Коррекция детей дошкольного возраста методом нейрогимнастики»
проект по психологии (подготовительная группа)
долгосрочный проект педагога - психолога ДОУ на тему: Коррекция детей дошкольного возраста методом нейрогимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
посёлка Совхозного муниципального образования Славянский район Краснодарского края
тел. 8-861(46) 2-64-74, e-mail: , сайт:
Проект педагога – психолога по теме: « Коррекция детей дошкольного возраста методом нейрогимнастики»
Составил: педагог-психолог
Иванова Н.А.
Пояснительная записка
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 13 от года. Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое место занимают дети с ОВЗ (ЗПР, аутизм, моторная алалия, посещающие детские сады компенсирующей направленности, которые испытывают сложности в восприятии и удержании информации; выполнении определенных движений (трудности проявляются на уровне общей, мелкой и артикуляционной моторики); частой отвлекаемости; включенности; коммуникации; имитационной деятельности. С каждым годом регистрируют все больше детей с нарушениями речи, задержками психического развития. Многие исследователи обнаруживают у детей с ОВЗ недоразвитие слуховых, зрительных, моторных функций, оптико-пространственные нарушения, недостаточность тактильного восприятия и прочее. Особенно часто указывается на замедленность приема и переработки сенсорной информации, снижение показателей памяти, внимания. Указывается и на их недостаточную любознательность. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные. Анализ диагностических данных детей с ЗПР показал, что движения детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, неуклюжесть, некоторая скованность тела. Дети сутулятся, часто кладут голову на стол, качаются на стуле. Имеет место неточность, суетливость при выполнение мелких движений. Отмечается низкая переключаемость движений, утомляемость, истощаемость. Страдает быстрота двигательной реакции, ловкость, плавность движений. Всё это отражается на продуктивности при выполнении заданий, влияет на их работоспособность и результативность. Отмечается рассеянность внимания, механическое запоминание, плохое восприятие, переработка и удержание информации. Дети плохо осознают схему собственного тела, страдает ориентировка в пространстве. Всё это говорит о нарушениях и недоразвитии определённых структур мозга, в частности межполушарного взаимодействия. Все это приводит к ухудшению эмоционального климата в отношениях, к усилению требований, предъявляемых к ребенку со стороны взрослых, а проблема в обучении остается нерешенной. Такая ситуация неблагоприятно влияет на формирование личности ребенка, приводя к снижению самооценки, потере веры в себя, снижению мотивации к обучению.
Причиной отставания этого контингента детей наиболее часто бывают:
• педагогическая запущенность;
• функциональная незрелость ЦНС;
• органическое поражение ЦНС.
Особенности мозговой деятельности у детей с ОВЗ сводятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития могут страдать:
• глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на его кору и замедляющие ее развитие;
• вторичные поля коры, препятствующие своевременному становлению функций речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса;
• проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей.
Таким детям нужна специально организованная психолого-педагогическая помощь в процессе подготовки к школе.
Актуальность проекта
Метод «замещающего онтогенеза предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как «сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности». Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в дальнейшем в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности. Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения. Образовательные программы в дошкольных учреждениях направлены на нормативных детей, которые составляют около 10% от всей группы и воспитатели сталкиваются с не понимаем, что делать с остальными детьми с особенностями психосоциального развития. Вот здесь и должны подключаться специалисты и способствовать гармоничному развитию ребенка, с применением нейропсихологических методов. В последние время во всем мире резко увеличилось количество проблем с поведением и нарушением развития речи, задержки психического развития, проблемы чтения и письма у детей. Что же изменилось? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а то все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье сберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования. Комплекс психологических приемов в рамках нейропсихологической коррекции направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию. Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. В нейропсихологическом контексте конкретные психотехники и процедуры каждого из описываемых уровней коррекции имеют свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних(префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Программы нейропсихологического сопровождения развития представляют собой цикл занятий для детей 3-5 лет и 5-8 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоциолнально – волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов. На основе теоретических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004) была разработана интегративная программа «Комплексное нейро-психологическое сопровождение развития ребенка». Она в индивидуальном, образовательном и семейном контекстах объединяет следующие базовые подходы: 1) нейропсихологический, традиционно связанный с неврологическим; ассимилирующий общепсихологические, дефектологические, логопедические и др. методы; 2) телесно-ориентированный в оправе иных видов и форм групповой и индивидуальной психотерапии.
Цели проекта: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи проекта:
– компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;
– развитие высших психических функций;
– развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
– оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
– развитие произвольной регуляции движений;
– стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий);
– обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
– тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);
– формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);
– умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
– развитие навыков ведения совместной деятельности.
Предполагаемые результаты
Используя двигательные и игровые упражнения, сенсомоторная нейрокоррекция для детей решает следующие задачи:
1. У ребенка формируется ощущение собственного тела и пространства вокруг себя – проприорецепция.
2. .Развивается зрительно-моторная координация, способность точно направлять движение рук, пальцев.
3. Развивается зрительное и слуховое внимание.
4. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений).
5. Развитие произвольной регуляции движений
6. Развитие высших психических функций.
7. Компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга.
8. Стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий).
9. Формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);
10. Умение следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и определенную независимость, с другой стороны (дети ориентированы на ассистирующую помощь взрослого, поэтому важно постепенно приучать их самим занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность);
11. Усиление способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания; – совершенствованию тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук);
12. Усиление волевых качеств (организованности, аккуратности, самостоятельности, ответственности за порученное дело), формирование понятий «надо» и «нельзя»;
13. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.
Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Сроки и этапы реализации проекта: Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является проведение психологической диагностики. В целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах проведение планового обследование воспитанников. Формирующий этап предполагает реализацию основных мероприятий программы «Нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного возраста методом нейрогимнастики». Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий проекта.
Сроки реализации проекта: #1075;.
1. Подготовительный (с - #1075;.)
• Изучение литературы по теме проекта.
• Разработка перспективного плана работы.
• Подбор наглядно-методических пособий.
2. Основной (с #1075;. по #1075;.)
3. Заключительный (с #1075;. по #1075;.)
Программа проектных мероприятий
Взаимодействие педагога-психолога с детьми
Этап 1 с #1075;. Планирование, сбор данных.
Деятельность педагога-психолога | Цель | Метод |
- Наблюдение за детьми во время организованной и свободной деятельности | - Выявление трудностей, позволяющих определить признаки нарушения развития. | - наблюдение, фиксируем признаки |
- Первичная диагностика детей | - Проведение диагностики, для выявления уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | -Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспрессдиагностика в детском саду»; «Психологопедагогическая диагностика детей дошкольного возраста Е.А Стребелевой» |
Этап 2 с #1075;. по #1075; Реализация проекта
Групповая работа, индивидуальная работа с детьми у которых выявлены трудности по психическим процессам | Формирование позитивного отношения, эмоционального настроя. | Беседа, игры на сплочение группы |
Проведение комплекса нейропсихологических упражнений «Нейробика: 10 упражнений для развития мозга» | Способствовать развитию, посредством нейроупражнений, памяти, речи, внимания. Снижать утомляемость и повышать способность к произвольному контролю. | Нейрозарядка |
Проведение комплекса нейропсихологических упражнений | Развитие психических процессов, через упражнения | Занятия (1 раз в неделю) |
Этап 3 с #1075;. по #1075;. Сбор и анализ результатов.
Проведение повторной диагностики, наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. | - Повторная диагностика детей старшей группы - Наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. | «Психологопедагогическая диагностика детей дошкольного возраста Е.А Стребелевой» Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду» (изменение картинок) |
Итоговые результаты проекта. | - Сравнение диагностических данных - Подведение итогов, выявления плюсов и минусов | Фиксация данных. |
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 20 занятий.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю в течение 20- 30 минут.
Формы реализации: индивидуальные и групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.
Структура занятий:
– растяжка – 5 минут;
– дыхательное упражнение – 3 минут;
– глазодвигательное упражнение – 3 минуты;
– упражнения для развития мелкой моторики рук
– 5 минут; – функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии
– 10 минут; – релаксация – 4-5 минут.
Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка. Пальчиковая гимнастика | Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук. |
II. Основная часть 1. Блок «диафрагма жесткости» ) Дыхательные упражнения ) Глазодвигательные упражнения ) Растяжки ) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание 2. Блок «навешанные конструкции» (*Упражнения этого блока подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон для каждого ребенка в отдельности) ) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д. | ) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. ) Формирование глазодвигательных функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете. ) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. ) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. ) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.) |
III. Заключительная часть Прощание | Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Структура групповых занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка | Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. |
II. Основная часть 1) Дыхательные упражнения 2) Растяжки 3) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание | 1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. 2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. 3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. |
III. Заключительная часть Упражнение на совместное действие Прощание | Формирование навыка взаимодействия в группе. Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Методы и приемы:
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма (нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
• Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое мышечное чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка и сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции, такие дети с трудом расслабляются.
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
• Ползание – развивает базовые сенсомоторные взаимодействия, произвольную саморегуляцию. Процесс развития у детей (повышающий точность и скорость передачи импульсов в нервной системе) нервных сетей происходит при условии высокой двигательной активности ребенка.
• Коррекционные движения тела и пальцев – обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов. Центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
• Функциональные упражнения - развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности; элиминация гнева и агрессии.
• Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
• Релаксация - приемы саморасслабления; снятие психомышечного напряжения.
Список литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Под ред Л. С. Цветковой. – М. ,2001.
2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. -М., «Восхождение», 1997.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦСфера,2001. 5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 384,(16)с.- (Высшая школа)
6. Доклад. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Олту Снежана Павловна.
7. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.
8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
9. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятии с детьми. Практическое пособие. – АЙРИС –пресс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако, для правильного планир...

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...
Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А. В. Семенович, Л. С. Цветков...

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.
Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

Методическая разработка Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста методом песочного игротренинга.
Материал представляет собой методическую разработку, где предлагается коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста методом песочного игротренинга. Опыт представлен в виде игротеки с исполь...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста методами Б.Блума: "Ромашка Блума", "Кубик Блума", авторские игровые методы "Что такое хорошо и что такое плохо?", технология "Говорящая стена".
АУ «Институт развития образования» провел расширенное заседание учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по тем...
