Хвоенкова // Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; ответственный редактор И.А. Шарапова. Том Выпуск 7. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 121-123.
- Хлевная, Е. А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Текст] / Е. А. Хлевная, Т. С. Киселева // Вестник университета. – 2012. – № 1. – С. 188-192.
- Хлевная, Е. А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Текст] / Е. А. Хлевная, В. А. Штроо, Т. С. Киселева // Психологическая наука и образование – 2012. – № 3. – С. 50-60.
- Чипеева, Н. А. Нейрофизиологические механизмы эмоционального интеллекта [Текст] / Н. А. Чипеева // Психология. Психофизиология. – 2023. – Т. 16, № 3. – С. 65-74.
- Seifert K. Attachment and the Development of Relationship Skills Received // Journal of Clinical Child Psychology. 2016. Vol. 5. Р. 236-243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностное общение дошкольников
Консультация для родителей: "Межличностное общение дошкольников"...

Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В статье представлены рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью контактности, инициативности,вербальных средств общения,коммуникативных у...

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения
снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....

Я и другие. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников навыков общения
Коррекционно-развивающее занятие может быть интересным педагогам-психологам. Цель его: формирование у детей навыков эмпатии, рефлексии по отношению к другим, понимание образа "Я" своих...

К проблеме связи эмоционального интеллекта с характеристиками межличностного общения дошкольников
Актуальность изучения эмоционального интеллекта определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния на социально-психологическую адаптацию и успешность личности. Одним из основных ус...


