Главные вкладки

    «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
    консультация (средняя группа) на тему

    Симонова Светлана Раисовна

    "Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью"

    Консультация для педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_na_most.docx27.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

    Консультация для педагогов МАДОУ, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Симонова Светлана Раисовна

    Учитель-дефектолог

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида №5 «Теремок»

    г.Ковдор

    адрес электронной почты: teremok-kovdor@mail.ru

    Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей.  С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.

    Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли[1]

    Тактильные ощущения и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности,  затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности  тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально

    организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются. [2]

    Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции.

    Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.

    Ниже приведены примеры различных дидактических  игр, пособий, которые я использую в своей работе.

              1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева,  Пальчиковая гимнастика Авторы: Л.Яртова, Ю.Кудинов; Пальчиковая гимнастика Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А. и др);

    2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:

    • поглаживание,
    • растирание,
    • лёгкое надавливание,
    • пощипывание,
    • похлопывание,
    • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

    Используются упражнения:

    • катание одного грецкого ореха или шарика,
    • массажные мячи
    • катание ребристого карандаша,
    • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
    • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

    (Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков. Авторы: Бардышева Татьяна Юрьевна, Абрамова Любовь Павловна, Моносова Елена Николаевна; Красикова И.С. Массаж вашего ребенка);

    3. Игры из нетрадиционного материала:  Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений,  носящих игровой характер.

    - «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др). Пластиковый контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки.

    - «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т.д.

    - «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок. 2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.

    - «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.

    -  «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки.

    - «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

    - «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

    - Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.

    - «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на ковер, на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

    - «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.

    4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка:

    «Поймай киску»

    «Чудесный мешочек»

     «Определи на ощупь»

     «Платочек для куклы

     «Догадайся, что за предмет»

    «Найди пару»

    «Где я взял воду»

    «Маленькая няня»

    «Угости зверюшек»

    «Теплый-холодный»

    «Легкий-тяжёлый» и другие.

    Воспитатели также могут использовать данные игры и упражнения в

    индивидуальной работе и как часть занятий по познавательной и продуктивной деятельности.

    Список литературы:

    1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
    2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
    3. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева-М.: Детство-Пресс, 2014.-64с.
    4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009. -- 160 с.
    5. Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков. Авторы: Бардышева Татьяна Юрьевна, Абрамова Любовь Павловна, Моносова Елена Николаевна-М.: Карапуз, 2012.-10с.


    [1] Тактильный (от лат. tactilis - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

    [2] Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009. -- 160 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Cоциальное развитие для детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

    Планирование занятий по социальному развитию для детей-сирот  с интеллектуальной недостаточностью  составлено с учетом особенностей психического развития умственно - отсталых детей младшего,...

    «Игры для развития и коррекции двигательных ощущений»

    Двигательные виды ощущений — это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения....

    «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

    Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

    Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)

    В данной работе рассматриваются теоретические основы развития речи через дидактические игры, а также вопросы организации игр....

    «Современные представления о процессе обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

    Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметног...

    Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье представлены игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...