Анализ социальной ситуации развития
методическая разработка по психологии

Смирнова Наталья Александровна

Анализ социальной ситуации развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_analiz_sots.sit_.razv_.docx803.07 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ «социальной ситуации развития

1. Оценка возрастных этапов развития с точки зрения:

       1) критических периодов    и      2) основных психологических новообразований.

2. Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

3. Оценка "зоны ближайшего развития" и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.

4. Адаптивность в условиях приема на ПМПК и психологического обследования, в частности.

Социальная ситуация развития (далее – С.с.р.) является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими, сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. При анализе с. с. р. необходимо учитывать ее субъективный аспект - внутреннюю позицию ребенка. Внутренняя позиция ребенка реализуется через принятие ведущей деятельности, реализующей задачи развития и обеспечивающей формирование основных психологических новообразований возраста.

Микросоциальная ситуация развития, определяется особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, типом образовательного учреждения, ролями и взаимодействиями ребенка, его ближайшему окружению. Например: чуткость матери, проявление ребенком независимости.

Мезосистема – образуется взаимосвязями 2-х или более микросистем. Например, постоянное общение родителей с учителями; внимательное отношение учителей к этому ребенку.

Экзосистема – уровни социальной среды или общественные структуры, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, влияют на него. Например, места работы родителей или местных отделов здравоохранения; улучшения бытовых условий; неформальное окружение – такое как расширенная семья ребенка или друзья его родителей.

Макросистема – не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум.

Семейный  анамнез:

  • — динамика семьи (браки/разводы, форма брака (законный, гражданский), смерть кого-то из членов семьи, последовательность рождения детей и т.п.)
  • — структура семьи (полная/неполная, мать-одиночка, приемный ребенок, отчим/мачеха и т.п.);
  • — состав «ядерной» семьи на момент обследования (родители, сибсы — братья, сестры по отцу и матери или только по отцу, только по матери);
  • — сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком (характеристика круга общения ребенка в доме) и отдельно от него на момент обследования (характер взаимоотношений с членами семьи, живущими отдельно от ребенка);
  • — социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком и влияющих на его развитие;
  • — соответствие места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии статуса беженцев, эмигрантов и др.; возможная смена привычных этнических, социально-экономических, климатических и др. условий;
  • — бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий);
  • — обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье.

Параметры воспитательного потенциала семьи:

  • - личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;
  • - образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;
  • - эмоционально-нравственный микроклимат;
  • - разумная организация свободного времени и досуга семьи.
  • –уровень образования и педагогической культуры родителей, степенью их ответственности за воспитание детей.

Кризисные социальные ситуации, возникающие (гипотетически или реально) в жизни отдельной семьи:

  • - малочисленная, многодетная, неполная, малообеспеченная, мигрирующая семья ;
  • - совместное проживание нескольких поколений семьи, разведенных родителей;
  • - семьи с недостатком жилплощади или с ее отсутствием, с наличием общежития;
  • - семьи, осуществляющие опекунство, с приемными детьми, с приемными родителями; с инвалидами; с участниками техногенных и военных катастроф; с родителями, имеющими психическое заболевание; с престарелыми родителями; с родителями – алкоголиками, наркоманами;
  • - конфликтные семьи; семьи с педагогически несостоятельными родителями; с несовершеннолетними родителями, где родители (один из родителей) уклоняется от выполнения родительских обязанностей;
  • - семьи, где дети вовлекаются в криминальные действия; с домашним насилием; где у детей наблюдается асоциальное поведение; где дети совершают побеги, находятся на внутришкольном учете;
  • - семьи с детьми, употребляющими психотропные вещества; с родителями, вернувшимися из мест лишения свободы и т. д.

Причины, вызывающие нарушения в социализации личности учащихся из полных семей:

  • - один из родителей длительное время не проживает с семьей в силу удаленности места постоянной работы;
  • - один из родителей ведет асоциальный образ жизни или отбывает срок наказания;
  • - один из родителей (как правило отец) проявляет выраженную степень пассивности в общении с детьми или, наоборот, крайне агрессивен по отношению к членам семьи.

Личный анамнез.

1. Социальная ситуация развития младенца (2,5мес–1г)

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым.

  • – Присутствие  взрослого (как  единственного «средства» удовлетворения своих потребностей, передвижения в пространстве, устранения мешающих раздражителей): его близость, отношением к ребенку, чуткость,  внимание.
  • – Взаимодействие матери и ребенка: способы ребенка привлечения к себе ее внимания, направлять ее взгляд на определенный предмет, управлять ее действиями.
  • –  Движения, воспроизводимые вслед за взрослым.
  • – Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка: взгляды, вокализации, мимика матери и ребенка.
  • – Возникновение ритуалов – ритуал узнавания, ритуал ухода за ребенком, прикосновения матери, ее улыбка, обращение к ребенку.

Кизис 1 года.

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте (1–3г)

Ситуативно–деловое общение. Сотрудничество, или совместная деятельность ребенка и взрослого.

  • – Понимание речи окружающих людей и овладение активной речью.
  • – Усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов.
  • – Опосредование  общения  ребенка со взрослым  предметами.
  • – Подражание взрослому в спец. предметных действиях.
  • – Одновременная практическая деятельность – выполнение одного и того же дела.
  • – Стремление  ребенка  действовать с предметами.
  • – Возникает ритуал туалета.
  • – Ритуализация (ритуал – это устойчивая модель взаимодействия ребенка со взрослым, как взаимный способ понимания друг друга). Нарушение даже простой последовательности действий взрослым может вызвать у ребенка бурную эмоциональную реакцию.

Кризис трех лет.

3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте (3–5 лет)

Внеситуативно-познавательная форма общения.

  • –  Установление новых отношений с более широким миром взрослых людей, новая система требований  и форм  поведения, с которыми ребенок сталкивается вне семьи.
  • – Конфликтные переживания связанные с пребыванием ребенка в двух культурах – семьи и ДОУ.
  • – Установление взаимосвязей в физическом мире, не воспринимаемых чувственно.
  • – Расширение  познавательных интересов: начинает задавать взрослому многочисленные вопросы; общение по поводу не только непосредственно воспринимаемых предметов; восприятие взрослого как источника новых знаний, способного разрешить все сомнения и ответить на все вопросы.
  • – Потребность в уважении взрослого (любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду). Аффективные вспышки.
  • –  Главное средство общения – речь (темы о животных, машинах, явлениях природы и т.п.).
  • –  Благополучное разрешение эдиповых проблем и полоролевое становление дошкольника – отрицание своих сексуальных чувств  к родителю противоположного  пола  и отождествление себя с родителем своего пола, подражание родителю своего пола (манеру говорить, ходить и т. п.).
  • – Испытывает значительные трудности в противостоянии своим желаниям. Необходимо правильное реагирование взрослых (например на характерную для этого возраста детскую мастурбацию).

4. Предшкольный период (5–7лет)

Внеситуативно-личностное общение.

  • Предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д.
  • –  Взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества (важны его внимание, доброжелательность, физическая близость, где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.)
  • – Охотно рассказывает о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).
  • – Наличие взаимопонимания и сопереживания взрослого, общности взглядов и оценок со взрослым .
  • – Наличие  идеального  взрослого (в сознании ребенка совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый – папа, доктор, продавец, шофер и т.д. становится мотивом его действий.)
  •  Сюжетно-ролевая игра (берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций) и соответствующие ей ритуалы.
  • – Усвоение норм общественных отношений, подчинение своего поведения идеальному образу.
  • –  Сверстники начинают играть все большую роль.

Кризис 7 лет.

Типы семей и стили отношений:

1. Семья с высокой рефлексией  – понимание, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений, относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения. Характер подростка развивается вполне благополучно.

2. Семья отчужденная к подростку относятся так же, как и в детстве – им мало интересуются, избегают общения с ним и держаться от него на расстоянии. Превалируют нигилистические реакции, агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения. У подростка чувство собственной неполноценности он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье.

3. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка.

4. Семья с попустительским отношением – подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики.

Здесь подросток несчастлив вдвойне: кризис личностного развития плюс недостатки вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. Доминирующая форма общения: агрессия и нигилизм.

5. Семья гиперопекающая пристальным вниманием и заботой родителей. Подросток, как и в детстве, неуверен в себе. Он пассивен, принужденно лоялен, не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения,   инфантилен.

6. В деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают и т.п., подросток обычно заражаются этими же недугами еще в детстве.

7. В неполной семье ребенок испытывает  острое чувство потребности в отце (реже матери), половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию среди сверстников.

8. В приемной семье подростка его волнует  как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи. И стойкая неуверенность в том, как к нему относятся приемные родители.

9.  Пребывание в учреждениях интернатного типа. Подростки, находящиеся здесь с первых лет и раннего возраста адаптируются хорошо, чувствуют специфику взаимоотношений, ориентируются в официальной и неофициальной иерархии межличностных отношений и интуитивно стремятся в ней найти свое место. Характерна детдомовская солидарность, позиция  «Мы», кто из семьи – это «чужие».

Подросток, попавший в интернат из хорошей семьи в результате трагических обстоятельств, оказывается вдвойне несчастным: с одной стороны, он страдает из-за столь трагического сиротства, с другой – из-за новых, неведомых для него условий существования. Интернатовские подростки могут начать притеснять его, мстя ему за благополучную прежнюю жизнь. Вновь поступивший привносит в общение сверстников свою культуру, свою особую личность.

G:\1 Работа\Одаренные\Инет\i_002.jpg

G:\1 Работа\Одаренные\Инет\slide_21.jpg

        G:\1 Работа\Одаренные\Инет\009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя по созданию социальной ситуации развития детей

Шпаргалка для воспитателей в виде диагностического инструментария. чо позволит внедрить в свою педагогическую деятельность ФГОС. Воспитатель  просмотрев критерии педагогической компетентности най...

консультация «Социальная ситуация развития, взаимоотношения детей и взрослых».

«Социальная  ситуация развития, взаимоотношения детей и взрослых».Дошкольный возраст-это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отнош...

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Знакомить детей с театрализованной деятельностью надо начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят спектакли, которые показывают воспитатели, старшие дошкольники. Встреча с театром помогает д...

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Тема: Поможем узнать сороке о зимующих птицах Цель: создание социальной ситуации развития посредством речевого развития

Задачи: создать условия для:·                    стимулирования самостоятельного выбора партнеров и матер...

Теоретический анализ социально-коммуникативного развития дошкольников через ознакомление с миром профессий

Понятие и проблематика социально- коммуникативного развития у детей дошкольного возраста...