Как помочь преодолеть детскую застенчивость?
консультация

Марина Владимировна Шепель

Застенчивость – это довольно часто встречающееся явление среди детей и взрослых. Застенчивые дети часто испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Они нерешительны, стеснительны, замкнуты и при большом присутствии людей становятся беспокойными, часто обижаются, редко проявляют радость и смех. Раскрепощаются только наедине со своими близкими и родными. Такие дети всегда доброжелательны к другим детям, но в то же время боятся проявить себя, что приводит к нарушению контакта.

В чем же причина такого поведения? Ребенок, с одной стороны, высоко ценит некоторые свои качества или способности, а с другой неуверенность в своей исключительности, ценности, особенно в общении с незнакомыми ему людьми.

Какие же могут быть проблемы в будущем?

  • Не сможет защищать свои права, высказывать свое мнение, а также отстаивать свою точку зрения;
  • Будет избегать новых встреч и общения с другими людьми;
  • Будет бояться заводить новых знакомых и друзей.
  • Будет страдать от одиночества и часто впадать в депрессии.

Чтобы избежать данных проблем в будущем, нужно как можно раньше начать работу по преодолению застенчивости. Но прежде чем принимать какие-либо меры, нужно разобраться в причине возникновения. Если причина носит наследственный и психофизиологический характер, то родителям следует обратиться к специалисту. Ну а если застенчивость является следствием неблагополучных семейных отношений, то необходимо выработать план дальнейших действий как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей.

Как можно помочь застенчивым детям?

  1. Излишняя опека и забота не позволяет ребёнку приобрести навык общения с другими детьми. Нужно дать ребёнку больше свободы в действиях, меньше проявлять беспокойство по незначительным временным затруднениям.
  2. Привлекать ребёнка различными поручениями, благодаря которым ему пришлось бы вступать во взаимодействие с другими детьми.
  3. Чаще хвалить ребёнка и научить его принимать похвалу от других.
  4. Находить в ребёнке что-то хорошее и чаще говорить ему об этом, чтобы он мог уважать себя.
  5. Создать благоприятную атмосферу как в дошкольном учреждении, так и дома. Проявить внимание и сочувствие, чтобы ребёнок мог говорить вам о своих желаниях и проблемах.
  6. Постепенно расширять круг знакомств, ходить в гости и приглашать в гости друзей, как взрослых, так и сверстников.
  7. Стараться учить ребёнка всему тому, что должны уметь дети его возраста.
  8. Принимать его таким, какой он есть и не сравнивать с другими детьми.
  9.  Не критиковать своего ребёнка в присутствии других людей.
  10. Покажите на собственном примере, как вы общительны и открыты с другими людьми.

Какая работа с родителями должна быть проведена?

  1. Выработка единого стиля поведения по отношению к таким детям.
  2. Ознакомить родителей с особенностями поведения застенчивого ребёнка, методам подхода и способам воздействия на них.
  3. Подсказать пути улучшения коммуникативных способностей у ребёнка.

Работа воспитателя в группе:

Работа воспитателя проводится как в индивидуальной форме (беседы, поручения, игры), так и в групповой (упражнения – игры).

Приведу пример нескольких таких игр:

«Кукарекай, как петушок»

Эта игра хороша для скованных и пассивных детей.  Воспитатель говорит: «Давайте мы все превратимся в петушков и покажем, как мы умеем кукарекать, и кто громче всех. По моему сигналу все начинают кукарекать». Игра увлекательна и носит соревновательный характер. Хороша она еще и тем, что в следующий раз можно лаять как собака, мычать как корова, мяукать как кошечка и т. д.

«Угадай, кто это?»

Воспитатель показывает движения нескольких животных (медведь, заяц, лиса, мышка, воробей, аист и т. д) по очереди.  Дети угадывают, а затем выполняют движения все вместе. Затем детям можно предложить попробовать самим изобразить какое-нибудь животное. По желанию один ребёнок изображает, остальные угадывают и показывают движения все вместе. Игра помогает раскрепоститься и активизироваться.

«Волшебная палочка»

Дети садятся на ковре по кругу. Воспитатель садится рядом и передает волшебную палочку одному из детей и называет его ласковым именем. Тот ребёнок, у кого палочка передаёт её соседу и называет его ласково и так дальше по кругу. Игра способствует сплочению, а также доброму, уважительному отношению друг к другу.

«Угадай, кто говорит»

Все дети стоят полукругом, а один ребёнок спиной ко всем. Один из детей (на кого показал воспитатель) говорит: «Угадай, кто говорит». Стоящий спиной должен угадать, кто сказал и назвать его по имени. Игра способствует слуховому восприятию и развивает интерес к сверстникам.

«Угадай мое настроение»

Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит: «А сейчас, ребята, вы попробуете угадать какое у меня настроение» и изображает радостное лицо. Дети угадывают и изображают радость. Вначале игры показывать эмоции (грусть, удивление, печаль, и т. д. может воспитатель), а затем по желанию и дети могут изображать эмоции, а остальные угадывать. Игра способствует сближению и пониманию эмоционального состояния других детей.

Совместные игры улучшили эмоциональное состояние детей, вселили уверенность в свои возможности.  Дети почувствовали себя комфортнее со сверстниками и со взрослыми, стали доброжелательнее относится друг к другу.

Список используемой литературы:

 

1. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.

2. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989, — №3. – С. 71 – 78

3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1986

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь преодолеть детскую застенчивость?

Шепель Марина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ

Детский сад № 130

г. Санкт-Петербурга

Застенчивость – это довольно часто встречающееся явление среди детей и взрослых. Застенчивые дети часто испытывают трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Они нерешительны, стеснительны, замкнуты и при большом присутствии людей становятся беспокойными, часто обижаются, редко проявляют радость и смех. Раскрепощаются только наедине со своими близкими и родными. Такие дети всегда доброжелательны к другим детям, но в то же время боятся проявить себя, что приводит к нарушению контакта.

В чем же причина такого поведения? Ребёнок, с одной стороны, высоко ценит некоторые свои качества или способности, а с другой неуверенность в своей исключительности, ценности, особенно в общении с незнакомыми ему людьми.

Какие же могут быть проблемы в будущем?

  • Не сможет защищать свои права, высказывать свое мнение, а также отстаивать свою точку зрения;
  • Будет избегать новых встреч и общения с другими людьми;
  • Будет бояться заводить новых знакомых и друзей.
  • Будет страдать от одиночества и часто впадать в депрессии.

Чтобы избежать данных проблем в будущем, нужно как можно раньше начать работу по преодолению застенчивости. Но прежде чем принимать какие-либо меры, нужно разобраться в причине возникновения. Если причина носит наследственный и психофизиологический характер, то родителям следует обратиться к специалисту. Ну а если застенчивость является следствием неблагополучных семейных отношений, то необходимо выработать план дальнейших действий как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей.

Как можно помочь застенчивым детям?

  1. Излишняя опека и забота не позволяет ребёнку приобрести навык общения с другими детьми. Нужно дать ребёнку больше свободы в действиях, меньше проявлять беспокойство по незначительным временным затруднениям.
  2. Привлекать ребёнка различными поручениями, благодаря которым ему пришлось бы вступать во взаимодействие с другими детьми.
  3. Чаще хвалить ребёнка и научить его принимать похвалу от других.
  4. Находить в ребёнке что-то хорошее и чаще говорить ему об этом, чтобы он мог уважать себя.
  5. Создать благоприятную атмосферу как в дошкольном учреждении, так и дома. Проявить внимание и сочувствие, чтобы ребёнок мог говорить вам о своих желаниях и проблемах.
  6. Постепенно расширять круг знакомств, ходить в гости и приглашать в гости друзей, как взрослых, так и сверстников.
  7. Стараться учить ребёнка всему тому, что должны уметь дети его возраста.
  8. Принимать его таким, какой он есть и не сравнивать с другими детьми.
  9.  Не критиковать своего ребёнка в присутствии других людей.
  10. Покажите на собственном примере, как вы общительны и открыты с другими людьми.

Какая работа с родителями должна быть проведена?

  1. Выработка единого стиля поведения по отношению к таким детям.
  2. Ознакомить родителей с особенностями поведения застенчивого ребёнка, методам подхода и способам воздействия на них.
  3. Подсказать пути улучшения коммуникативных способностей у ребёнка.

Работа воспитателя в группе:

Работа воспитателя проводится как в индивидуальной форме (беседы, поручения, игры), так и в групповой (упражнения – игры).

Приведу пример нескольких таких игр:

«Кукарекай, как петушок»

Эта игра хороша для скованных и пассивных детей.  Воспитатель говорит: «Давайте мы все превратимся в петушков и покажем, как мы умеем кукарекать, и кто громче всех. По моему сигналу все начинают кукарекать». Игра увлекательна и носит соревновательный характер. Хороша она еще и тем, что в следующий раз можно лаять как собака, мычать как корова, мяукать как кошечка и т. д.

«Угадай, кто это?»

Воспитатель показывает движения нескольких животных (медведь, заяц, лиса, мышка, воробей, аист и т. д) по очереди.  Дети угадывают, а затем выполняют движения все вместе. Затем детям можно предложить попробовать самим изобразить какого-нибудь животного. По желанию один ребёнок изображает, остальные угадывают и показывают движения все вместе. Игра помогает раскрепоститься и активизироваться.

«Волшебная палочка»

Дети садятся на ковре по кругу. Воспитатель садится рядом и передает волшебную палочку одному из детей и называет его ласковым именем. Тот ребёнок, у кого палочка передает ее соседу и называет его ласково и так дальше по кругу. Игра способствует сплочению, а также доброму, уважительному отношению друг к другу.

«Угадай, кто говорит»

Все дети стоят полукругом, а один ребёнок спиной ко всем. Один из детей (на кого показал воспитатель) говорит: «Угадай, кто говорит». Стоящий спиной должен угадать, кто сказал и назвать его по имени. Игра способствует слуховому восприятию и развивает интерес к сверстникам.

«Угадай моё настроение»

Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит: «А сейчас, ребята, вы попробуете угадать какое у меня настроение» и изображает радостное лицо. Дети угадывают и изображают радость. Вначале игры показывать эмоции (грусть, удивление, печаль, и т. д. может воспитатель), а затем по желанию и дети могут изображать эмоции, а остальные угадывать. Игра способствует сближению и пониманию эмоционального состояния других детей.

Совместные игры улучшили эмоциональное состояние детей, вселили уверенность в свои возможности.  Дети почувствовали себя комфортнее со сверстниками и со взрослыми, стали доброжелательнее относится друг к другу.

Список используемой литературы:

1. Василюк Ф. Е. Психологические переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.

2. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.

3. Изард К. Эмоции человека. – М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старших групп с элементами практической работы «Как преодолеть детские страхи»

Цель консультации: Предоставить информацию родителям о причинах, возрастных особенностях проявления страхов и простых способах коррекции детских страхов....

Рекомендации для родителей «Как помочь преодолеть ребенку застенчивость»

Рекомендации для родителей«Как помочь преодолеть ребенку застенчивость»...

Консультация для родителей: на тему: «Как помочь преодолеть ребенку страх перед школой»

Многие родители рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как страх ребенка перед школой. При этом дети ведут себя по-разному: одни самостоятельно учатся преодолевать подобные трудности, другие з...

Рождение второго ребенка: как помочь преодолеть стресс старшему?

Рождение ребенка - это радость для семьи. Рождение второго ребенка - радость не меньшая. Но при этом еще и стресс для старшего ребенка, вне зависимости от его возраста. Это практические рекомендации в...

Детские страхи – это проблема, которая волнует многих родителей. Как преодолеть детский страх у ребенка!

Помните, чтобы избежать таких неприятностей,вы всегда должны быть рядом,и только вы можете понять и успокоить своего малыша.Чаще беседуйте со своим ребенком о его настроении, желаниях, интересах и о е...

«Детская ревность: как помочь преодолеть»

    Вас можно поздравить: у вас появился (или скоро появится) второй ребенок. Конечно же, это должно стать огромным счастьем для всей Вашей семьи, но порой бывает, что для с...

Как помочь преодолеть тревожность

Советы взрослым Как помочь преодолеть тревожность ребенку....