Семинар-практикум с элементами тренинга «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения»
учебно-методический материал по психологии

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами в образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_reshenie_konfliktov.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад

«Золотой петушок»

Семинар-практикум с элементами тренинга

 «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями.

Способы их разрешения» 

Подготовила: Чарганцова А.А.

педагог-психолог

с. Каскара, 2025 год

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

- ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;

- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;

- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами, руководством. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит от умения общаться. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению, какая у нас мимика, жесты.

Выделяют три составляющих общения.

Перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.

    Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями – это то, что мы говорим.

    Интерактивная сторона заключается в обмене не только информацией, но и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения.

   Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, богатырь?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Плохая психологическая коммуникация – когда люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого. 

Общение строится на: Намеренье- Поведение- Значение- Состояние.

  1. Намеренье- причина его действий, его внутренняя цель.
  2. Поведение- сами действия,
  3. Значение- оценивание действий со стороны. любой человек может приписать то значение, которое ему покажется самым вероятным.
  4. Состояние – эмоциональное отношение к «прочитанному» посылу.

Пример: Он на меня косо посмотрел. Я ему не нравлюсь. Фрустрация. Поведение – «косой» взгляд, приписанное значение – оценка «неудовлетворительно» по личной привлекательности от данного человека.

И ответ смотрящего:

Я боялся, что она обидится, если я ее буду разглядывать прямо. Намеренье – «проявить интерес деликатно», поведение – «косой» взгляд. Получается весьма забавная цепочка: «Намеренье – поведение – значение». Причем для «передающей» стороны наиболее важно намеренье, для «принимающей» – значение. Люди реагируют не на поведение, а на значение, которое сами этому поведению приписывают. Человек обычно интерпретирует все, что происходит вокруг, через призму собственной карты. И присваивает значения в соответствии с внутренней символикой.

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями.

Если нет негативных эмоций, то это не конфликт, это может быть спор, дискуссия, обсуждение разных точек зрения, но не конфликт. Поэтому воспитателю важно отличать – с чем пришел родитель – с желанием разобраться с ситуацией или же с желанием поконфликтовать и сбросить свои негативные эмоции на воспитателя.

Как Вы считаете, каковы последствия конфликта? Всегда ли последствия негативны? (Педагоги дают ответы).

Положительные и отрицательные стороны конфликтов.

Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Воспитателю следует всегда помнить – конфликты могут возникать по объективным причинам и тогда их нужно решать самостоятельно или с подключением администрации. Такие конфликты обычно разрешаются спокойно. 

Основные объективные причины.

Ребенок получил травму или царапину

Ребенка обижают дети в детском саду 

Но в иных ситуациях, когда родители излишне эмоциональны, следует помнить, что воспитатель не несет ответственности за эмоции другого человека и не вступать в эмоциональное обсуждение.

Основные субъективные причины.

Родители требуют чрезмерного внимания к ребенку и его особенностям

Родители просто устали и есть желание на кого-то направить свои негативные эмоции.

Следует перевести обсуждение в конструктивное поле и обсуждать только объективные данные, а не эмоции родителя.

Главное здесь: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся. давайте выполним одно не сложное, но очень интересное упражнение-тест «Яблоко и червячок»

Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке… Все любуются вами, восхищаются…

Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Теперь, Вы можете отложить листы с написанными на них ответами в сторону, пока что, а я хочу у Вас спросить.

 Наблюдая за людьми замечали ли вы, что у одних людей редко возникают конфликтные ситуации, а других напротив – часто. Как вы думаете, почему так происходит? (диалог с педагогами)

Зачастую так происходит потому, что мы используем одну и ту же стратегию поведения в любом конфликте, которой научились еще в детстве от значимых нам людей. Но один и тот же способ поведения не всегда приводит к разрешению конфликта и удовлетворению сторон.

Так известный ученый конфликтолог К. Томас использует двухмерную модель конфликтного поведения, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным (психолог обращает внимание на «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»).

Принуждение (соперничество) 

Уход (избегание) 

Компромисс 

Приспособление (уступка) 

Сотрудничество

Вывод: в педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, девиз которого: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, предлагаю вернуться к упражнению «Яблоко и червячок». И, проанализировав свой ответ, постараться понять, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации чаще всего избираем мы сами.

 Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Соревнование (конкуренция)— самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

Избегание (уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.

 характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки:получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

 достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки:вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая»

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Вывод: необходимо, обращать внимание на свое поведение, анализировать его и, хотя бы, методом «проб и ошибок» учиться подбирать подходящие, наиболее адекватные стратегии. Либо искать помощи у специалиста и совместно преодолевать сложные ситуации.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

Любой конфликт разрешаем, но Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

Теперь, когда мы с Вами уже знаем, как можно решить большинство конфликтных ситуаций, предлагаем Вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций, с которыми в повседневной практике мы очень часто встречаемся (ситуации).

В заключении хотелось бы рассказать  Вам одну мудрую притчу:

«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью»

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится! Спасибо за внимание!

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги»

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Возможно, в шутливой форме, предложить родителям всю прогулку держать их ребенка за руку. Юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же, постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня».

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

Психолог В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)». 

Ситуация 4.

Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

Ситуация 5.

Маша– активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Рекомендации участнику конфликтной ситуации.

Предлагают 5 способов выхода из конфликта

  1. Соревнование (конкуренция)самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
  2.  Избегание (уклонение)уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен. Недостатки: переход конфликта в скрытую форму, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  3. Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
  4. Приспособление игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти. Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
  5. предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
  6. Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны. Недостатки: временные и энергетические затраты, негарантированность успеха, но является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

«Правила построения эффективного общения»

  1. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! «Правило трех плюсов».

Рекомендации участнику конфликтной ситуации.

Предлагают 5 способов выхода из конфликта

  1. Соревнование (конкуренция)самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
  2.  Избегание (уклонение)уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен. Недостатки: переход конфликта в скрытую форму, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  3. Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
  4. Приспособление игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти. Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
  5. предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
  6. Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны. Недостатки: временные и энергетические затраты, негарантированность успеха, но является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

«Правила построения эффективного общения»

  1. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! «Правило трех плюсов».
  1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
  2. Имя собеседника. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.

 Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точка зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

"Поиск соринки в глазу другого". Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

"Двойная этика". Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

"Все ясно". Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

  1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
  2. Имя собеседника. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого.

 Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точка зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

"Поиск соринки в глазу другого". Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

"Двойная этика". Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

"Все ясно". Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения» Семинар-практикум с элементами тренинга

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения

Семинар с элементами тренинга по работе с педагогами ДОУ...

Семинар-практикум с элементами тренинга. «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения»

Профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важн...