КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Детский конфликт, прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие– это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В процессе воспитания дошкольников взрослые регулярно сталкиваются с детскими разногласиями. Специалисты отмечают возрастную динамику причин конфликтов: у младших дошкольников споры чаще всего возникают из-за игрушек, в средней группе - по поводу распределения ролей, а у старших детей - относительно правил игры. Эти закономерности отражают естественный ход психического развития детей.

Психологи выделяют два основных типа детских конфликтов:

Внешние (ситуативные) конфликты:

  • Возникают в процессе совместной деятельности
  • Связаны с конкретными действиями, а не с личными отношениями
  • Имеют временный характер
  • Часто разрешаются детьми самостоятельно
  • Выполняют развивающую функцию, помогая приобретать навыки разрешения спорных ситуаций

Внутренние (психологические) конфликты:

  • Протекают скрыто от окружающих
  • Возникают из-за несоответствия между желаниями ребенка и реальными возможностями
  • Требуют обязательного участия взрослых для разрешения
  • Могут негативно влиять на:
  • Эмоциональное состояние ребенка
  • Формирование здоровых взаимоотношений
  • Социальную адаптацию
  • Личностное развитие

Особую сложность представляет развитие эмпатии у дошкольников. Дети этого возраста:

  • Еще не полностью осознают собственные переживания
  • С трудом понимают эмоциональное состояние сверстников
  • Ориентируются преимущественно на внешние проявления поведения
  • Не всегда способны учитывать интересы и желания других детей

Эти возрастные особенности объясняют важность целенаправленного формирования у дошкольников:

  • Навыков мирного разрешения конфликтов
  • Способности к сотрудничеству
  • Умения учитывать интересы других
  • Эмоционального интеллекта

Роль взрослых в этом процессе чрезвычайно важна - они помогают детям научиться конструктивному общению, пониманию своих и чужих эмоций, нахождению компромиссов в спорных ситуациях.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский назвали:

  1. «Разрушение игры» — разногласия из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой атмосферы, воображаемой игровой ситуации.
  2. «По поводу выбора общей темы игры» — обсуждение вопроса, в какую игру будут играть.
  3. «По поводу состава участников игры» — споры детей о том, кто именно будет играть в данную игру.
  4. «Из-за ролей» — конфликты возникают из-за разногласий, кто будет выполнять наиболее привлекательную либо неинтересную роль.
  5. «Из-за игрушек» — сюда входили споры из-за обладания игрушками.
  6. «По поводу сюжета игры» — дети не могут договориться, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, роли и их взаимодействия.
  7. «По поводу правильности игровых действий» — дети конфликтуют, если в игре кто-то из участников действует не по правилам.

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними. Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят, обдумывать выход из создавшейся ситуации.

Для разрешения конфликтных ситуаций существует деструктивный и конструктивный способы. В первом варианте отношение ребенка выражается позицией: «Силой заставлю их играть», «Пожалуюсь взрослому, и она заставит всех играть», «Заберу игрушки и буду играть один». Во втором случае малыш решает вопрос разрешения конфликта путем позитивного отношения к ссоре: «Вместе с ребятами решим, как будем играть», «Поделюсь игрушками».

В процессе урегулирования детских споров особенно эффективной оказывается техника активного восприятия. Этот подход предполагает не просто физическое присутствие взрослого, а подлинное понимание и принятие чувств ребенка. Суть метода заключается в том, чтобы дать малышу ощущение, что его переживания услышаны, а эмоции признаны значимыми.

Ключевые принципы эффективного слушания:

  1. Обратная связь и эмпатия:
  • Взрослый отражает услышанное, перефразируя слова ребенка
  • Акцентируется внимание на эмоциональной составляющей
  • Поддерживается нейтральная, беспристрастная позиция
  • Используются уточняющие вопросы для лучшего понимания ситуации
  1. Технические аспекты:
  • Обязательные паузы после реплик ребенка
  • Воздержание от преждевременных оценок и советов
  • Создание комфортной, спокойной атмосферы для беседы
  • Визуальный контакт на уровне глаз ребенка
  1. Индикаторы готовности к диалогу:
  • Направление взгляда (расфокусированный взгляд указывает на внутреннюю работу)
  • Поза и жестикуляция (закрытые позы сигнализируют о незавершенности процесса осмысления)
  • Вербальная активность (паузы в речи требуют терпеливого ожидания)

Важно понимать, что такая форма общения позволяет ребенку:

  • Самостоятельно осознать свои эмоции
  • Почувствовать себя услышанным и понятым
  • Развить навыки рефлексии
  • Научиться выражать свои переживания словами

Практика показывает, что данный подход значительно эффективнее директивных методов разрешения конфликтов, так как помогает детям развивать эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, необходимые для самостоятельного урегулирования спорных ситуаций в будущем.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения. Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Для гармоничного развития детей в группе необходимо сознательно выстраивать доброжелательные отношения и комфортную психологическую среду. Основа такой работы – авторитет педагога, который проявляет уважение к каждому ребенку, ценит его уникальность и поддерживает положительные качества.

Ключевые принципы построения здорового коллектива:

  1. Позитивный пример воспитателя – искренний интерес к личности каждого ребенка, признание его индивидуальности.
  2. Коррекция поведения через взаимодействие – замена прямых указаний на совместную деятельность (игры, творческие задания), которая мягко направляет детей.
  3. Профилактика конфликтов – создание ситуаций сотрудничества, где дети учатся договариваться и помогать друг другу.

Такой подход помогает естественным образом формировать у детей взаимное уважение, доверие и желание поддерживать добрую атмосферу в группе.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

Педагог предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Коврик мира», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Мирные стулья», и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Игра «Найти пару сапог»

Оборудование: сапожки из фетра, лента, веревка,

Установление правил игры: Педагоги (дети) разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки.

Предлагается им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, найти пары сапог левый и правый, чтобы получилась пара их нужно связать ниточкой. (Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детский конфликт, прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие– это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В процессе воспитания дошкольников взрослые регулярно сталкиваются с детскими разногласиями. Специалисты отмечают возрастную динамику причин конфликтов: у младших дошкольников споры чаще всего возникают из-за игрушек, в средней группе - по поводу распределения ролей, а у старших детей - относительно правил игры. Эти закономерности отражают естественный ход психического развития детей.

Психологи выделяют два основных типа детских конфликтов:

Внешние (ситуативные) конфликты:

  • Возникают в процессе совместной деятельности
  • Связаны с конкретными действиями, а не с личными отношениями
  • Имеют временный характер
  • Часто разрешаются детьми самостоятельно
  • Выполняют развивающую функцию, помогая приобретать навыки разрешения спорных ситуаций

Внутренние (психологические) конфликты:

  • Протекают скрыто от окружающих
  • Возникают из-за несоответствия между желаниями ребенка и реальными возможностями
  • Требуют обязательного участия взрослых для разрешения
  • Могут негативно влиять на:
  • Эмоциональное состояние ребенка
  • Формирование здоровых взаимоотношений
  • Социальную адаптацию
  • Личностное развитие

Особую сложность представляет развитие эмпатии у дошкольников. Дети этого возраста:

  • Еще не полностью осознают собственные переживания
  • С трудом понимают эмоциональное состояние сверстников
  • Ориентируются преимущественно на внешние проявления поведения
  • Не всегда способны учитывать интересы и желания других детей

Эти возрастные особенности объясняют важность целенаправленного формирования у дошкольников:

  • Навыков мирного разрешения конфликтов
  • Способности к сотрудничеству
  • Умения учитывать интересы других
  • Эмоционального интеллекта

Роль взрослых в этом процессе чрезвычайно важна - они помогают детям научиться конструктивному общению, пониманию своих и чужих эмоций, нахождению компромиссов в спорных ситуациях.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский назвали:

  1. «Разрушение игры» — разногласия из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой атмосферы, воображаемой игровой ситуации.
  2. «По поводу выбора общей темы игры» — обсуждение вопроса, в какую игру будут играть.
  3. «По поводу состава участников игры» — споры детей о том, кто именно будет играть в данную игру.
  4. «Из-за ролей» — конфликты возникают из-за разногласий, кто будет выполнять наиболее привлекательную либо неинтересную роль.
  5. «Из-за игрушек» — сюда входили споры из-за обладания игрушками.
  6. «По поводу сюжета игры» — дети не могут договориться, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, роли и их взаимодействия.
  7. «По поводу правильности игровых действий» — дети конфликтуют, если в игре кто-то из участников действует не по правилам.

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними. Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят, обдумывать выход из создавшейся ситуации.

Для разрешения конфликтных ситуаций существует деструктивный и конструктивный способы. В первом варианте отношение ребенка выражается позицией: «Силой заставлю их играть», «Пожалуюсь взрослому, и она заставит всех играть», «Заберу игрушки и буду играть один». Во втором случае малыш решает вопрос разрешения конфликта путем позитивного отношения к ссоре: «Вместе с ребятами решим, как будем играть», «Поделюсь игрушками».

В процессе урегулирования детских споров особенно эффективной оказывается техника активного восприятия. Этот подход предполагает не просто физическое присутствие взрослого, а подлинное понимание и принятие чувств ребенка. Суть метода заключается в том, чтобы дать малышу ощущение, что его переживания услышаны, а эмоции признаны значимыми.

Ключевые принципы эффективного слушания:

  1. Обратная связь и эмпатия:
  • Взрослый отражает услышанное, перефразируя слова ребенка
  • Акцентируется внимание на эмоциональной составляющей
  • Поддерживается нейтральная, беспристрастная позиция
  • Используются уточняющие вопросы для лучшего понимания ситуации
  1. Технические аспекты:
  • Обязательные паузы после реплик ребенка
  • Воздержание от преждевременных оценок и советов
  • Создание комфортной, спокойной атмосферы для беседы
  • Визуальный контакт на уровне глаз ребенка
  1. Индикаторы готовности к диалогу:
  • Направление взгляда (расфокусированный взгляд указывает на внутреннюю работу)
  • Поза и жестикуляция (закрытые позы сигнализируют о незавершенности процесса осмысления)
  • Вербальная активность (паузы в речи требуют терпеливого ожидания)

Важно понимать, что такая форма общения позволяет ребенку:

  • Самостоятельно осознать свои эмоции
  • Почувствовать себя услышанным и понятым
  • Развить навыки рефлексии
  • Научиться выражать свои переживания словами

Практика показывает, что данный подход значительно эффективнее директивных методов разрешения конфликтов, так как помогает детям развивать эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки, необходимые для самостоятельного урегулирования спорных ситуаций в будущем.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения. Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Для гармоничного развития детей в группе необходимо сознательно выстраивать доброжелательные отношения и комфортную психологическую среду. Основа такой работы – авторитет педагога, который проявляет уважение к каждому ребенку, ценит его уникальность и поддерживает положительные качества.

Ключевые принципы построения здорового коллектива:

  1. Позитивный пример воспитателя – искренний интерес к личности каждого ребенка, признание его индивидуальности.
  2. Коррекция поведения через взаимодействие – замена прямых указаний на совместную деятельность (игры, творческие задания), которая мягко направляет детей.
  3. Профилактика конфликтов – создание ситуаций сотрудничества, где дети учатся договариваться и помогать друг другу.

Такой подход помогает естественным образом формировать у детей взаимное уважение, доверие и желание поддерживать добрую атмосферу в группе.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

Педагог предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Коврик мира», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Мирные стулья», и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Игра «Найти пару сапог»

Оборудование: сапожки из фетра, лента, веревка,

Установление правил игры: Педагоги (дети) разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки.

Предлагается им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, найти пары сапог левый и правый, чтобы получилась пара их нужно связать ниточкой. (Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Разрешение конфликтов у дошкольников"

как правильно разрешить детские конфликты и привести к сплоченности коллектива...

Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

   Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых пр...

Консультация для педагогов "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе с учетом специфики воспитанников"

Цель:•Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанни...

Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"

Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению  и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодейств...

Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников».

Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Данная консультация поможет педагогам выявить предпосылк...