Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость».
материал (средняя группа) на тему

Ковлакова Жанна Николаевна

. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, что та или иная степень застенчивости свойственна 40% детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс на районном семинаре - практикуме для воспитателей дошкольных групп образовательных организаций по теме:

«Обобщение педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности воспитателя через создание электронного портфолио».

Занятие по эмоциональному развитию детей “История о драконе, который стеснялся” (в рамках темы самообразования «Коррекционные игры по преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста»).

                                                   

13.02.18г.

                                                     Провела Ковлакова Ж.Н.

Цель:

        Преодоление трудностей во взаимоотношении с окружающими у застенчивых детей дошкольного возраста.

Задачи игровой коррекции:

1.Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей;

2.Преодоление нарушений коммуникации в системах «ребенок — сверстники” «ребенок — взрослый»,

3.Расширение поведенческого «репертуара» застенчивых дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения.

4.Упражнять детей самостоятельно применять в играх коммуникативные навыки, расширять их социальные связи.

5. Помогать логично и понятно высказывать суждения: пополнять и активизировать словарь детей (стеснительный, грустный, жизнерадостны), совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе.  

                              Ход занятия с элементами тренинга.

Воспитатель начинает занятие с игры “Смена ритмов”. (1 минута)

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Воспитатель начинает хлопать в ладоши, чтобы привлечь внимание детей, при этом громко считая: раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. Группа подходит к месту, где спрятан дракон – игрушка. Педагог задает вопрос о том, какие эмоции испытали дети, когда увидели дракона или, если бы они увидели его в реальности (страх, испуг, удивление, радость) Наш дракон очень хочет поиграть с вами, но стесняется. Давайте мы поможем ему преодолеть это чувство и поиграем вместе с ним в игру “Эмоции”. (2минуты)

  Цель. Развивать умения общения в трудных для застенчивых детей ситуациях, умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий показывает мимикой какую-либо эмоцию, а игроки должны ее назвать и постараться воспроизвести. Показывать их надо утрировано, даже карикатурно.

Вариант:Затем педагог предлагает детям:

 а) нахмуриться как: осенняя туча, рассерженный человек;

  б) позлиться, как: злая волшебница, два барана на мосту, голодный волк, ребенок, у которого отняли мяч;

  в) испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда, котенок, на которого лает злая собака;

  г) улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, хитрая лиса, будто ты увидел чудо.

По окончании игры педагог предлагает развеселить дракона и поиграть в игру “Дракон кусает свой хвост”. (5 минут)

Цель. Пробуждает активность каждого ребенка, учит подчиняться определенным правилам. Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей. Снятию напряженности, невротического состояния, страхов.

Ход. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок. Необходимо следить за тем, что роль головы и хвоста выполняли все желающие.

А у меня есть еще одна игра “ Различная походка”( 1 минута) 

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Предложить стеснительному мальчику или девочке походить как маленький дракончик, как старый дракон.

Вариант: А теперь давайте нашему другу покажем, как можно изображать настроение: “Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу другу и обнимемся.  

Проводится упражнение “Рисуем настроение”. (10 минут)

А теперь я хочу подарить вам силуэт дракончика, и предлагаю нарисовать его настроение, какое вы захотите. Какой он будет у вас? (добрый, злой, стеснительный, веселый, грустный, задорный, поющий).

Следующая игра у нас будет называться "Клубочек"(10 минут)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Когда все участники соединились ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении., дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом

А теперь я хочу спросить у вас, если у вас страхи, проблемы? Хотели бы вы от них избавиться? 

Проводится игра "Воздушный шарик"(5 минут)

Цель: снять напряжение

Предлагаю вам надуть шарик, но с условием, что при каждом надувании воздуха вы будете думать о своем страхе или проблеме. Взрослые (гости) помогают "подержать” эти страхи, а на счет раз-два, три шарик отпускается в воздух, он сдулся, а значит ваши страхи и проблемы исчезли.

                               



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок.

Как преодолеть детскую застенчивость».

Провела: Ковлакова Ж.Н.

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивости на пятом году жизни;

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах преодоления или снижения уровня застенчивости у детей;

Форма проведения: групповой семинар-практикум на родительском собрании.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, мягкая игрушка, листы бумаги, фломастеры или карандаши.

1. Вступление

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, что та или иная степень застенчивости свойственна 40% детей дошкольного возраста.

2. Портрет застенчивого ребенка

Педагог дает портрет застенчивого ребенка (слайд 1):

  • Опущенная голова
  • Сутулые плечи
  • Взгляд в пол, в сторону, лишь бы не в глаза собеседнику
  • Ерзанье на стуле
  • Тихий голос
  • Затруднение при ответе на самые простые вопросы
  • Готов спрятаться хоть куда, лишь бы его не трогали.

Как проявляется застенчивость?

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Ребенок при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Он может стесняться подойти к группе сверстников, не решается включиться в их игру. Особенно неуверенно ребенок чувствует себя в новых видах деятельности, боится попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок хочет общаться с другими людьми, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Застенчивость возникает в раннем детстве и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку в свой адрес, так как постоянно ориентирован на оценку своих действий. Застенчивость не связана с уровнем его интеллектуального развития.

3. Упражнение «Самопрезентация»

Каждому родителю предлагается выйти перед всеми и рассказать о том, какой он удивительный человек, проще говоря, сделать рекламу себя. Педагог отслеживает поведение родителей, насколько они уверенно могут выступить перед аудиторией. Каждый родитель дает обратную связь о том, как он себя чувствовал перед другими людьми, сложно ли было рассказывать о себе или труднее придумать, что именно говорить. Это упражнение необходимо для того, чтобы родители смогли лучше понять своих застенчивых детей, поставить себя на их место, когда, например, ребенку нужно рассказывать стихотворение перед огромным количеством детей. Также становится видно, насколько уверенно и свободно чувствует себя каждый родитель, может ли он быть образцом для своего ребенка по навыкам общения. Родители снижают притязания к своему ребенку после такого упражнения. Во время выступления воспитатель говорит обычные подбадривающие слова тем родителям, которые стесняются. Родители рефлексируют, помогают ли такие слова или наоборот заставляют еще больше робеть.

4. Обсуждение «Причины застенчивости» (слайд 2)

Родителям предлагается подумать о том, что может приводить к возникновению застенчивости у ребенка. Обсуждаются мнения, и педагог подводит итог, что причинами застенчивости являются:

  • застенчивость одного из родителей;
  • отсутствие опыта социального общения у ребенка;
  • родительские установки, мешающие общению ребенка с другими людьми («Слава Богу, мой ребенок - не выскочка!», «Люблю тихих детей!»).

5. Информирование «Последствия застенчивости» (слайд 3)

  • Боязнь общения с новыми людьми.
  • Негативные переживания (беспокойство, ненужная тревога, депрессия).
  • Окружающим не видны достоинства застенчивого человека, так как он их тщательно скрывает.
  • Дружба с ровесниками способствует эмоциональному развитию ребенка, отсутствие таких отношений приносит вред эмоциональному здоровью ребенка.
  • Застенчивый ребенок послушен, более подвержен влиянию со стороны ровесников, в том числе и негативному.
  • Ребенку сложно попросить помощи у взрослого, задать вопрос.
  • Сложно выразить свои чувства, мысли в общении с другими людьми, выступить перед аудиторией.

6. Обсуждение «Способы преодоления детской застенчивости»

Родители по кругу, передавая игрушку, рассказывают о своих способах, которые они уже испробовали. Педагог их записывает.

7. Информирование «Как можно помочь застенчивому ребенку?»

(показываются слайды 4,5,6)

Ожидания нужно уравновесить с возможностями ребенка (часто ожидания либо завышены, либо занижены)

Завышенные ожидания –

«Мой ребенок должен быть лучше всех!»

  • Усваивая требования своих родителей, застенчивые дети предпочитают вообще не браться за дело, если не уверены, что смогут выполнить его на «5». Когда у ребенка не получается, он начинает верить в свою бестолковость.

Заниженные ожидания –

«Мой ребенок еще маленький, лучше я его сама одену, обую, в школу отведу». 

  • Позволяйте ребенку делать то, с чем он справится уже в состоянии и сам.

 «Мой малыш такой ранимый, хрупкий!». 

  • Не сдувайте с ребенка пылинки, а научите его независимости в том, что он уже может выполнять сам (одеваться, прибирать).

  • Ответственность за других - лучше всего позволять ребенку заботиться о младших (брат, сестра, домашних животных, чтобы он чувствовал себя сильнее.

 «Моего ребенка обидели, сейчас я им устрою!». 

  • Предоставьте ребенку самому возможность решать свои проблемы.

  • Повышение уверенности через успех – найдите занятие, в котором ребенок добился бы успеха (по желанию ребенка): танцы, музыка и т. д.

  • Подготовьте ребенка к возможной неудаче – «В следующий раз получится лучше, у меня тоже было такое в жизни…». Еще лучше показывать ребенку его прошлые рисунки, поделки, видеосъемки, где он был маленьким, чтобы он всегда выигрывал в сравнении с прошлым. Сравнивать ребенка только с самим собой, ни в коем случае не с другими детьми.

Методы развития общительности:

  • Игры и сказки, в которых ребенок представляет себя сильным;
  • Игры с детьми младшего возраста;
  • Коммуникативные игры.

8. Коммуникативные игры с родителями

Родителям предлагается поучаствовать в играх :

  • раскрепощающих: «У Маланьи, у старушки», «Тренируем эмоции»,

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные

эмоции и чувства.

 Предлагается потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая

лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку;

Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на

которого лает собака.

Игра “У Маланьи у старушки”.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей,

Вот с такими вот ушами,

Вот с такими бородами,

Вот с такими вот усами,

Вот с такими головами.

Они не пили, не ели,

На Маланью все смотрели

И все делали вот так….

  • снимающей страх публичных выступлений «Царевна-Несмеяна»,

Игра «Царевна Несмеяна».

Цель игры: формирование  доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Родители  делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду.  При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить , как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

  • в коммуникативной игре «Сороконожка».

Игра” Сороконожки”.

Выбирается один ведущий, он будет давать команды сороконожкам и оценивать лучшую, если команд несколько.

Игроки выстраиваются в колонну друг за другом, хватают друг друга за плечи или за пояс.

Далее ведущий включает веселую, задорную музыку и начинает давать сороконожке задания.

Задача игроков выполнять задачи быстро, качественно и при этом сохранять целостность сороконожки.

Ниже мы приведем примеры заданий, которые может выполнять сороконожка, но помните, что тут все ограничивается вашей фантазией, поэтому — экспериментируйте:

Сороконожке поднять все правые лапки!

Сороконожке поднять все левые лапки!

Сороконожке побегать по кругу!

Сороконожке попятиться назад!

Сороконожка двигается гусиным шагом!

Сороконожка передвигается прыжками!

Сороконожка садится и резко подпрыгивает вверх!

Сороконожка ловит свой хвост!

Сороконожка левой передней лапкой чешет правую заднюю лапку!

Сороконожка прыгает на правых ножках!

Если все эти задачи выполняются легко, можно усложнить игру: завязать всем участникам глаза и попробовать делать задания с закрытыми глазами.

Еще с завязанными глазами можно устроить сороконожке полосу препятствий. В этом случае глаза развязывают «голове» сороконожки, и она предупреждает «тело» и «хвост» обо всех опасностях, на которые наткнулась в пути.

9. Задание «Солнышко»

Каждому родителю выдается листок бумаги, он рисует солнышко, в центре пишет имя своего ребенка, а на лучиках то, что умеет делать ребенок. Чем больше напишет, тем лучше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость. ” Семинар-практикум для родителей

Слайд 2

Портрет застенчивого ребенка • Опущенная голова • Сутулые плечи • Взгляд в пол, в сторону, лишь бы не в глаза собеседнику • Ерзанье на стуле • Тихий голос • Затруднение при ответе на самые простые вопросы • Готов спрятаться хоть куда, лишь бы его не трогали.

Слайд 3

Причины застенчивости. • застенчивость одного из родителей; • отсутствие опыта социального общения у ребенка; • родительские установки, мешающие общению ребенка с другими людьми («Слава Богу, мой ребенок - не выскочка!», «Люблю тихих детей!»).

Слайд 4

Последствия застенчивости . • Боязнь общения с новыми людьми. • Негативные переживания (беспокойство, ненужная тревога, депрессия). • Окружающим не видны достоинства застенчивого человека, так как он их тщательно скрывает. • Дружба с ровесниками способствует эмоциональному развитию ребенка, отсутствие таких отношений приносит вред эмоциональному здоровью ребенка. • Застенчивый ребенок послушен, более подвержен влиянию со стороны ровесников, в том числе и негативному. • Ребенку сложно попросить помощи у взрослого, задать вопрос. • Сложно выразить свои чувства, мысли в общении с другими людьми, выступить перед аудиторией.

Слайд 5

Как можно помочь застенчивому ребенку ? Ожидания нужно уравновесить с возможностями ребенка (часто ожидания либо завышены, либо занижены) Завышенные ожидания «Мой ребенок должен быть лучше всех!» Усваивая требования своих родителей, застенчивые дети предпочитают вообще не браться за дело, если не уверены, что смогут выполнить его на «5». Когда у ребенка не получается, он начинает верить в свою бестолковость.

Слайд 6

Как можно помочь застенчивому ребенку? Заниженные ожидания « Мой ребенок еще маленький, лучше я его сама одену, обую, в школу отведу». -Позволяйте ребенку делать то, с чем он справится уже в состоянии и сам. «Мой малыш такой ранимый, хрупкий !». -Не сдувайте с ребенка пылинки, а научите его тому, что он уже может выполнять сам (одеваться, прибирать ), т.е. независимости и ответственности. -Ответственность за других - лучше всего позволять ребенку заботиться о младших (брат, сестра, домашних животных, чтобы он чувствовал себя сильнее ) . « Моего ребенка обидели, сейчас я им устрою!». Предоставьте ребенку самому возможность решать свои проблемы, научите ребенка отстаивать свои права.

Слайд 7

Как можно помочь застенчивому ребенку? • Повышение уверенности через успех – найдите занятие, в котором ребенок добился бы успеха (по желанию ребенка): танцы, музыка и т. д. • Подготовьте ребенка к возможной неудаче – «В следующий раз получится лучше, у меня тоже было такое в жизни…». Еще лучше показывать ребенку его прошлые рисунки, поделки, видеосъемки, где он был маленьким, чтобы он всегда выигрывал в сравнении с прошлым. Сравнивать ребенка только с самим собой, ни в коем случае не с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).

Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...

Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника

Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Семинар-практикум на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивос...

Как помочь преодолеть детскую застенчивость?

Застенчивость – это довольно часто встречающееся явление среди детей и взрослых. Застенчивые дети часто испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Они нерешительны, ...