Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Савченко Светлана Геннадьевна

 Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает меня к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. В настоящее время приоритетным направлением становится формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в рамках выполнения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с данными требованиями предлагаю свой вариант планирования логопедического занятия в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_s._vstrecha_s_yozhikom_sonikom.doc801.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад компенсирующего вида № 85

Конспект индивидуального логопедического занятия

в средней группе для детей с ОНР

(в контексте формирования универсальных учебных действий)

Тема «Звук [с]. Встреча с ёжиком Соником»

подготовила

учитель-логопед

Савченко Светлана Геннадьевна

г. Хабаровск

2011г.

Конспект индивидуального логопедического занятия

(в контексте формирования универсальных учебных действий)

Тема: «Звук [с]. Встреча с ёжиком Соником»

Этап: автоматизации звука [с] в словах.

Цели: 

Речевые: уточнить и расширить словарный запас, закрепить употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа.

Обучающие: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, выработать навык правильной артикуляции звука [с]  в словах.

Коррекционные:  развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую моторику, силу и направленность воздушной струи, силу и высоту голоса, внимание, зрительную и речеслуховую память, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, исполнительность, контроль за собственной речью.

Ресурсы: мягкая игрушка ёжик, картинки-символы для плана занятия,  плоскостные персонажи «волшебных полянок», мини-коврограф, дыхательный тренажёр «осенние листья», массажные кольца су-джок, плоскостной домик с чудо-окнами, массажные мячики большой и маленький, коробочка с предметами.

Речевой материал: сущ. в Р.п. ед.ч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Личностные УУД, 1 УУ)

Логопед. Сегодня к тебе на занятие пришёл ёжик Соник (обращается внимание на улыбку, доброжелательность).

Поздоровайся с ним, улыбнись ему.

Ребёнок здоровается с ежиком.

Расскажи Сонику наше «правило речи».

Ребенок:

«Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было все понятно!»

  1. Целеполагание  и  мотивация.

(коммуникативные, регулятивные УУД, 1 УУ, 2 УУ).

Логопед. 

- Какой знакомый звук слышится в имени нашего героя.  (Ссссссссссоник). Ежик Соник вместе с тобой будет учиться произносить звук [с]  в словах. Для этого будем выполнять упражнения для правильного дыхания, упражнения для губ и языка, голосовые упражнения. (На мини-коврографе выставляется план занятия в виде картинок-символов).

C:\Documents and Settings\Света\Мои документы\Савченко С.Г\Аттестация 2011 - 2012\видеозанятие\картинки для видеозанятия\wind.jpgImage162    Image1149   Image1005

  1. Актуализация знаний. Уточнение  артикуляции  и характеристики звука.

(познавательные, общеучебные, регулятивные УУД, 1УУ, 2УУ)

Логопед. Вспомним, какую форму принимают губы при произнесении звука [с],  а язык какую форму принимает?

Произнесём звук  вместе с Соником.

Ребёнок произносит звук [с].

Характеристика звука.

(коммуникативные, познавательные УУД, 2 УУ)

Логопед. Расскажи Сонику, какой ветерок дует, когда ты произносишь  звук [с].

Ребёнок. Дует холодный ветерок, губки расслаблены и улыбаются, язычок прижимается к нижним передним зубкам.

  1. Дыхательная гимнастика.

(регулятивные УУД, 1-2 УУ)

Логопед. Когда ежик  шёл к тебе в гости по улице, на колючках у него были осенние листочки.

Показ осенних листьев.

Логопед.  А на улице в это время дул сильный ветер.

Ветер сорвал с колючек Соника листочки, и они полетели. Ежик  поймал несколько листочков.

- Покажем как дул  ветер.

Ребёнок сдувает один бумажный листочек.

- А теперь покажи, как дует сильный ветер.

Ребёнок сдувает несколько бумажных листочков.

Что ты сейчас выполнял?  Отвечая, следи за своей речью.

  1.  Актуализация знаний. Артикуляционная гимнастика.

(регулятивные УУД, 2 УУ)

Логопед. Ёжик Соник  пришёл в гости не с пустыми руками. Посмотри, что он принёс: фотографии героев волшебных полянок.

Покажем, какая улыбчивая подружка у Соника  - Лягушечка.

Выполняется упражнение  « Лягушечка».

Логопед. Посмотри, какие аппетитные блины.

Выполняется упражнение « Лопаточка (Блинчик)».

Логопед. Покажем язычком красивую сердитую киску.

 Выполняется упражнение «Горка (Киска сердится)».

Логопед. Посмотри,  какие  у Соника около домика качели.

 Выполняется упражнение « Качели».

Логопед. А теперь почистим вместе с ёжиком нижние зубки.

 Выполняется упражнение « Чистим нижние зубки».

  1. Развитие фонематического слуха.

(регулятивные, познавательные УУД, 2 УУ)

Дидактическая игра «Подними или спрячь».

Логопед.  Ёжик  хочет с тобой поиграть в игру «Подними или спрячь».

Я сейчас буду произносить слова, а ты внимательно их слушай. Если в слове услышишь любимый звук Соника, то поднимай его волшебную шишку над головой, а если в слове не услышишь звук [с], то прячь  шишку под стол.

 Слова:  собака,  сом, кошка, магазин, сумка, самокат, торт, сыр.

Актуализация знаний. Слоговая зарядка.

СА-СА-СА

СУ-СУ-СУ

СЫ-СЫ-СЫ

  1. Упражнение в образовании форм родительного падежа. Закрепление направленности и силы воздушной струи.

(познавательные, общеучебные, регулятивные УУД, 1-2 УУ).

 На столе стоит домик Соника, в котором за волшебными шторками предметные картинки со звуком [с].

Логопед. Посмотри, какой интересный домик у Соника. Посмотрим, что там за шторками. Чтобы открыть шторку, нужно подуть на нее, не надувая щёк, запомнить картинку и назвать её правильно. 

Ребёнок.

Логопед. Наш Соник большой шутник. Он очень любит прятать разные вещи и играть в игру «Чего не стало?»

Сейчас я буду открывать окошки в домике, а ты запоминай картинки. Шторки закроются, а ты назовёшь чего не стало.

  1. Развитие тонкой моторики.

Логопед. Ёжик Соник рассказал мне, что когда он был совсем маленький мама-ежиха  пела ему такую песенку.

  • Гладила мама-ежиха ежат:
  • «Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж пальчиков с помощью колец су-джок.

Логопед. Посмотри как ласково мама ежиха гладила своего ежонка Соника. Давай вместе с тобой помассируем пальчики «колечками-ёжиками».

Ребёнок совместно с логопедом прокатывает кольцо по каждому пальчику к основанию ладони, проговаривая стишок. 

  1. Развитие силы голоса.

(познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные УУД, 1-2 УУ)

Дидактическая игра « Тихо - громко».

Логопед. - Посмотри, что у меня есть, да это же волшебные колючки Соника и красивая коробочка! Одна колючка большая, а другая маленькая.

Демонстрация двух массажных мячиков.

Логопед.  - Их тебе передаёт мама ежиха в подарок.  Она благодарна тебе за то, что ты подружился с Соником.

Логопед. Поиграем с волшебными колючками.

- Я сейчас буду доставать предметы из коробочки, называть слова со звуком [с] и показывать колючки. Если я произнесу слово и покажу большую колючку, то ты повторишь слово громко, а если я произнесу слово и покажу маленькую колючку, то ты повторишь слово тихим голосом.

- Будь внимателен, следи за своим произношением.

Слова: сок, сани, сабля, сушка, сахар, самолёт, собака.

  1. Рефлексия занятия.

(регулятивные, личностные УУД, 2-3 УУ).

Логопед. Нашему ежику Сонику пора возвращаться домой. Ему очень понравилось у тебя в гостях.

Вспомни, что сегодня было за занятии? (Выставляется опорный план занятия).

- Какой звук ты учился правильно произносить в словах?

- Какие слова со звуком [с] ты запомнил?

- Тебе понравилось наше занятие?  

- Скажи, что тебе запомнилось больше всего?

- Как ты думаешь, что у тебя получилось хорошо, а что не очень хорошо?

- Какой звук ты учился красиво произносить на занятии?

Ребёнок. Звук [с].

Список использованной литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет.М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня «Автоматизация и дифференциация звуков [с], [ш]»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в...

Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР по теме "Домашние птицы"

Занятие построено с использованием современных образовательных технологий ( мультимедийная презентация, дыхательная гимнастика, гидрогимнастика, пальчиковая гимнастика, опытная деятельность)....

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"Цель: Создание условий для формирования фонематических пре...

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе...