Опыт работы педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с разными образовательными потребностями
презентация к уроку по психологии (младшая группа)
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему.
Набирая дошкольников раннего возраста, мы встречаем детей с нарушениями речи, слуха, зрения, ЗПР, РАС, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций, гиперактивных детей, дошкольников с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами в социальной адаптации.
Адаптация таких детей происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, дошкольники с особенностями требуют особого внимания, а иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида»
Опыт работы педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с разными образовательными потребностями
Подготовила:
педагог-психолог Мурзина О.П.
г. Минусинск
2023 г.
Здравствуйте, я работаю педагогом-психологом в МДОБУ «Детский сад № 28» 18 лет. За это время я проходила различные курсы, в том числе по работе с детьми раннего возраста: «Сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» Красноярский институт повышения квалификации, 72 ч., 2017 г.; «Организация и содержание ранней помощи детям с нарушениями развития и их семьям» Красноярский институт повышения квалификации, 72 ч., 2018 г.; «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра», «Психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» Красноярский институт повышения квалификации, 72 ч., 2016 г.
Слайд №2
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему.
Набирая дошкольников раннего возраста, мы встречаем детей с нарушениями речи, слуха, зрения, ЗПР, РАС, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций, гиперактивных детей, дошкольников с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами в социальной адаптации.
Адаптация таких детей происходит намного сложнее и проблематичнее. Как правило, дошкольники с особенностями требуют особого внимания, а иногда нуждаются в специальных условиях пребывания и уходе, не могут общаться со сверстниками.
Слайд №3
Для раннего выявления детей с трудностям освоения основной образовательной программы дошкольного возраста, для детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута педагоги-психологи в нашем ДОУ используют следующие методики:
1. Наблюдение;
2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. "Диагностика нервно-психического развития детей".
3. Е.А. Стребелева "Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет".
Работа по раннему выявлению детей с особыми образовательными потребностями в нашем детском саду строится в несколько этапов.
Слайд №4
Первый этап заключается в реализации наблюдения и диагностической работы с целью изучения периода адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития ребенка.
Педагоги-психологи нашего детского сада наблюдают за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечают особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития, личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности.
Воспитатели так же используют стандартизированные бланки (листы адаптации), чтобы иметь представления, на что обратить внимание при обследовании ребенка.
Слайд №5
На втором этапе проводится диагностическое обследование специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре), определяющее уровень актуального развития ребенка, его соответствие нормативным показателям развития для данного возраста. У нас в саду проходит мини ППк, через которое проходят все дети раннего возраста.
Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным параметрам. Также обязательно проводится консультирование родителей по результатам диагностики. Еще у нас в ДОУ приветствуется диагностика ребенка в присутствии мамы (законного представителя). Это позволяет наблюдать и детско-родительские взаимоотношения, дает возможность сразу проконсультировать, оказать помощь.
Слайд №6
На третьем этапе, на основании данных диагностического обследования ребенка и наблюдений специалистов выявляются дети, имеющие особенности в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в социальной адаптации. Родителям таких деток предлагается пройти ПМПК. Родители приходят на консультацию к специалистам, где подробно объясняется необходимость прохождения ПМПК, проговариваются все аргументы, почему это надо сделать, для чего, дается подробная инструкция куда обратиться, какие документы надо предоставить и т.д.
Слайд №7
Далее, родитель приносит копию заключения ПМПК к нам в ДОУ и специалисты и педагоги нашего детского сада разрабатывают АОП (адаптированная образовательная программа). В рамках сопровождения детей с особыми образовательными потребностями работа ведётся в тесном сотрудничестве со всеми специалистами нашего детского сада и родителями.
Слайд №8-13
Важным условием гармоничного развития ребенка является качество, полнота предметно-развивающей среды в соответствии с ближайшей и актуальной зоной развития, именно поэтому педагоги в нашем детском саду особое внимание уделяют созданию и обогащению предметно-развивающей среды, так как дети с дисгармоничным развитием особенно нуждаются в стимуляции сенсорных систем. Учитывая результаты диагностического обследования педагоги-психологи нашего ДОУ дают воспитателям рекомендации по обогащению предметно-развивающей среды, с учётом выявленных нарушений. Созданные педагогами условия способствуют повышению эмоционального комфорта в группе и стимулируют развитие личности ребенка.
Слайд №14
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Педагоги знакомят родителей с особенностями развития ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционной работы. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов.
С дошкольниками, имеющими трудности в освоении образовательной программы проводятся коррекционно-развивающие занятия.
С целью оптимизации детско-родительских отношений педагоги-психологи нашего детского сада проводят совместные мероприятия, тренинги родителей с детьми, на которых родители лучше узнают психологические особенности и эмоциональный мир своего ребенка, через наблюдение и совместную деятельность с ним.
Так же мною был организован детско-родительский клуб, целью которого является: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развития, социальной адаптации детей, посредством психолого – педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству, выбор единых подходов к воспитанию и обучению ребёнка.
В работе с родителями важно не только давать рекомендации по поводу развития и обучения ребенка, но также не упускать из виду эмоциональное состояние самих родителей. Беседы со специалистами детского сада – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
На этом этапе наша задача, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители понимая и принимая особенности дошкольника, легче находят контакт со своим ребенком.
Целенаправленная работа в тесном контакте педагогов-психологов, воспитателей, узких специалистов и родителей помогает нам на раннем этапе выявить дефицитарное развитие и проводить раннюю комплексную коррекцию отклонений в развитии ребенка, что позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорректировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество.
Так как успешность воспитания, обучения, социальной адаптации детей раннего возраста зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей познавательного и личностного развития. Именно система своевременной и ранней работы с младшими дошкольниками в нашем детском саду позволяет:
- устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции;
- определить оптимальный коррекционно-развивающий маршрут;
- обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.
А при необходимости обеспечить детям обучение по адаптированным программам, способствовать полноценной интеграции детей раннего возраста в группы компенсирующей направленности.
Так в этом году у нас в саду открыта группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата со II младшей.
Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной в нашем ДОУ. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и семьи в программы помощи уже на ранних этапах его жизни. Ранняя комплексная помощь детям от 1.5 до 3 лет признана эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
дети с нарушениями речи; слуха; зрения; ЗПР (задержкой психического развития); РАС (расстройства аутистического спектра); патологиями опорно-двигательного аппарата; комплексными нарушениями интеллекта и психических функций; гиперактивные дети; дошкольники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами в социальной адаптации; дети с сложным дефектом . Категории детей с ОВЗ поступающие к нам в ДОУ
Методики используемые педагогом-психологом: 1. Наблюдение; 2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. "Диагностика нервно-психического развития детей". 3. Е.А. Стребелева "Психолого-педагогическое изучение детей 2-3 лет".
Первый этап наблюдение; заполнение листов с целью изучения периода адаптации ребенка к детскому саду; оценка уровня развития ребенка.
Второй этап диагностическое обследование специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФК); консультирование родителей по результатам диагностики;
Третий этап на основании данных диагностического обследования ребенка и наблюдений специалистов выявляются дети, имеющие особенности в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в социальной адаптации ; родители приходят на консультацию к специалистам, где подробно объясняется необходимость прохождения ПМПК; прохождение ПМПК.
Четвертый этап разрабатывается АОП (адаптированная образовательная программа); коррекционно-развивающая работа; вовлечение родителей в образовательный процесс.
предметно-развивающая среда уголки уединения; бизиборды ; каврографы ; различные пособия, игры на развитие сенсорной сферы ребенка.
Формы работы с родителями детско-родительский клуб; посвящение в «Дошколята»; тематические родительские собрания, мероприятия, тренинги; групповые и индивидуальные консультации.
Такая система своевременной и ранней работы с младшими дошкольниками в нашем детском саду позволяет: устранить разрыв между моментом определения первичного отклонения и началом целенаправленной коррекции; определить оптимальный коррекционно-развивающий маршрут; обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, соответствующее его психофизическим особенностям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации
Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....

Презентация "Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)"
Содержание работы психолога ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ - организация работы, структура, примеры оформления документации...

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...
Программа по выявлению способностей у детей с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности №4 для детей с НОДА)
Пояснительная запискаОдаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Они и только они обеспечат модернизацию экон...

Опыт работы по реализации инновационного проекта «Создание системы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ, психолого-педагогической поддержки семей воспитанников «Навстречу друг другу»
Инновационный проект «Создание системы раннего выявления и сопровождения детей с ОВЗ, психолого-педагогической поддержки семей воспитанников «Навстречу друг другу» и результаты его...
