Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
статья по аппликации, лепке на тему

Волкова Светлана Николаевна

Дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью необходимо постоянно развиватьь мелкую моторику пальцев.В своей работе использую пластилинографию, использую различные виды аппикации..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений мелкой моторики у  

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Автор: Волкова С.Н.

ГБДОУ детский сад№54 Приморского района Санкт-Петербург

«Если наблюдать за дошкольником можно, увидеть, что играет он с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук ребёнок обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя человека. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком.»

                                                                                              М. Монтессори

В процессе действий с предметами у детей с раннего возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психологическим развитием ребёнка. Ребёнок постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место в пространстве, учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом у дошкольника развивается восприятие и зрительно-двигательная координация.

Одновременно развивается ручная умелость, обрабатывается согласованность действий обоих рук. В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соответствующие действия. Играя с предметами ,у ребёнка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность рук.

Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Эти дети, как правило инертны, не эмоциональны .Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное, эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками. В играх наши дети не умеют действовать по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции .Большинство умственно отсталых детей имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Движения рук у детей бывают не ловкими, не согласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. У детей с интеллектуальной недостаточностью хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физической незрелостью ведёт к не сформированности   ручных  умений, а значит и речи.

С такими дошкольниками необходима длительная коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе. Дети с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни специальными формами поведения. Мышление и речь этих детей оказываются при спонтанном развитии на чрезвычайно низком уровне. Однако дети имеют потенциальные возможности, которые могут быть реализованы только в условиях особым образом организованного обучения.

Эти дети поддаются обучению, но оно должно осуществляться с учётом ограниченных от природы возможностей.

Вот некоторые упражнения для тренировки движения пальцев, которые мы используем:

  • Перекладывание(пересыпание) предметов(крупы) из одной ёмкости в другую
  • Нанизывание на нитку колец
  • Игры с пуговицами
  • Игры со счётными палочками
  • Вытаскивание салфеток из пачек
  • Откручивание, закручивание крышечек от сока

В ходе занятий лепкой также корригируются  нарушения тонкой моторики .Особое внимание уделяем пластилинографии.

В процессе работы с бумагой у детей вырабатываются умения мять и разглаживать бумагу, разрывать её произвольно, обрывать кусочки, сгибать бумагу в различных направлениях ,составлять и наклеивать аппликации .Аппликация- самый доступный по используемым материалам вид деятельности. Здесь мы используем разную бумагу (белую и цветную, гладкую и шершавую, мягкую и грубую), резаные нитки, различные крупы.

Для более эффективного развития мелкой моторики у наших детей я выбрала в работе следующие виды аппликаций:

  • Наклеивание геометрических фигур
  • Аппликация способом обрывания
  • Аппликация из бумажных комочков
  • Торцевание
  • Аппликация из полосок
  • Аппликация из резаных ниток
  • Оригами

На занятиях по рисованию осваиваются графические навыки, доступные приёмы изобразительной деятельности. В нашей группе активно используются нетрадиционные техники рисования.

  • Рисование ватными палочками
  • Мелками
  • Поролоном
  • Свечой
  • Ладошками

В процессе всех занятий художественным творчеством у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение. Однако происходит это не само по себе, а при многократном и систематическом повторении.

Я считаю, что чем больше внимания мы уделяем мелкой моторике пальцев дошкольников, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребёнка сейчас сосредоточен на кончиках пальцев.

 

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координаци...

«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

"Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью"Консультация для педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возмо...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Консультация для логопедов-воспитателей "Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с неврозоподобным заиканием посредством занятий лепкой из пластилина"

Одним из самых проверенных методов для недоразвития мелкой является такой вид лепка из пластилина, так как деятельности требует усилий со стороны кистей рук, скоординированности движений, а та...

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...

Коррекция нарушений межличностного общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В статье представлены рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью контактности, инициативности,вербальных средств общения,коммуникативных у...