Подводим первые итоги. Материал для родителей по первым итогам адаптации и социализации дошкольников 3-4 лет
статья по психологии (младшая группа)
В статье даются рекомендации родителям и подводятся первые итоги по адаптации и социализации детей 3-4 лет при посещении ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подводим первые итоги.
Материал для родителей по первым итогам
адаптации и социализации дошкольников 3-4 лет
Уважаемые родители, в данной статье вы найдете материал для понимания вашего ребенка и поймете, как прошли его первые шаги в освоении пространства нашего детского сада №3.
Наша группа «Звездочки» принимала малышей с июня этого года, поэтому за данный период можно сделать первые выводы.
В группе была организована развивающая предметно- пространственная среда, которая способствовала безболезненному привыканию детей к условиям детского сада: разнообразные яркие игры и пособия (кубики, мозаика, конструкторы и т.д.); любимые игрушки; музыкальные игрушки, музыкальное сопровождение игровой деятельности, сюжетно образные, театрализованные игрушки.
С детьми проводились игры на знакомство, пальчиковая гимнастика, минутки-тишины с постепенным погружением в состояние покоя и отдыха с вовлечением всех детей группы.
Кроме того все режимные моменты сопровождались потешками, музыкальными играми, что позволяло в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени уделялось чтению художественной литературы: сказки, потешки, стихи.
Сейчас с уверенностью можно сказать, дети уже чувствуют себя более спокойно, пропал страх перед неизвестностью. Многие легко идут на контакт друг с другом, взрослыми, все дети кушают самостоятельно, знакомы со своим местом за столом, некоторые уже хорошо спят, легко расстаются с родителями, реагируют на просьбы воспитателя убрать игрушки или выполнить просьбу. В процессе знакомства с предметами и игрушками в группе, ребята начинают слышать и узнавать название форм предметов, их цвет, сенсомоторную принадлежность, одновременно воспринимая их (на ощупь и т.д.).
С удовольствием дети реагируют на музыкальные игры (повторяя движение рук, выражение лица за взрослыми – воспитателем и педагогом-психологом).
Дети усваивают имена сверстников, реагируют на имена взрослых, с которыми общаются повседневно, приобретают навыки опрятности, аккуратности (умываются, моют руки, ноги после прогулки), осваивают обязательные правила поведения в группе, учатся играть, делиться игрушками и разрешать свои первые конфликты.
По степени адаптации психологи делят ее на:
-легкую
-среднюю
-тяжелую
В нашей группе за это время в основном наблюдаются легкая и средняя степень социализации малышей. Не исключение на данный момент составляют проявления и тяжелого протекания адаптационного периода. Что является естественным фактором на данный период.
Но в целом, дети в большинстве, в хорошем настроении приходят и в течении дня относительно спокойно находятся в условиях детского сада. Поэтому можно констатировать факты об успешной адаптации большинства детей нашей группы «Звездочки» в этом году.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное - все это говорит о показателях успешности к новым условиям и правилам. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе проходит успешно. Есть дети, которые тяжело расстаются с родителями с утра или тяжело просыпаются рано. На это стоит уделить внимание при соблюдении режимных моментов дома.
В дальнейшем мы планируем: сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе и поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Иногда малыши проявляют различные особенности поведения и эмоционального состояния. На, что стоит обратить внимание.
Для того чтобы облегчить и родителям и детям адаптационный период в детском саду, психологи разработали характерные особенности поведения в этот сложный период.
Эмоциональный портрет ребенка выглядит так:
1. Негативные эмоции — у ребенка развивается депрессия, он подавлен, угнетен, плохо ест и пьет, не хочет разговаривать, не отвечает на вопросы. На смену депрессии приходит возбудимость — ребенок может устраивать истерики, падать на пол требуя игрушки, может начать обижать других детей, после в рыданиях требовать маму и снова впадать в оцепенение. Такие отрицательные эмоции могут возникать по нескольку раз за день. Обычно свои переживания выливаются у малыша в плаче, в хныканье и рыданиях. Среди детсадовской терминологии можно встретить так называемый «плач за компанию», когда дети поддерживают новеньких и подпевают в плаче хором. С помощью хныканья малыша пытается протестовать против того, что родители его оставляют в саду, а сами уходят на работу.
2. Страх — еще один спутник адаптационного периода в детском саду. Даже самые общительные и приспособленные к новизне малыши испытывают страх оказавшись в новой обстановке среди новых людей. Самым страшным для малыша оказывается факт того, что мама его предала и бросила. Чтобы преодолеть детский страх, старайтесь на первых порах раньше забирать ребенка и рассказывайте ему о своей любви. Вскоре на смену страху придет уверенность, и спокойствие что мама его заберет в любом случае.
3. Гнев — причина страхов ребенка, может вырваться наружу, и маленький ребенок превращается в агрессора, манипулятора и даже может начать драться. Малыш чувствует себя беспомощным и беззащитным в новой обстановке детского сада и потому всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытается защитить себя и выразить свое «я».
4. Позитивизм — обратная сторона негативных эмоций и главный их гаситель. Чем раньше у ребенка появиться положительные эмоции на все новое, что с ним происходит, тем легче пройдет адаптация.
5.Социальные контакты — легче всего адаптация проходит у коммуникабельных малышей, которые легко идут на контакты с другими людьми и любят общение другими детьми. Но не расстраивайтесь, если ребенок замнут, держаться особняком и «неприступный как скала», через время наступит так называемый период «компромиссного контакта» — это когда ребенок начинает сначала общаться только с взрослыми. Негативные проявления адаптации будут исчезать по мере того, как ваш ребенок научиться ладить не только с взрослыми, но и с детьми из группы.
6. Познавательная деятельность — идет наравне с позитивными эмоциями. Познавательная деятельность трехлеток ассоциируется с игрой, но на фоне изменений ваш маленький активный почемучка может стать ленивым и потерять интерес к игрушкам и играм в целом, но это временный процесс. Как только малыш привыкнет к новым условиям, его познавательные центы снова активируются и стресс улетучиться.
7. Социальные навыки — под влиянием переживаний малыш может на время забыть то, что он умел до того, как пошел в сад (одеваться, раздеваться, ходить в туалет самостоятельно). Но после того как ребенок более-менее адаптируется в новой среде в саду он опять вернется к усвоенным навыкам и к тому же легко будет запоминать новые.
8. Развитие речи — от стресса у некоторых детей может наблюдаться регресс речевых навыков. Ребенок почти не общается с вами, отвечает однозначно, говорит младенческими словами. Это итог тяжелой адаптации в детском саду. Во время легкой адаптации речь ребенка не сильно меняется. Но в любом случае, во время привыкания ребенка к новым условиям в саду словарный запас менее активно пополняется.
9. Сон — в самом начале ребенка очень сложно уговорить поспать. Как правило, ребенок отказывается спокойно засыпать и плачет, встает в кровати, капризничает, зовет маму. Постепенно ребенок начинает привыкать к новому укладу и начинает засыпать в саду, но сон его может быть тревожным, малыш может просыпать и засыпать по нескольку раз во время дневного сна. Не переживайте, как только ребенок окончательно адаптируется в новом окружении его сон станет спокойным и беспрерывным.
10. Аппетит — аппетит ребенка зависит от степени тяжести его адаптации в детском саду. В самых тяжелых случаях привыкания ребенок может либо объявить голодовку и практически ничего не есть, либо наоборот показать «волчий аппетит» и есть много. Постепенно аппетит ребенка должен прийти в норму что и будет явным показателем того насколько хорошо ребенок освоился в садике. Не переживайте если на фоне стресса ваш ребенок похудеет, как только он привыкнет к новой среде и его аппетит вернется на круги своя, ребенок снова начнет поправляться.
Отдавая своего ребенка в садик, особое внимание уделите его здоровью. Малыш, который часто болеет, может быть капризным, легко утомляется в новом окружении. Таким детям очень сложно расставаться с родителями, адаптироваться к новым условиям.
Особый подход требуется и к детям со слабой нервной системой. Адаптация ребенка в детском саду с неустойчивой психикой должна происходить постепенно с участием родителей, которым следует очень часто хвалить и подбадривать малышей, когда те усваивают новую информацию. Дети с ослабленной нервной системой хуже всего переносят новые изменения. Они могут не плакать, а просто отказываться от еды, замыкаться в себе — эти признаки должны тоже вызывать тревогу. Для менее болезненной адаптации следуют как можно чаще хвалить малыша, подбадривать его действия.
Привычки могут сильно влиять на поведение малыша в период адаптации ребенка в детском саду. Если дома его кормит с ложки только мама, то в садике малыш просто откажется от еды, и будет ждать, пока его накормят. Ваш крошка может зайтись в плаче по любому поводу — не знает, как мыть руки, какие игрушки брать, как самостоятельно засыпать. Поэтому, для того чтобы не травмировать психику ребенка на стадии адаптации, следуют учитывать и уважать его привычки и постепенно формировать новые.
Если в семье царят конфликты и непонимание между родителями, то это может сказать негативно и на малыша и во время адаптации в детском саду он будет нерешительным, или чересчур активным, потому что дети очень быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое. Поэтому создайте дома комфортную и дружелюбную атмосферу и старайтесь поддерживать ее, так, как малыш чувствует ее интуитивно.
А здоровая семья, дает шанс на легкую и успешную адаптацию в дальнейшем.
Родителям рекомендуется поддерживать отношения с воспитателями и педагогом-психологом, другими родителями, интересоваться, с кем играет и дружит их ребенок, приветствовать и поощрять дружбу. Также важно участвовать в жизни малыша, радоваться его успехам и творчеству. Иногда, если вы чувствуете, что малышу нужен отдых, за неделю устройте один выходной среди недели и проведете его с пользой. Пока стоит прекрасная погода прогулки на свежем воздухе и игры с песком и водой помогут малышу восстановить эмоциональное равновесие.
Так же стоит уделять больше внимания ребенку дома, подчеркивать, каким большим и умелым стал малыш, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится в детском саду. Интересуйте, как он провел свой день, какие рисунки или поделки сделал, формируя позитивное отношения его пребывания в новых условиях детского сада.
Удачи вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Семья и ее роль в социализации дошкольников.
Материал будет полезен для педагогов при подготовке к род.собраниям или консультациям по теме социализация дошкольников....
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...

Сюжетно-ролевые игры, как способ адаптации и социализации дошкольников
В помощь воспитателям ДОУ. Как использовать игры в разных возрастных группах , для быстрой адаптации и социализации дошкольников.Сюжетно-ролевые игры по возрастам с описанием и атрибутами ...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками»
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой» в практике работы с дошкольниками&raq...

Первый раз в первый класс ( материал для родителей первоклассников и воспитанников подготовительных групп)
В презентации кратко представлены личностные, психосоциальные и психофизиологические факторы, на которые необходимо обратить внимание родителям для успешного обучения ребенка в школе...
Представление опыта работы «Использование бросового материала в разных видах детской деятельности для позитивной социализации дошкольников»
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Бросовый мат...
