Нейроигры для детей
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)

Перминова Наталья Викторовна

Нейроигры представляют собой не только увлекательное развлечение для детей, но и эффективный инструмент развития. Используя инновационные методики и технологии, эти игры стимулируют многие умственные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_dlya_detey.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры для детей

В современном мире технологий и информации дети сталкиваются с разнообразием игр и развлечений. Однако, среди множества развивающих упражнений выделяют нейроигры – уникальный способ развития детских умов. 

Нейроигры – это специально разработанные задания, направленные на стимуляцию умственной активности и укрепление нейронных связей. Они комбинируют в себе элементы обучения и развлечения, создавая непревзойденный инструмент для разностороннего развития детей.  

Основные характеристики нейроигр

Принцип действия таких упражнений заключается в телесноориентированности, то есть воздействие на работу мозга осуществляется через определенную активность тела. Большинство ученых отмечают, что манипуляции рук влияют не только на качество речи, как высшую психическую функцию, но и на многие другие процессы нервной системы. Мозг человека — это очень сложная структура взаимосвязей и импульсов. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенную деятельность: 

Правое полушарие

Левое полушарие

креативные способности, творчество и фантазия

 аналитические способности обработки информации

восприятие пространства

логика и математика

образное восприятие

 речь

интуиция

планирование и прогнозирование

Важным элементом мозга является мозолистое тело, которое координирует связь между полушариями. Но если эта взаимосвязь нарушается, одно полушарие берет на себя большую часть работы, при этом затормаживается развитие другого. Такой дисбаланс приводит к нарушениям общего состояния организма, некоторые функции начинают работать не так хорошо, как бы хотелось. Поэтому очень важно наладить взаимодействие правого и левого полушария.

Именно на это и направлены нейроигры, они способствуют: 

  • Развитию когнитивных функций и межполушарного взаимодействия.
  • Активации творческого мышления, поиску нестандартных подходов.
  • Улучшению моторики и координации рук, что важно для формирования навыков письма.
  • Использованию разных сенсорных каналов, таких как зрение, слух и даже осязание, что усиливает восприятие и запоминание материала.
  • Регуляции эмоционального состояния — помогают успокоить ребенка, справиться с эмоциями и переживаниями.

Таким образом, нейропсихологические игры стимулируют взаимодействие между полушариями мозга и представляют собой эффективный инструмент для развития детей и коррекции поведения.

Нейропсихологические упражнения 

Все игры и задания можно условно разделились на несколько основных видов, а именно: 

  • Нейрогимнастика

Это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Они сочетают в себе гимнастику не только для рук или пальцев, а задействуют все тело. Например: встать, прижать ухо к плечу, другой рукой нарисовать в воздухе круг, потом поменять руку и повторить.

  • Кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика.

Игры для рук и пальцев способствуют активизации мозга. Кинезиологические упражнения намного сложнее, чем простые пальчиковые игры, они способны «разбудить» мозг в буквальном смысле этого слова. Такие упражнения подходят для школьников и даже взрослых. Например, игра «Кулак-ладонь»: обе руки на столе, одна сжата в кулак. Менять одновременно положение рук, сначала медленно, увеличивая постепенно темп.

  • Игры с мячом и су-джок

Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Это может быть просто перекидывание друг другу мяча, попадание в кольцо или футбол. Су-Джок — терапия, в которой используется набор массажных мячей и металлических колец. Их можно просто катать между ладонями или по телу.

  • Нейротренажеры

Нередко для занятий требуются различные приспособления, которые помогают улучшить результат и заинтересовать ребенка: 

Нейротренажер «Восьмёрка» повышает концентрацию внимания, развивает панорамное зрение, что улучшает восприятие пространства. Работа с тренажером основывается за наблюдением траектории движущегося шарика одновременно с работой рук, что вызывает успокаивающий эффект, снижает стресс. Иногда такой тренажер используют для медитаций.

Балансир с лабиринтом требует не просто умения удерживать равновесие, но и сосредоточенности для прохождения задания.

Кинезиологические или сенсорные мешочки, наполненные природным материалом. Как правило, упражнения м мешочками сочетаются с упражнениями с балансировочными досками. Мешочки подбрасывают и перекидывают друг другу, при этом следя глазами, поворачивая корпус и т.д.

Межполушарные доски. Это деревянные доски небольшого размера с двумя зеркальными лабиринтами. Для их прохождение применяют стилусы или специальные ручки. Выполнять упражнение нужно сразу двумя руками, что укрепляет межполушарные связи и повышает работоспособность всего мозга.

  • Полоса препятствий

Такие задания можно придумать самостоятельно, варианты ограничиваются только фантазией. Сюда относятся, лабиринты, туннели из стульев, можно использовать обручи и покрывала. Задача ребенка — найти наиболее оптимальный путь преодоления преград и добраться до конца.

  •  Дыхательная гимнастика

Этот вид гимнастики не только влияет на речевые способности, но и повышает общий тонус организма. Можно дуть через соломинку на бумажки, задувать свечи, сдувать перышки и вату и др.

  • Нейромоторные упражнения

Рисование сразу двумя руками способствуют укреплению межполушарных связей. Можно обводить пунктирные линии или рисовать самостоятельно различные фигуры правой и левой рукой одновременно.

Многие из этих упражнений достаточно сложные даже для взрослых, но после регулярных тренировок выполнять их будет каждый раз легче и интереснее. Такие игры способны формировать новые нейронные связи, координировать движения, активизировать работу мозга. Важно выполнять действия, начиная с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям. 

Нейроигры для детей по возрастам

Нейроигры для детей 3 - 4 лет

«Сыщик»
На полу раскладываются парные картинки в две кучки. Задача ребенка сразу правой и левой рукой отыскать пару.

«Ритм»
Перед ребенком выкладывается цепочка из трех геометрических повторяющихся фигур, например круги. На каждый их них нужно один раз хлопнуть. Потом добавляется новая фигура, квадрат, и новое движение, например, сложить руки в кулак. Нужно выполнить всю цепочку соответствующих движений. Далее можно добавлять фигуры, менять местами и составлять новые ритмические рисунки. 

«Твистер»
Игра похожа на классическую, но задействовать нужно только ладони. Полей должно быть два, для каждой руки. Можно использовать цветной кубик. Когда выпадает определенный цвет, ребенок должен найти соответствующие круги на поле и положить ладони на это место.

Нейроигры для детей 5 - 7 лет

«Грибник»
На полу раскладываются фигурки животных и птиц. Ребенку даются две корзины, нужно разложить все предметы по группам разными руками. При этом нужно произносить звуки, которые они издают.

«Каталочка»
В одну руку ребенка вложить шарик, а в другую карандаш. Нужно катать предметы по столу, не выронив их, таким образом: шар - по кругу, карандаш - вперед-назад. 

«Золушка»
Подготовить два пустых стакана и два стакана с фасолью или небольшими шариками. Задача ребенка доставать сразу двумя руками зерна, затем левой рукой класть в правый стакан, а правой — в левый. Далее хлопок в ладоши и действия повторяются пока все не будет разложено.  

Нейроигры для младших школьников

«Нос-ухо»
Игра на координацию движений и речи. Нужно правой рукой взяться за левое ухо, а левой - за нос. Затем прихлопнуть, поменять положение рук. При этом каждый раз нужно произносить различные слова или звуки, который говорит ведущий.

«Рыболов»
В большую емкость насыпается фасоль, либо что-то аналогичное. Туда же закапываются игрушки. Ребенок должен достать один предмет и определить первый звук в его названии. К примеру, если это «р», то нужно положить его в корзину левой рукой, а если это «л» — то правой (о звуках — какие звуки для какой руки — нужно договориться заранее). 

«Художник»
Ребенку дается лист бумаги и два цветных фломастера. Задача нарисовать правой рукой три правильных круга, а левой два аккуратных квадрата. Фигуры можно менять, но для каждой руки должна быть «своя» фигура и рисовать нужно одновременно.  

«Беру и помню»
Игра на внимание и долгосрочную память
В игре у каждого игрока 2 задачи:
- беря что-то из рук другого, говорить «беру»,
- следить за всеми игроками, если кто-то забыл сказать «беру», воскликнуть «помни»
Кто первым «поймал» другого на забывчивости, тот выиграл.
Игра может длится от 5 минут до нескольких дней в зависимости от внимательности и «прокаченности» игроков.
Игра отлично тренирует внимание, память, умение не упускать из вида задачу, выполняя бытовые дела, добавляет элемент доброго соревнования в жизнь семьи/


«Прихлопни слона»

Игра развивает слуховое внимание, умение слышать и слушать, что очень пригодится в школе
Игра с мячом. Тренирует умение различать звуки и внимание.
Правила: ребенок должен поймать мяч и предварительно хлопнуть в ладоши, когда услышит слово на определенный звук, например твёрдые

🔤 Если слово начинается на другой звук, то ребенок ловит мяч без хлопка.
Так, мама говорит «слон» и кидает мяч. Если ребенок хлопает и ловит, значит, он все сделал верно.
Мама говорит «бегемот». Ребенок поймал мяч без хлопка? Молодец играем дальше!
Если малышу сложно, выделяйте звук интонационно. Также можно кидать мяч с отскоком через пол, так он будет лететь дольше, у ребенка появляется время подумать.
Потом можно поменяться. Пусть ребенок сам кидает мяч, а вы «прихлопываете» звук.

Игра «Барабанщик» на внимание
Ребенку дается инструкция:
Когда я постучу один раз, тебе надо будет поднять правую руку. Когда я постучу два раза, подними левую руку. Будь внимательным, задание будет «хитрое». 
После предъявления инструкции, проверьте, понял ли ее ребенок.
Затем вы последовательно стучите в таком порядке: 1-2-1-2-1-2 (1 – один удар, 2- два удара).
Как только ребенок «вошел в ритм», потерял бдительность, вы сбиваете программу:
1-2-1-2-1-2-2.
А потом снова стучите последовательно 1-2-1-2-1-2 до следующего «сбоя».
Играйте 2 мин.

Эта игра развивает способность ребенка вовремя переключать внимание, действовать не по инерции, а по инструкции.

Упражнение «Юлий Цезарь»

Учимся распределять внимание, быстро переключаться
Проще говоря, тренируемся делать 2 дела одновременно.
Засеките минуту. Попросите ребенка вслух четко и внятно считать от 1 до 100( усложненный вариант от 100 до 1), сколько успеет и одновременно с этим:
- записывать имена мальчиков,
- название диких животных,
- названия стран.
При счете ребенок не должен делать паузы.
Упражнение подходит детям от 8 лет (самый простой вариант: прямой счет и имена), от 12 лет усложненный вариант (обратный счет и названия стран)

«Игра с мячом»
Сначала попросите ребенка двумя руками поотбивать мяч от пола и подбрасывать его вверх.

Затем добавляем счет. Под собственный счет, по очереди ребенок то подбрасывает мяч вверх, то стучит им об пол.

Получается
1 - вверх, 2- вниз, 3-вверх, 4- вниз и т.д. до 10.

Усложняем
Ребенок считает в обратном порядке и то подбрасывает мяч, то отбивает его об пол.
10 - вверх, 9- вниз, 8- вверх, 7 - вниз...

Усложняем ритм. 2 раза мяч подбрасываем вверх, один раз отбивает вниз
1- вверх, 2- вверх, 3- вниз, 4 - вверх, 5 - вверх и т.д.

Упражнение не только тренируем внимание, чувство ритма. но и крупную моторику, которая сейчас страдает у многих детей.

 «Кто быстрее соберет»

Развиваем активное внимание.
Соберитесь большой компанией, чтобы было веселее играть. Ведущий (родитель или взрослый) раскладывает 5 различных предметов на столе. Ребёнку завязывают глаза, и он должен как можно быстрее собрать эти предметы в том порядке, который скажет ведущий.
Такую же задачу выполняют и другие игроки, но местоположение предметов всегда меняется. Собравший быстрее всех, считается победителем.
Но можно играть и вдвоём, в таком случае тренируйтесь, чтобы как можно меньше времени уходило на сбор предметов.

«Что чем стало»

Эта игра направлена на возможность развить мышление, смекалку и закрепить знания об окружающем мире ребёнка.

Вам предстоит задать школьнику вопросы: "Чем или кем стало что-то или кто-то?"
Например, был щенок, а стал псом, была тучка, а превратилась в дождик, было семечко, а из него выросло растение.
Можно поиграть в эту игру наоборот: "Кто кем был?" . Например, кот был котёнком, мужчина — мальчиком, книга — бумагой, бумага деревом и так далее.

«Что из чего состоит?»

Дом состоит из фундамента, стен, перекрытия, крыши…. Борщ состоит из бульона, свеклы, моркови…

Из чего состоит кровать? Очки? Книга? Лестница?

Спросите ребенка. Поиграйте, кто больше назовет составляющих и деталей.

Игра отлично развивает словарный запас.


Игра-диалог на сближение, снятие напряжения, осознание чувств и желаний.

Игра развивает фантазию, снимает напряжения ребенка и позволяет лучше его узнать

Пофантазируйте вместе. Спросите у ребенка. Если бы ты мог:

- исключить из школьной программы один урок, то какой,

- учиться у любого персонажа из книги или фильма, то какого,

- обладать учебной суперсилой, то какой,

- сидеть за партой только с одним человеком, то каким,

- ввести любое правило в устав школы, то какое.

Нейроигры представляют собой не только увлекательное развлечение для детей, но и эффективный инструмент развития. Используя инновационные методики и технологии, эти игры стимулируют многие умственные процессы.


ссылка на источник: 
https://www.razumeykin.ru/publikatsii/nejroigry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие нейроигр для детей с родителями

Развиваем внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; межполушарное взаимодействие...

«Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»

Нйроигры для детей старшего дошкольного возраста...

Нейроигры для детей

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры...

Консультация для родителей на тему: «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития.»

С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» ...

консультация для родителей " 9 нейроигр для детей с нарушением речи"

С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю посту...

нейроигры для детей с проблемами речевого развития

laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И. П. Павлов.  От того насколько сформированы крупно-моторные и мел...

Нейроигры для детей

laquo;Нейроигры для детей старшего дошкольного возраста»Цель: развитие всех блоков головного мозга.ЗадачиФормирование пространственных представлений.Развивать память, внимание.Развивать координ...