Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по психологии
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
В себя включает раздел:
- Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
- Упражнения на снятие мышечного напряжения.
- Упражнения на расслабление мышц рук и ног и корпуса.
- Упражнение на расслабление мышц лица.
- Упражнения на расслабление мышц шеи.
- Дыхательно - координационные упражнения.
- Релаксационные упражнения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник релаксационных упражнений
для детей старшего дошкольного возраста.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил (прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.)
Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения. Использование упражнений, представленных в сборнике, поможет детям в игровой форме научиться принимать позу покоя, снимать мышечное напряжение рук, ног, живота, корпуса, шеи, речевого аппарата, а так же усвоить формулу правильной речи и уверенного поведения.
Упражнения можно сопровождать стихотворным текстом, доступным для восприятия детьми старшего дошкольного возраста.
Главным условием овладения навыком расслабления является систематичность.
Рекомендуется выполнять по одному, два упражнения.
Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:
- Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут;
- Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц. Расслабляться лучше с закрытыми глазами;
- Проведение релаксационных упражнений рекомендуется проводить в день по два упражнения:
1-е – мышечное расслабление по контрасту с напряжением;
2-е - релаксацию по представлению.
- Во время выполнения упражнений на релаксацию нужно учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности; Будьте примером.
- Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно;
- Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
- Если ребенку не нравится какое-то упражнение, не настаивайте.
- Хвалите ребенка за старания и отмечайте положительные результаты.
Делая вывод, релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а так же позволяет ребенку понять свои чувства. В результате ребенок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Так же позволяют овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Упражнения рекомендуются к использованию как педагогами в группе, на музыкальных, физкультурных, логопедических занятиях, так же некоторые упражнения родителями с детьми в совместных играх.
В себя включает раздел:
- Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
- Упражнения на снятие мышечного напряжения.
- Упражнения на расслабление мышц рук и ног и корпуса.
- Упражнение на расслабление мышц лица.
- Упражнения на расслабление мышц шеи.
- Дыхательно - координационные упражнения.
- Релаксационные упражнения.
Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения у детей. Включает в себя упражнения, направленные на последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц.
Помогут детям научиться лучше понимать свое тело, справляться со стрессом и улучшить общее психоэмоциональное состояние.
- «Муравей».
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)
- «Мороженое».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Ведущий: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»
- «Поймай бабочку».
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
- «Улыбка».
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
- «Холодно – жарко».
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…» (Дети повторяют действия.)
- «Лимон».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
- «Потягушечки».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
«Расскажи стихи без слов».
Взрослый читает детям стихотворение Е. Ефимовского:
«Ждет гостей сегодня кошка.
И волнуется, немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут…
Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке везет орешки.
Кудрявый барашек с букетом ромашек.
Катит медвежонок меду бочонок.
Тащит петушок проса мешок.
А кот Тимофей принес двух мышей.
Еще один гость принес в зубах кость.
Всем подаркам кошка рада,
С одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей:
Чей подарок всех милей?»
- «Все наоборот».
«Выполним упражнение, в котором играющим нужно будет не повторять движения взрослого, а делать все наоборот. Если, он поднимает руку, вы должны ее опустить.
Он разведет ладони — вы сложите. Он махнет рукой вправо — вы немедленно влево. Он откроет книгу — вы закроете.
А теперь без слов». Взрослый закрывает глаза… Кладет руку в карман… Сжимает пальцы рук… Идет вперед… Поворачивает направо…
Ответ на любое движение всегда противоположен по направлению и скорости. Выполняющей неправильно упражнение выходит из игры.
Упражнения на снятие мышечного напряжения.
Направлены на расслабление и осознание своего тела.
- «Солнышко и тучка».
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание).
Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).
Повторить 2-3 раза.
- «Деревянные и тряпичные куклы».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: изображения деревянной и тряпичной кукол, магнитофон, спокойная фоновая музыка.
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
- «Цветочек».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла», согнуть руки в локтях («стебелек сломался», освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
- «Веревочки».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует.
Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.
- «Мельница».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
- «Маятник».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются.
Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.
- «Великаны и гномы».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
- «Паровозики».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т. Е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
- «Лимон».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
- «Снеговик».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Дети представляют, что каждый из них снеговик. Огромный, красивый, которого вылепили из снега. У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снеговик начинает таять. Далее дети изображают, как тает снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
- «Воздушный шар».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. Д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.
- «Сосулька».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Материал: коврик, магнитофон, спокойная фоновая музыка
При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
- «Дерево».
Стоя или сидя за столом, дети поднимают руки в стороны, затем вверх. Деревья прямые, ровные. Подул ветерок, ветки качаются, затем ветер усиливается, руки наклоняются все больше. Постепенно ветер стихает, руки опускаются вниз, дети расслабляются и отдыхают.
- Игра «Волшебные шарики».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у нас во время выполнения упражнения».
Упражнения на расслабление мышц рук и ног и корпуса.
Упражнение основано на чередовании напряжения и расслабления мышц.
- «Шалтай — Болтай».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
«Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо,
Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки).
(3 раза).
- «Шишки».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…
- «Олени».
Цель: напряжение и расслабление мышц рук.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох.
«Посмотрите: мы – олени,
Рвётся ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно и глубоко».
Восстановление дыхания.
- «Холодно - жарко».
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам- греетесь.Согрелись, расслабились. ..Но вот снова подул холодный ветер…(повторить
2-3 раза).
- «Пружинки».
Цель: напряжение и расслабление мышц ног.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее. Ноги напряжены! Тяжело так стоять. Перестали нажимать. Ноги расслабились. Приятно отдыхаем. Вдох – выдох!
«Что за странные пружинки, упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай…
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены,
И расслаблены…»
- «Штанга».
Цель: напряжение – расслабление мышц рук, ног и корпуса.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Поднимаем «воображаемую» штангу напрягая при этом мышцы рук, ног и туловища. Затем расслабляем – бросаем штангу.
«Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом, (наклон вперёд)
Штангу с пола мы поднимем (выпрямится, руки вверх)
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно».
- «Загораем».
Цель: напряжение, расслабление мышц ног.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
И. П. : Дети лежат на полу на спине.
«Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.
Держим, держим, напрягаем,
Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены».
- «Жираф».
Психолог говорит: «Сделайте вдох — выдох и расслабьтесь.
Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)
Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)
Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)
Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)
Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)
Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей».
Упражнение выполняется сидя на стульчиках.
- «Марионетка».
Психолог говорит:
«Представьте, что вы, превратились, в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам — так называют актеров кукольного театра.
Встаньте прямо и замрите в позе куклы.
Ваше тело стало твердым, как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.
Напрягите ноги и колени, пройдитесь так.
Ваше тело словно деревянное.
Напрягите лицо, и шею.
Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни».
Мышцы расслабляются. Напряжение уходит.
Можно помассировать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погладить лицо».
- «Скала».
Психолог говорит:
«Встаньте прямо, поставьте ступни ног параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Голова, шея, плечи — выпрямлены, но не напряжены.
Покачайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.
Напрягите мышцы ног, живота и груди.
Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала.
Я подойду к каждому из вас и попытаюсь слегка толкнуть в плечо.
Напрягись, сопротивляясь толчку.
Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверенность в своих силах, большую устойчивость».
- «Расскажем и покажем».
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы правой руки.
Можем всё мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
Это локти — их коснемся.
Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи — их коснемся.
Кладут кисти рук на плечи.
Вправо, влево мы качнемся.
Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся,
Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.
То коленей мы коснемся.
Один, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибают пальцы левой руки.
Можем всё мы показать!
Ритмично хлопают в ладоши.
Упражнение на расслабление мышц лица.
- «Рот на замочке».
Цель: расслабление – напряжение мышц лица.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно – сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими они стали.
- «Саморасслабление».
Цель: саморасслабление, снятие напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
Дети отдыхают лёжа на ковре, под спокойную музыку. Через 4 — 5 минут музыка постепенно смолкает.
«Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать… (пауза)
Но, пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянулись! И друг другу улыбнулись!
Встаём!».
«Мы лепили снежный ком»
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз, вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайка вышел, как живой,
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни, из соломенок они,
Длинные, блестящие, будто настоящие.
«Лягушонок»
Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
- Вот понравилось лягушкам: тянут губы прямо к ушкам! (пальцами растягивают улыбку к ушкам)
Потяну - перестану и нисколько не устану! («Отпускают » улыбку)
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны… (Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз)
«Хоботок»
- Подражаю я слону: губки «хоботком тяну. (губы «хоботком»)
А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (исходное положение)
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны… (Пальчиком руки проводят по расслабленным губам сверху вниз).
Упражнения на расслабление мышц шеи.
«Любопытная Варвара».
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - выдох.
Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно — Расслабление приятно
(Малыши «Тик-так»)
Дыхательно-координационные упражнения.
Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
Укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и улучшение психоэмоционального состояния.
- «Солнышко и тучка».
Цель: сосредоточение внимания на расслаблении дыхания.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка
«Солнышко зашло за тучку, стало холодно»
Дети сжимаются в комок, чтобы согреться, при этом задерживают дыхание.
«Солнышко вышло из — за тучки, стало тепло.»
Дети расслабляются. Выдох.
- Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).
- «Певец».
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.
Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
- «Певец».
Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.
Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.
Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
- Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: Пф-ф-пф-пф-пф. Пауза.
Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ.
- Дыхательное упражнение.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
- Дыхательное упражнение.
Дышим только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки).
Дыхание медленное, глубокое.
- «Насос и мяч».
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».
«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
- Техника «Шарик»
Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик также медленно опускается вниз. Вдох - шарик медленно поднимается вверх, выдох - мягко опускается вниз.
- «Мышка и мишка»
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох).
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш).
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках).
Он же к ней не попадет. Повторить 3-4 раза.
- «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох, через нос, выдох через губы трубочкой, вдох).
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот).
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
- «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6-8 наклонов в каждую сторону.
- «Регулировщик»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
Повторить 5-6 раз.
- «Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю стопу - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.
Релаксационные упражнения.
Настрои для релаксации:
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
- «На полянке» (Фонограмма стрекота насекомых, пение птиц)
Давайте представим с вами полянку. Здесь растет мягкая травушка-муравушка. Вы лежите на ней, как на мягкой пушистой перине. А вокруг все тихо и спокойно, только слышно как стрекочут кузнечики и поют птички. Вам дышится легко и спокойно. Ласковые нежные лучики солнца ласкают ваш лоб, щечки, касаются ваших рук, поглаживают ваше тело… (пауза-поглаживание детей). Лучик погладил … (имя ребенка), приласкал … (имя ребенка). Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо. Дружно потянемся и на счет «три» откроем глазки. Вы отлично отдохнули.
- «Солнечный зайчик (фонограмма звуки природы)
В игре использованы отдельные позы упражнения «Бэби-йога», «Приветствие Солнцу» и «Благодарение Солнцу».
Взрослый дает детям следующую установку: «Сейчас мы с вами поприветствуем. Солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спинку в струнку, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышится легко, ровно, глубоко. Вдох, прогнитесь спиной, поднимите руки вверх – выдох и скажите вместе «Здравствуй, Солнце!».
А теперь ложитесь, представьте, что мы с вами лежим на полянке, на мягкой травке, будем глубоко дышать и отдыхать.
Утром солнышко проснулось,
Оглянулось, потянулось.
Кто там нежится на травке?
Кто со мной играет в прятки?
Вот я с ними пошучу,
Вот я их пощекочу,
Прикоснусь ко лбу,
Трону их за щеки.
Пусть поморщат носик.
Вот я ручек их коснусь,
Под одежду заберусь.
Потянулись, улыбнулись
И все дружненько проснулись.
Встаньте, сложите руки вместе перед собой, плавно поднимаем руки вверх, раскрываем плавно ладошки, как бы берем солнышко в руки, разводим руки в стороны и говорим все вместе «Спасибо, Солнышко!»
- «Отдых на море» (фонограмма шум моря)
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах.
Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно.
Ваше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать.
А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.
- «Водопад» (фонограмма водопада)
Мы с вами стоим у водопада. Отличный солнечный день, небо голубое безоблачное. Легко дышится горным свежим воздухом. Наш водопад необычный, в нем нет воды, на нас падает белый свет. Мы с вами стоим под водопадом изумительный белый свет касается головы. Вот он уже струится по лбу, по лицу, шее. Вот уже белый свет заполнил наши плечи, и они становятся мягкими, расслабленными. А ласковый белый свет течет все дальше по груди, по животу. Нежный белый свет гладит ваши ручки, пальчики. Он течет по ногам, и вы ощущаете себя спокойно легко. А теперь потянемся и на счет «три» откроем глазки. Волшебный нежный белый свет наполнил вас силой и энергией.
- «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
- «Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает …
Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.
Вы хорошо отдохнули на облачке.
- «Порхание бабочки»
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движение ее крыльев. Бабочка села на цветок рядом с вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев — линии, темные пятна, светлые пятна! Вот бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двжутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат….и откройте глаза».
- «Полет высоко в небе».
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
- «Волшебный сон»
(Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. )
Ведущий обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон».
Вы не заснете по-настоящему и будите все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: « Открыть глаза! Встать!»
Внимание… Наступает «Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают…(2раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряжение улетело…
И расслаблено все тело…(2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя…(2раза)
Долгая пауза( до конца медленной музыки)
Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
- «Плывем в облаках».
«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе.
Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»
- «Тихий сон»
Цель: расслабление, снятие напряжения.
Материал: магнитофон, спокойная фоновая музыка.
Дети лежат на полу (на ковре) и отдыхают, слушая музыку (можно представить какую-либо красивую картинку: пейзаж, уютную обстановку дома вместе с мамой, и др.).
Другие упражнения на релаксацию.
- «Игра с песочком».
Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени.
По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.
- «Дудочка».
Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».
- Солнечный зайчик».
Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.
- «Сосулька».
При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты.
Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
- «Прогулка».
При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить».
И в это время могут быть использованы тексты для релаксации.
Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим.
Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.
«Придуманная страна»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза.
Представьте, что вы находитесь в той стране, которую только что нарисовали.
Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется».
Далее психолог описывает объекты, изображенные на картине.
Например:
«Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды».
Психолог предлагает детям открыть глаза, рассказать о своих чувствах, ощущениях и запомнить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный материал будет интересен педагогам использующим здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе....

Сборник кинезиологических упражнений ( для детей старшего дошкольного возраста)
КНОПКИ МОЗГА. РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА....
Сборник кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но ...

Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых...
картотека релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
картотека релаксационных упражнений для всех групп мышц...
Система релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня возможно включение в занятия и режимные моменты системы релаксационных упражнений.Умение расслабиться помогает одним детям снять напря...

Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
Релаксация - расслабленное состояние, связанное с полным или частичны расслаблением мышц. Такое состояние часто происходит после эмоциональных переживаний или физических нагрузок.В сборнике представле...