Шпаргалка для родителей по формированию предпосылок универсальных учебных действий
консультация по психологии (подготовительная группа)

Ежова Надежда Александровна 0

Все виды универсальных учебных действий связаны друг с другом и на практике мы можем увидеть их взаимодополняемость/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_dlya_roditeley_shpargalka_dlya_roditeley.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

по формированию

предпосылок универсальных учебных действий

Преемственность дошкольного и начального образования - Дошкольный центр  развития ребенка г. Жодино

Все виды универсальных учебных действий связаны друг с другом и на практике мы можем увидеть их взаимодополняемость. К сожалению, нет единого универсального пособия для родителей по организации учебной деятельности, но мы попытались систематизировать рекомендации таким образом, чтобы было доступно и понятно для практичного использования в домашних условиях.

Все рекомендации строятся на ценности организации семейного досуга, корректного взаимодействия с детьми. Поэтому одним из ключевых условий является совместная игровая деятельность детей и родителей. Игры – самый важный и нужный для данного возраста способ взаимодействия и усвоения необходимых навыков, именно в игре формируются все учебные универсальные действия. Игра – эмоционально значима для ребенка. Рассмотрим игры с точки зрения создания условий для формирования универсальных учебных действий.

1. Настольные и настольно-печатные. Это любые игры, печатающиеся и издающиеся для совместной деятельности: игры-бродилки, ребусы, карточные игры, лото, экономические игры. Данные игры развивают все группы универсальных учебных действий: умение соблюдать правила и образец, спокойно относиться к выигрышу/проигрышу, внимание, логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, причинно-следственные связи, память, быстроту реакции и наблюдательность, знакомят со знаково-символическими системами, договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, предвидеть разные возможные мнения других людей,  ориентироваться на позицию партнёра.

2. Игры-упражнения. Эти игры представляют собой развивающие задания в игровой форме. Большое количество таких игр публикуется в детских журналах и пособиях по развитию способностей: найди отличия, реши ребус, пройди лабиринт, найди слово, логические загадки и т.д. эти игры позволяют развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, координацию, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Сюда же будут относиться игры, направленные на отработку навыков движения – кинезиологические игры, глазодвигательные игры. Это использование различных упражнений на внимание, выполнение набора письменных игр и отработки навыков или тех функций, которые недостаточно сформированы.

3. Игры-рассуждения, где с помощью обсуждения или специально поставленных вопросов формируется правильное представление или выявление черт, качеств, действий необходимых для самосознания. В то же время, поскольку это речевые игры, они активно формируют умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет, умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, владение планирующей и регулирующей функцией речи. «Цветик-семицветик», «Волшебная палочка».

4. Игры-коммуникации. Это игры, направленные на сотрудничество и развитие речевого действия. «Близнецы», «Жмурки», «Волшебное слово», «Запрещённое движение», «Скажи молча», «ДА и НЕТ не говорите, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не берите», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Будь внимателен», «Несмеяна» и др. Они формируют умения строить понятные для партнера высказываниязадавать вопросы, согласовывать усилия по достижению общей цели, договариваться, находить общее решение, убеждать, брать на себя инициативу в организации совместного действия.

5.Спортивные игры. Спортивные игры разнообразны по содержанию и воздействию не только на организм, но и на психологическое развитие ребенка. Как физическое упражнение они обладают рядом особенностей. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры заставляет участников немедленно реагировать на действия противников и партнеров, совершая нужные, чаще новые движения. Благодаря этому спортивные игры больше, чем другие физические упражнения, в которых последовательность движений заранее определена или они в основном повторяются, развивают такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. Необходимость соблюдать установленные правила, воспитывает у играющих дисциплинированность; игра в команде воспитывает также уменье действовать в коллективе, чувство взаимной выручки.

6. Народные игры. Это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. 

7. Интеллектуальные игры. Это в первую очередь командные игры, направленные на познавательную активность. «Что? Где? Когда?», викторины, «конкурс знатоков», игры по станциям и др. Командные интеллектуальные игры формируют не только познавательные способности, но и умение планировать свою деятельность и деятельность группы, задавать вопросы, согласовывать усилия по достижению общей цели, договариваться, находить общее решение, убеждать, брать на себя инициативу в организации совместного действия.

8. Визуализации позволяют с помощью наглядного, образного представления отслеживать результаты своей деятельности.  Составление портфолио, карты желаний, лестницы успеха, карты успеха, тетради успеха и т.д. позволяют создавать мотивацию, формировать осознание своей деятельности, понимание причин успешности/неуспешности деятельности, ставить цели и планировать свою деятельность, прогнозировать развитие событий, отслеживать успешность продвижения к цели и корректировать свою деятельность.

Таким образом, организация совместной деятельности родителей и детей в семье, совместное чтение книг, просмотр фильмов, альбомов с фотографиями, с их последующим обсуждением, совместное игровое времяпрепровождение создают не только атмосферу взаимопонимания, но и условия для формирования предпосылок всех групп универсальных учебных действий, так необходимых для успешного школьного обучения.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие  / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Рябова Ю. А. Родительская школа: формирование универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 56–60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Му...

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Шпаргалка для родителей по формированию универсальных учебных действий у детей

Что такое УУД? Какие предпосылки входят в УУД. Рекомендации для родителей как развивать УУД с помощью игр и упражнений....