Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Зальцман Инга Николаевна

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка

дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

             детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка

дошкольного возраста с ОВЗ

Выполнила: Зальцман И.Н.

с.Кулунда

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.

Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Тактильные ощущения и восприятия детей с ОВЗ характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности,  затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности  тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.

Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции.

Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.

        1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева,  Пальчиковая гимнастика);

2.  Элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Упражнения:

  • катание одного грецкого ореха или шарика,
  • массажные мячи
  • катание ребристого карандаша,
  • имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
  • сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

3. Игры из нетрадиционного материала:  

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений, носящих игровой характер.

- «Покорми Хрюшу!» (птичку, собачку, коровку и др). Пластиковый контейнер от ватных палочек (либо другой подходящий по форме) с изображением мордочки животного (приклеить, нарисовать и др.) с отверстием в районе рта. Кормить животное – проталкивать пальчиком любые крупы, семечки

- «Веселые прищепки». Шаблоны из картона, линолеума – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: плавники для рыбки, лучи для солнца и т.д.

- «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок.

2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.

- «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.

-  «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки дыроколом, подобрать шнурки, веревки.

- «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.

- «Сенсорные ванны». Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки в небольшой глубокой миске. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.

- Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.

- «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы положить на ковер, на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

- «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.

4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и коррекции тактильных ощущений ребенка:

«Поймай киску»

«Чудесный мешочек»

 «Определи на ощупь»

 «Платочек для куклы

 «Догадайся, что за предмет»

«Найди пару»

«Где я взял воду»

«Маленькая няня»

«Угости зверюшек»

«Теплый-холодный»

«Легкий-тяжёлый» и другие.

Картотека игр по сенсорному развитию детей с ОВЗ

Данный материал включает в себя картотеку игр с использованием дидактического пособия «Чудесная коробочка». Игры направленны на сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Дидактическая игра «Чудесная коробочка» предназначена для детей с 2 до 8 лет, но, при желании, в нее могут играть и люди более старшего возраста. Легко сделать своими руками. Универсальна, многофункциональна в применении. Подходит как для индивидуальной игры, так и игры в групповой форме. Принцип игры напоминает принцип игры «Волшебный мешочек».

Но в коробочке есть свои преимущества: В процессе игры участвуют обе руки, а это значит, что ребенок получает полный спектр тактильных ощущений.

Нет возможности заглянуть в коробочку, как в мешочек.

Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, творческим родителям.

Цель: совершенствование сенсомоторных способностей и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:  

-  развивать сенсорные способности;

- развивать мелкую моторику рук, двигательную память;

- стимулировать умение описывать то, что ощущается руками; активизировать словарный запас;

- развивать познавательный интерес, творческое воображение, фантазию.

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе и умение сосредоточиться.

Оборудование: коробка средних размеров с отверстиями для рук по бокам; наборы мелких игрушек, геометрические объемные фигуры; пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); муляжи фруктов и овощей, парные фигурки, игрушечная мебель, посуда и т.д.

Игры для младших дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров, геометрические плоские (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат) и объемные фигуры (кубик, кирпичик, шар).

«Что нашел?»

Цель: развивать умение на ощупь находить игрушку и называть ее.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько знакомых игрушек. Спрашивает детей, как они называются. Предлагает пощупать их. Разбирает вместе с детьми их характерные (отличительные) признаки (длинные ушки, хвостик, колеса и т.д.). Затем убирает их в коробку. И предлагает:

1 вариант. На ощупь определить: какая игрушка попалась в руки и назвать ее.

2 вариант. На ощупь найти определенную игрушку.

По принципу игры «Что нашел?» закрепляются темы: «Геометрические фигуры», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные»

«Найди новую игрушку»

Цель: расширять представления о предмете путем совмещения зрительных образов с тактильными ощущениями.

Ход игры:

Воспитатель знакомит детей с новой игрушкой. Называет ее, с помощью наводящих вопросов описывает вместе с детьми внешние признаки. Затем игрушка кладется в коробку вместе с знакомыми игрушками. Каждый ребенок должен найти на ощупь в коробке новую игрушку и назвать ее.

«Большой и маленький»

Цель: закрепление представлений о величине предметов.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель показывает детям пары игрушек (3-4), отличающихся размером (например, большой и маленький медвежонок). Обсуждает с детьми как называются игрушки и чем они отличаются. Маленькие игрушки прячутся в коробочку, а большие выкладываются на столе перед детьми (или наоборот, на усмотрение воспитателя). Воспитатель приглашает одного ребенка, показывает любую большую игрушку и просит найти в коробочке такую же маленькую.

2 вариант. Воспитатель кладет в коробку все пары игрушек, различающихся по размеру. Детям предлагается найти эти пары и назвать найденные предметы.

Игры для средних дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров, домашние и дикие животные, и их детеныши; геометрические плоские и объемные фигуры; муляжи фруктов и овощей, кукольная мебель, посуда, транспорт, цифры.

«Угадай, что это?»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель прячет в коробке игрушки или геометрические фигуры, с которыми дети играют каждый день, но детям их не показывает. Каждый ребенок, по очереди, отгадывает игрушку или фигуру, которую он взял в руки, называет ее правильно и внятно.

2 вариант. Ребенок описывает игрушку или фигуру, а дети должны угадать, что он нашел.

3 вариант. Мальчики ищут машинки, солдатиков, конструктор, а девочки - кукол, посуду, мебель. Потом наоборот – девочки ищут игрушки для мальчиков, а мальчики – для девочек.

«Овощи-фрукты»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробочку овощи вместе с фруктами и просит ребят достать по одному все овощи (или только фрукты).

«Дикие-домашние животные»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры такой же как «Овощи-фрукты»

«Детеныши животных»

Цель: закрепление умения правильно проговаривать названия детенышей животных.

Ход игры:

В коробочку складываются мелкие игрушки: котёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, телёнок, козлёнок, зайчонок, ежонок, лисёнок, медвежонок, львёнок. Дети достают из нее одну игрушку, показывают её всем и громко называют. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и внятно проговаривали названия детеныша животного. Если кто-либо затрудняется назвать игрушку, воспитатель помогает ему.

«Какую цифру нашел?»

Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 1 до 5.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель показывает цифру (их можно вырезать из картона или приобрести готовые наборы), просит ребенка найти в коробочке такую же и громко, внятно назвать ее.

2 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, называет ее (я нашел цифру 4), а потом показывает детям.

«Посуда»

Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать словарный запас.

Ход игры:

1 вариант. Ребенок достает из коробочки один из видов посуды и называет ее.

2 вариант. Воспитатель просит ребенка найти определенный вид посуды.

3 вариант. Ребенок достает из коробочки предмет и должен сказать для чего нужен данный вид посуды (бокал нужен, чтобы пить воду, чай, компот).

Игры «Мебель» и «Транспорт» проводятся по подобию игры «Посуда».

Игры для старших дошкольников

Материалы: игрушки небольших размеров; сложные геометрические объемные и плоские фигуры (сфера, многоугольник, трапеция, ромб); предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата); пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); насекомые; обитатели моря.

«Угадай, что нашел?»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Ход игры:

1 вариант. В коробку кладутся игрушки, неизвестные детям (это могут быть пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов). Ребята должны определить на что похожа эта игрушка и высказать свои предположения, обосновав их.

Можно устроить соревнование. Побеждает тот, кто угадал больше игрушек.

2 вариант. Ребенок описывает игрушку, которую нашел, а дети отгадывают что это.

3 вариант. Каждый участник игры, до ее начала, выбирает себе одну фигурку, обследует ее и запоминает. Все фигурки прячутся в коробке. Затем каждый ребенок достает из коробочки только тот предмет, который выбрал в начале.

«Овощи-фрукты»

Цель: развитие умения анализировать.

Ход игры:

В коробочке муляжи овощей и фруктов лежат вместе.

1 вариант. «Найди овощи для супа (салата)», «Варим компот».

2 вариант. Вынимая из коробки овощ или фрукт, ребенок должен описать какой он на вкус и что из него можно приготовить.

«Дикие-домашние животные»

Цель: развитие активного словаря.

Ход игры:

В коробочке лежат и дикие, и домашние животные.

Доставая из коробочки животное, ребенок должен рассказать кто это, где оно живет и что может делать.

«Найди цифру»

Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 0 до 9, закрепление прямого и обратного счета.

Ход игры:

1 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, показывает ее детям и называет.

2 вариант. Дети загадывают какую цифру должен вытащить из коробки ребенок.

3 вариант. Ребята достают цифры в порядке возрастания (или убывания) и выкладывают их на столе

«Назови букву»

Цель: развитие умения находить на ощупь буквы русского алфавита (по мере их изучения).

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель кладет в коробку 7-8 букв. Ребенок выбирает в коробочке любую букву, показывает ее детям и называет.

2 вариант. Дети загадывают какую букву должен вытащить из коробки ребенок.

По этому же принципу идет закрепление знаний о геометрических фигурах

«Угадайка»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробку по 2 штуки каждого вида игрушек. Ребенок достает игрушку и говорит: «Я нашел стул. Стул – это мебель» или «Я нашел пчелу. Пчела - насекомое» и т.д.

«Из чего это сделано?»

Цель: развитие сенсорных способностей.

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробку предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата). Ребенок должен на ощупь определить из чего сделан предмет.