Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"
консультация на тему

Дмитриева Ксения Владимировна
     Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье представляет собой источник многих конфликтов. Конфликт может охватить разные сферы детских отношений.
  Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт от лат. Conflectus - (ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а старшего возраста из-за правил игры. Таким образом, причин возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.
Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков. Каждый конфликт - опасен он или нет - протекает по-своему, есть и налицо грубые проявления агрессии.
Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости (исключение конфликты с проявлением физической агрессии)  не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка, т. е. семья. Если дома ребёнок безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, если каждое его желание сразу же беспрекословно выполняется любящими родственниками, он ждёт такого же отношения к себе со стороны других детей и, конечно же не получает его. Тогда ребёнок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты. 
Нравоучения о справедливости, угрозы, внушения чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желания другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого. Главная задача взрослых - помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации.
В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач. Для такой эмоционально стабильной обстановки необходимы: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность и доброжелательность. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку для обучения, воспитания и взаимопонимания.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада...

Консультация для родителей "Разрешение конфликтов у дошкольников"

как правильно разрешить детские конфликты и привести к сплоченности коллектива...

«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми...

Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"

В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....

Консультация для родителей «МИРИЛКИ» КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ

Цели:- активизировать речь детей с помощью коротких стихотворных произведений;- воспитывать отзывчивость, доброту и доброжелательное отношение друг к другу;- развивать эмоциональную отзывчивость, учит...