Тема: "Сказка о Застенчивом Зайчонке" (Для решения проблемы застенчивости и некоммуникабельности)
учебно-методическое пособие по психологии (средняя группа)
Цель: Развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе у застенчивых детей посредством сказкотерапии.
Задачи:
1. Образовательные:
· Познакомить детей с понятием "застенчивость".
· Обогащать словарный запас детей словами, обозначающими эмоции (радость, грусть, страх, уверенность).
2. Развивающие:
· Развивать умение выражать свои чувства и эмоции.
· Развивать коммуникативные навыки (умение слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы).
· Развивать эмпатию (способность сопереживать).
3. Воспитательные:
· Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
· Поощрять инициативу и самостоятельность в общении.
· Помочь детям преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.
Оборудование:
· Иллюстрации к сказке (Зайчонок, Белочка, Медвежонок, Волк).
· Маски животных (или элементы костюмов).
· Музыкальное сопровождение (мелодичная, спокойная музыка).
· Мягкая игрушка (Зайчонок).
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 минуты):
1) Приветствие: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в сказочную страну!"
2) Эмоциональный настрой: "Посмотрите, к нам сегодня пришел зайчик! Но он почему-то грустный. Как вы думаете, почему?" (Дети высказывают свои предположения).
3) Игра "Комплименты" (1-2 минуты):
Дети сидят в кругу. Воспитатель начинает игру, говоря комплимент зайчику ("Зайчик, у тебя красивые глаза!"). Каждый ребенок по очереди говорит комплимент зайке. Важно, чтобы каждый ребенок сказал комплимент.
2. Основная часть (12-17 минут):
1) Знакомство со сказкой (7-10 минут): «Ребята, а сейчас я вам прочитаю сказку о Застенчивом Зайчонке»
2) Чтение сказки:
Сказка о Застенчивом Зайчонке
Жил-был Зайчонок. Он был очень застенчивый и боялся играть с другими зверюшками. Когда Белочка звала его на горку, Зайчонок прятался за куст. Когда Медвежонок предлагал поиграть в мяч, Зайчонок убегал в свою норку. Он думал, что он недостаточно хороший для игр.
Однажды в лесу появился серый Волк. Все зверята испугались и спрятались. Зайчонок тоже очень боялся, но он увидел, что Белочка и Медвежонок не могут убежать, потому что запутались в кустах. Тогда Зайчонок пересилил свой страх и выскочил из-за дерева. Он быстро перегрыз ветки, и зверята освободились.
Волк, увидев, что зверята убежали, ушел в другую сторону. Белочка и Медвежонок благодарили Зайчонка за спасение. Они поняли, что Зайчонок не такой уж и трусливый, а смелый и добрый. С тех пор Зайчонок перестал бояться и стал играть с другими зверюшками. Он понял, что настоящие друзья всегда помогут и поддержат.
3) Беседа по сказке (5-7 минут):
· "Кто главный герой сказки?"
· "Каким был Зайчонок в начале сказки?" (застенчивый, робкий, боялся)
· "Почему Зайчонок боялся играть с другими зверюшками?" (предположения детей)
· "Что случилось, когда в лесу появился Волк?"
· "Как Зайчонок помог Белочке и Медвежонку?"
· "Каким стал Зайчонок в конце сказки?" (смелым, уверенным, дружил со всеми)
· "Как вы думаете, почему Зайчонок перестал бояться?" (нашел друзей, понял, что может помочь другим)
· «Если бы вы были персонажем из сказки, кем бы вы были зайчонок, белочкой, медвежонком или волком?»
3. Заключительная часть (7-9 минут):
1) Этюды (5-7 минут):
· "Зайчонок знакомится":
Зайчонок (один из детей) очень хочет поиграть с другими зверятами (остальные дети), но стесняется подойти. Ему нужно придумать, как познакомиться и предложить поиграть вместе.
Рекомендации:
ü Роль Зайчонка можно доверить самому застенчивому ребенку, но только если он сам этого хочет.
ü Можно использовать реквизит: цветочек, ягодку, которыми Зайчонок может угостить зверят.
ü Поощряйте любую инициативу и поддерживайте ребенка.
· "Зайчонок просит помощи":
У Зайчонка (один из детей) сломалась игрушка (можно использовать любую игрушку). Он не знает, как ее починить, и стесняется попросить помощи у других зверят. Ему нужно перебороть свою застенчивость и обратиться к кому-нибудь за помощью.
Рекомендации:
ü Обсудите с детьми, как можно вежливо попросить о помощи.
ü Покажите пример правильного обращения.
ü Важно подчеркнуть, что просить о помощи – это нормально, и нет ничего стыдного в том, что чего-то не знаешь или не умеешь.
· "Зайчонок защищает друга":
Кто-то из зверят (можно выбрать самого активного ребенка) обижает другого зверька (роль может исполнить кукла или мягкая игрушка). Зайчонок (один из детей) видит это и решает защитить обиженного.
Рекомендации:
ü Обсудите с детьми, что такое обида и как можно защитить обиженного.
ü Подчеркните, что важно говорить правду и не бояться отстаивать справедливость.
ü Помогите ребенку придумать, что он может сказать обидчику (например, "Нельзя обижать других, это нехорошо").
2) Рефлексия (2 минуты):
· "Ребята, вам понравилось наше занятие?"
· "Что нового вы сегодня узнали?"
· "Что вам больше всего понравилось?"
· "Мы сегодня помогли нашему Зайчонку стать более смелым. Как вы думаете, у нас получилось?"
3) Прощание: "Молодцы, ребята! Вы все очень старались! Теперь наш Зайчонок не будет бояться, и обязательно подружится со всеми вами! До свидания!"
Примечания:
· Во время занятия важно поддерживать детей, хвалить за активность и инициативу.
· Сказку можно адаптировать под конкретную ситуацию в группе.
· Игровые упражнения можно менять в зависимости от интересов и потребностей детей.
· После занятия можно предложить детям нарисовать Зайчонка или других героев сказки.
· Важно продолжать работу по развитию коммуникативных навыков и уверенности в себе у детей в повседневной жизни.
Важно! Если у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с коммуникацией или застенчивостью, рекомендуется обратиться к детскому психологу. Данное занятие носит ознакомительный и профилактический характер.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы.Что такое застенчивость?Проявления застенчивости.Причины застенчивости.Важность коррекции застенчивости в дошкольном возрасте....

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

"Проблемы застенчивости детей дошкольников, ее причины, проявления"
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Проблема застенчивых детей
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста....

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».
. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, чт...

Статья «Проблема застенчивости у детей старшего дошкольного возраста».
Статья «Проблема застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»....
"Проблемы застенчивости детей-дошкольников, ее причины, проявления"
Для педагогов ДОУ...