"Первый раз в детский сад"
статья по психологии
Статья для родителей, как подготовить и дать возможность социализироваться ребенку при поступлении в дошкольное учреждение
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первый раз в детский сад»
Рекомендации для родителей
Адаптация – первый процесс, с которым ваш ребенок встретиться при посещении детского сада.
Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. И мы и наши дети постоянно к чему-то приспосабливаемся. Нужно знать, что процесс адаптации у всех разный и это мы замечаем в процессе всей своей жизни. Так же и у детей. Дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам). И этот процесс зависит только от взрослых и семьи малыша.
К чему придется привыкать
К каким обстоятельствам придется приспособиться 3-4 летнему ребенку?
- Расставание с родителями на долгое время.
- Изменения отношений с родителями. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами. Это может сазываться на состоянии эмоциональной сферы и ее нестабильности
- Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
- Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно.
- Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. И новые правила.
О стрессе
Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это физиологическая реакция организма. Стресс - это физиология.
Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, адаптации ребенка к детскому саду.
Как это сделать?
Что зависит от родителей?
Факторы, которые помогут вашему ребенку.
Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка.
Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить и общается среди своих сверстников на прогулке или в студии развития.
Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).
Что входит в подготовку.
Информационное поле.
Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила.
Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Рассказывать истории про детский сад.
Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»).
Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. И разговаривать об этом не раз и не два.
Причем это должна быть не дидактическая беседа.
Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе пижаму для садика»).
Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
Совместные подготовительные мероприятия.
Купите вместе одежду к садику, пару новых игрушек. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
Положительный настрой ребенка.
Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.
Настройка режима дня, который близок к режиму детского сада.
Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут.
Вечером укладывайте ребенка вовремя. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее.
Формирование навыков самообслуживания.
Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.
Еще один момент, который будет сложным это кризис 3 лет, который у некоторых детей или уже начался или только впереди. Он будет накладываться на процесс адаптации и социализации ребенка сейчас. Ребенку будет трудно, поддерживайте его и одобряйте.
Первое время ребенка вы будете оставлять на час, до обеда потом на сон и целый день. Не торопите это время.
При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите.
Да, ребенок может плакать. Но если вы уходите, уходите, а не стойте где-то рядом, ребенок будет чувствовать это, не травмируйте его.
Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик.
Можно оставить платочек из дома.
Маленьким детям оставляем что-то вещественное.
Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).
Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что процесс идет правильно.
Понятно, что это примерная схема приспособления и подготовки вашего ребенка.
Отдельно хотелось бы сказать вот о чем. Сейчас у нас есть возможность посещать детский сад и школу всем детям и детям с ОВЗ. Если в у вас есть ребенок с индивидуальными особенностями поведения, ЗРР, ЗПРР и другими нюансами, подумайте сразу, сможет ли он адаптироваться в большой массе детей, нужен ли ребенку будет дополнительный отдых или другие меры для его полноценной социализации или ему нужен будет специализированный детский сад.
К сожалению, еще, исходя из опыта первые люди, которые не могут сами адаптироваться к таким детям, это родители других детей.
В нашем дошкольном заведении из специалистов, которые будут работать с вашими детьми есть: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и психолог.
Я как психолог буду вести занятия с малышами по адаптации и социализации малышей в группе. Кому нужна будет какая-то помощь, консультации обращайтесь. С детьми ведется индивидуальная работа, коррекционно-развивающая и работа по индивидуально-образовательным маршрутам от 3-7 лет. Если у вас будут какие-то сложности, обращайтесь, время работы вам подскажут воспитатели.
И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
Удачи вам и вашим малышам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)
В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе
Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»
Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет
Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»
Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Первый раз в детский сад".
Родительское собрание....

