Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Коржова Светлана Александровна

 

В статье представлены рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью контактности, инициативности,вербальных средств общения,коммуникативных умений в игровых упражнениях,дидактических, сюжетно-ролевых играх, во время НОД по изобразительной, трудовой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  контактности, инициативности, вербальных средств общения, коммуникативных умений в игровых упражнениях, дидактических играх,  в сюжетно-ролевых играх, на НОД по изобразительной деятельности, в трудовой деятельности.

Цели:

1. Воспитание субъекта различных видов общественно-полезной деятельности.

2. Воспитание уважения к другим людям, толерантности, стремления к сотрудничеству, умения ненасильственно разрешать конфликты.

3.  Обеспечение свободы выбора действий.

Задачи:

 1. Организация совместной общественно - полезной деятельности.

2.  Разработка единых коллективных требований к общению и сотрудничеству (Правила жизни в коллективе).

3. Формирование рефлексии и самоконтроля.

1. Рекомендации по развитию социальной адаптации, т.е. на  развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью:

- выработка оптимальных способов их социального взаимодействия (альтруизм, эмпатия, ориентация на Другого);

- выбор социального окружения дошкольника с интеллектуальной недостаточностью, в том числе педагогов и воспитателей, ориентированных на реализацию своего профессионального потенциала, с развитой рефлексией;

- обеспечение позитивного отношения семьи к развитию коммуникативных умений старшего дошкольника с интеллектуальной недостаточностью, выражающегося в эмоциональной поддержке его успехов;

- в потребности участия родителей в жизни дошкольника и непосредственно в определении интеллектуального, физического и духовного развития ребенка.

Система работы педагога по развитию социальной адаптации с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью следующая:

I цикл: «Я расту, я развиваюсь». В данный цикл входят 3 занятия. Основная их цель - организовать детей на совместную работу, научить вступать в контакт друг с другом и незнакомыми людьми. Занятия можно начать с игры «Знакомство» или «Давайте познакомимся», на котором ребенок не только называет свое имя, но может рассказать что-то о себе, о своем любимом занятии, о своем настроении. Желательно, чтобы во время занятий был какой-то «волшебный» вспомогательный элемент, например игрушка или цветок, так как данный возраст - это время веры в волшебство, в сказку.

II цикл: «Режим и как его соблюдать». В него входят 4 занятия. Цель данного цикла - развитие у детей представлений о времени, о том, что существует определенный ритм жизни, в котором всему есть свое место. Важно научить ребенка правильно распределять время на работу и отдых, показать роль сна в жизни человека. Имеет смысл провести игру «Мой режим дня», итогом которой может стать составление оптимального режима, исходя из условий обучения в школе и посещения учреждений дополнительного образования.

На этих занятиях можно, кроме игры, использовать элементы рисования. Например, ребятам предлагается задание «Нарисуй свое утро» или «Нарисуй свой режим дня», после чего организуется совместное обсуждение нарисованного. Позднее можно провести беседу о личной гигиене. Основной акцент при этом делается на рассказы и высказывания детей. Педагог-психолог или учитель только наводящими вопросами помогает дошкольникам, не забывая поблагодарить ребенка за его высказывание.

III цикл: «Душа - мой внутренний мир». На данный цикл возможно запланировать различное количество занятий. Цель занятий - научить детей понимать свои чувства, желания, настроение, уметь контролировать эмоции. На занятиях этого цикла возможно активное использование рисунков, например «Мое настроение» или «Рисуем добрые и злые чувства». Детям стоит предложить составление схемы, по которой можно рассказать о настроении человека. Имеет смысл обсудить такие вопросы, как: «От чего зависит настроение человека и как оно проявляется?» Дошкольникам нравится рисовать карту «Волшебной страны Счастья». На ней показываются чувства и эмоции человека, которые позволяют ему быть счастливым.

Формирование межличностных отношений может быть представлено в виде последовательности этапов организации следующих форм сотрудничества:

1)   работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям;

2)   работа детей в парах, созданных по деловым отношениям;

3)   работа в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям;

4)   работа в смешанных группах, объединяющих детей, как по деловым, так и эмоциональным отношениям;

Каждый этап имеет свои цели и задачи, которые получают развитие и на других этапах, за счет этого должна осуществляться динамика развития межличностных отношений.

Работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям. На данном этапе формирования межличностных отношений осуществляется развитие:

1) эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности - желания участвовать в совместной деятельности; позитивных переживаний в процессе совместной деятельности; уверенности в успехе; ощущения положительных эмоций от удачной совместной деятельности;

2) деловых отношений в совместной деятельности на занятии (принятие цели совместной деятельности и сопроводительных указаний к ней, разделение обязанностей; согласование способов достижения результата предложенной цели);

3) статусных характеристик (умения рассказывать о себе, о своих возможностях; справедливый выбор для себя объема и содержания совместной деятельности).

Работа детей в парах, созданных по деловым отношениям. Целью данного этапа является развитие: эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности (желания предложить свою помощь; желания принимать помощь от других и адекватной реакции на нее); адекватной эмоциональной реакции на ошибки и неуспех деятельности своей и товарища.

Работа детей в группах, созданных по взаимным симпатиям. Групповая совместная работа достаточно трудна для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, т. к. требует сформированности ролевого поведения - уметь быть «организатором», «руководителем», «подчиненным», «наблюдателем», «советчиком». Целью данного этапа является развитие статусных характеристик межличностных отношений: выслушивать мнение участников деятельности о своей работе; адекватно реагировать на критику своей работы; овладение ролью «соучастника» общего дела.

Работа в смешанных группах, объединяющих детей, как по деловым, так и эмоциональным отношениям. Целью данного этапа является:

1) развитие новых социальных ролей, связанных с реализацией межличностных отношений (понимание важности коллективного познания для себя и для других; желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам совместной деятельности);

2) формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности (осуществление перехода от сотрудничества «по симпатии» к сотрудничеству «по полезности»);

3) обучение каждого ученика взаимодействию в условиях выполнения разных ролей.

Педагогом ведется коррекционная работа с дошкольниками, имеющим проблемы в развитии следующим направлениям:

- межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью могут проявляться грубостью и жестокостью на которую должна быть реакция педагогов;

- устранить признаки враждебности окружающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам или с которыми играют другие дети;

- учить ребенка с интеллектуальной недостаточностью просить игрушку, предлагать поиграть вместе с другими детьми;

- объяснять ребенку с интеллектуальной недостаточностью понятные для него правила, регулирующие его поведение в группе сверстников;

- создавать условия для формирования у ребенка с интеллектуальной недостаточностью на фоне других детей своей успешности. Это способствует зарождению положительных чувств как привязанность.

  1. Подвижные игры для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2002.)

Подвижная игра. На снежном облаке. Цель – установление контакта между детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Основные направления:        формирование  эмоционального поведения детей с интеллектуальной недостаточностью; повышение у детей с интеллектуальной недостаточностью уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально выразительных движений.

Задачи: создание положительного эмоционального настроя;  установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; сплочение группы, раскрепощение участников; развитие воображения.

Подвижная игра. Зимние забавы. Цель формировать опыт ребенка с интеллектуальной недостаточностью эмоционального общения со сверстниками в подвижной игре.

Основные направления:         коррекция эмоционального поведения детей; повышение у детей уверенности в себе;        снижение психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально выразительных движений.

Задачи: создание положительного эмоционального настроя;  установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; сплочение группы, раскрепощение участников; развитие воображения.

Подвижная игра. Давайте отдохнем. Цель – учить детей с интеллектуальной недостаточностью взаимодействию во время смены видов деятельности.

Основные направления:         коррекция поведения детей с интеллектуальной недостаточностью в межличностном общении; снижение фрустрации, повышение ролевого статуса ребенка.

Задачи: создание благоприятного психологического климата;  установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; раскрепощение.

  1. Дидактические игры, направленные на формирование общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Дидактические игры: ладушки; позови, передай колокольчик  (Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985.)

Цель: установление межличностного контакта дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  между собой.

Основные направления: создание ситуации самовыражения ребенка во взаимодействии с сверстником; выход из внутриличностного конфликта ребенка.

Задачи:

- создание условия для формирования эмоционального  контакта  со  сверстником;

- устранение причин приводящих к конфликту между интенцией  и потребностью ребенка принять ситуацию и решить ее.

Программа коррекционных занятий с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии.

Занятие 1

Необходимые материалы: мягкое покрытие, мяч, большой лист бумаги с нарисованным домом, карандаши, мелки, фломастеры.

1. Вступление ведущего. 2. Игра «Меня зовут...». 3. Игра «Кричим имена». 4. Игра «Это про меня». 5. Игра «Наш дом». 6. Игра «До свидания» .

Занятие 2

Необходимые материалы: мягкое покрытие, мяч, колокольчик, разрезные картинки.

1. Игра «Здравствуй!». 2. Игра «Назови друга». 3. Игра «Волшебный колокольчик». 4. Игра «Ветер дует на...». 5. Игра «Найди пару» 6. Игра «Почта» 7. Игра «До свидания»

Занятие 3

Необходимые материалы: мягкое покрытие, одеяло/плед или кусок ткани, магнитофон, аудиокассета с детской музыкой, кубики.

1. Игра «Назови друга». 2. Игра «Замри - отомри». 3. Игра «Мыши и сова». 4. Игра «Домик». 5. Игра «Носим кубики на голове». 6. Игра «До свидания».

Занятие 4

Необходимые материалы: мягкое покрытие, мяч, цветные пластмассовые кубики.

1. Игра «Здравствуй». 2. Игра «Почта». 3. Игра «Закрутились карусели...». 4. Игра «Быстро - медленно». 5. Игра «Строим башню». 6. Игра «До свидания».

Занятие 5

Необходимые материалы: детские стулья по количеству участников, мягкий мяч среднего размера, кегли.

1. Игра «Назови друга». 2. Игра «Карусель». 3. Игра «Поймай мяч». 4. Игра «Золото пирата». 5. Игра «До свидания».

Занятие 6

Необходимые материалы: детские стулья, кегли, разрезная картинка.

1. Игра «Назови друга». 2. Игра «Карусель» (№ 1.2.14). г      3. Игра «Небо, земля, вода». 4. Игра «Золото пирата». 5. Игра «Собираем картинку» 6. Игра «До свидания».

Занятие 7

Необходимые материалы: детские стулья по количеству участников, колокольчики на прищепках, повязка для глаз.

1. Игра «Карусель». 2. Игры с колокольчиками: «Громко - тихо», «Гномы и великан», «Жмурки с колокольчиками в кругу». 3. Игра «Строим башню из рук». 4. Игра «До свидания»

Занятие 8

1. Игра «Повтори ритм». 2. Игра «Волшебный танец». 3 Игра «Гномы и великан». 4. Игра «Сюрприз» 5. Игра «Запретный цвет».  6. Игра «До свидания».

Занятие 9

1. Игра «Назови друга». 7. Игра «Запрещенное движение». 3. Игра «Возьми любую игрушку, кроме...». 4. Игра «Бывает - не бывает». 5. Игра «До свидания».

Занятие 10

1. Игра «Карусель». 2. Игры: «Пол - потолок», «Где твой нос?» 3. Игра «Поймай мяч» 4. Игра «Колокольчик звенит» 5. Игра «До свидания».

Занятие 11

1. Игра «Путешествие божьей коровки» 2. Игра «Найди ошибку». 3. Игра «Можно по сигналу». 4. Игра «Золушка». 5. Игра «До свидания»

Занятие 12

1. Игра «Необычные мешочки». 2. Игра «Найди такие же». 3. Игра «Волшебный мешочек». 4. Игра «Иванушка». 5. Игра «Строим башню из рук». 6. Игра «До свидания».

Занятие 13

1. Игра «Путешествие». 2. Игра «У костра». 3. Игра «У кого руки теплее». 4. Игра «Похлопаем, потопаем». 5. Игра «Домик» 6. Игра «Найди такие же - 2» 7. Игра «До свидания»

Занятие 14

1. Игра «Назови друга» 2. Игра «Пожалуйста». 3. Игра «Бабушкины помощники».  4. Игра «Поймай мяч». 5. Игра «Сколько рук осталось?» 6. Игра «До свидания».

Занятие 15

1. Игра «Повтори ритм».  2. Игра «Мы силачи» 3. Игра «Капитан» 4. Игра «Ныряльщики». 5. Игра «Крабы и медузы». 6. Игра «До свидания»  

Занятие 16        

1. Игра «Дождь» 2. Игра «Цветы и солнце» 3. Игра «Кто дольше прогудит» 4. Игра «Золото пирата» 5. Игра «Сердитые человечки»

Занятие 17

1. Игра «Повтори ритм» 2. Игра «Быстро!» 3. Игра «Кто как дышит» 4. Игра «Пушинка» 5. Игра «Воздушный футбол» 6. Игра «До свидания»

Занятие 18

1. Игра «Компот» 2. Игра «Поймай мяч» 3 Игра «Воздушный шар» 4. Игра «Иванушка» 5. Игра «До свидания»

Занятие 19

1. Игра «Назови друга» 2. Игра ««Да» и «нет» не говорите, черное и белое не берите» 3. Игра «Капитан» 4. Игра «Раздуваем паруса» 5. Игра «Ежики (морские)» 6. Игра «До свидания»

Занятие 20

1. Игра «Колокольчик звенит» 2. Игра «Запрещенное движение» 3. Игра «Мыши и сова». 4.  Игра «Черепашки». 5. Игра «До свидания».

При планировании занятий и их проведении учитываются диагнозы детей. Поэтому занятия строятся так, чтобы каждому ребенку было комфортно на всех этапах занятия, чтобы происходило его положительное развитие Результаты развития игровой деятельности (по каждому обучающемуся) подводятся на основании наблюдений по следующим параметрам: преобладающее содержание игры; разнообразие содержания игры; предпочитаемые игровые темы; разнообразие сюжетов игр; источники сюжетов игр; целенаправленность игры; способность сформулировать игровую цель и поставить игровую задачу; сопровождение самостоятельной игры речью; речевая активность во время совместной игры; продолжительность самостоятельной игры; продолжительность игры со сверстником; интенсивность игрового поведения; контакты со сверстниками в процессе игры; предпочтительность контактов во время игры; средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре; способность согласовывать свои действия; проявление гибкости во взаимодействии со сверстниками во время игры; устойчивость игровых объединений; отношения между детьми в игре; наличие конфликтов в игре; способы поведения во время конфликтных ситуаций; спонтанная двигательная активность во время игры; координация моторики во время игры; эмоциональные реакции во время игры; отношение роли к игре; особенности ролевого диалога; предпочтения в выборе роли; участие ребенка в распределении ролей; выполнение правил во время игры; уход от реальности; проявление творчества в игре.

Занятия с дошкольниками с нарушениями в развитии оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия. Улучшение слуховой памяти, речи, мышления, внимания, дошкольников с нарушениями в развитии способствует процесс обучения изобразительному искусству, художественно – речевой деятельности, трудовому обучению.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Арсирий А.Т., Дмитриев Г.М. Занимательная грамматика. - М., 1967.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985.
  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1983.
  5. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика. 1974.
  6. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М., 1987.
  7. Нурпшзина Р. Занимательная грамматика. -Алма-Ата, 1973.
  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.: ГНОМ и Д, 2000.
  9. Хабибрахманова М.И., Николаева Т.В. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении шестилетних детей. - Йошкар-Ола, 1987.
  10. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью необходимо постоянно развиватьь мелкую моторику пальцев.В своей работе использую пластилинографию, использую различные виды аппикации.....

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дети с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) – особая группа детей, основными проблемами которой являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающе...

Статья на тему: "Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью"

На современном этапе развития общества появляются новые задачи воспитания детей дошкольного возрaста с нарушением интеллекта. Большое значение придают проблеме психологической подготовки детей к школе...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

laquo;Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе, а не в результатах.  Она помогает психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонично...