Говорите с ребенком, говорите все время
консультация по психологии
Ребенок, с которым и вокруг которого много разговаривали в первые три года его жизни, имеет больший словарный запас и более высокий IQ, а также лучше учится, чем его сверстники, не погруженные с самого рождения в среду родной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 220.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорите с ребенком, говорите всё время!
Ребенок, с которым и вокруг которого много разговаривали
в первые три года его жизни, имеет больший словарный запас и более высокий IQ, а также лучше учится, чем его сверстники, не погруженные с самого рождения в среду родной речи.
ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ВСЕ БОГАТСТВО РОДНОЙ РЕЧИ
Упрощайте объяснения и рассуждения, но не обедняйте саму речь. Не ограничивайтесь простейшим указанием: «Смотри, самолет!». Скажите: «Это гидросамолет. Видишь, у него две большие ноги? Они называются поплавками. Они держат гидросамолет на воде, и он может плавать». (Выслушав подобные объяснения, ваш ребенок вас поймет!)
ПОДБАДРИВАЙТЕ И ПОДДЕРЖИВАЙТЕ РЕБЕНКА
Ваши слова должны внушать ребенку уверенность в себе: «Глядика, ты уже можешь наливать воду! Пролилось немного? Ну, ничего! Не так-то просто попасть прямо в чашку. Сейчас мы все вытрем. Давай попробуем еще раз. Держи крепче, вытяни руку…»
!!!Такие слова воспитывают гораздо лучше, чем: «Пусть лучше папа нальет. Ты все прольешь».
Повторяйте или перефразируйте слова ребенка. «Мяч! Правильно, ты играешь в мяч».
Обеспечивайте позитивную обратную связь. ЧАЩЕ ГОВОРИТЕ «УМНИЦА», «ХОРОШО», чем «нельзя», «перестань», «плохо».
Замените директивы вежливыми рекомендациями. Пусть ребенок постоянно слышит от вас: «Пожалуйста, помоги мне…», «Ты не мог бы…?» и «Спасибо!».
ОБРАЩАЙТЕСЬ К РЕБЕНКУ НАПРЯМУЮ
Речь, при которой ребенок просто присутствует, не столь эффективно развивает его словарь и разговорные навыки. Это относится и к аудио- или видеозаписям беседующих людей.
Мозг сильнее всего активизируется при непосредственном общении, поэтому именно от наличия или отсутствия такого общения зависит освоение разговорного языка.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ РЕГУЛЯРНО
Развитие мозга стимулируется у тех детей, с которыми разговаривают часто. Здорово, если вам есть куда пойти с ребенком и с кем повидаться, ведь каждый такой поход и каждая встреча дарят неисчислимые возможности рассказывать обо всем, что вас окружает, и объяснять, как устроен мир.
НЕМНОГО О ВАЖНОМ!! Новорожденные и младенцы
Поначалу вы, возможно, будете чувствовать себя довольно глупо, без конца разговаривая с крошечным ребенком, не способным ответить вам. Но скоро это войдет в привычку.
Читайте вслух. Например, чтение газетной заметки позволит вам рассказать малышу о мире.
Сообщайте малышу обо всём, что собираетесь сделать. Малыш понимает больше, чем вам кажется, и гораздо спокойнее себя чувствует, когда ему объясняют, чего ожидать, а не ворочают молча, словно куклу. «Давай поменяем тебе подгузник. Этот насквозь мокрый. Поднимаем ножки… опускаем ножки». «Сейчас я надену на тебя шапочку, и мы пойдем гулять». «Сегодня к нам в гости придет бабушка».
Рассказывайте обо всём: чем занимаетесь, что видите, о чем думаете и что чувствуете. Почаще находите время вовлечь ребенка в общение зрительным контактом, улыбкой, щекоткой. Что именно вы при этом говорите, не столь важно.
Примеры
Занимаемся стиркой: «Вот здорово, два одинаковых носка. Смотри-ка, это же пара носков! Я сложу их вместе и сделаю сверху отворот – вот так, чтобы они не потерялись». «Какая симпатичная кофточка!» Набрасываете малышке на голову и сдергиваете: «Где наша девочка? Вот наша девочка!»
Гуляем: объясните, куда вы сегодня направляетесь, и рассказывайте обо всем, что видите по дороге.
Одеваемся: «Давай подумаем, какую маечку ты сегодня наденешь? Мне очень нравится вот эта. А ну-ка, натянем через голову!» «Просовываем левую ручку в рукав. Теперь правую ручку. Замечательно! Ну посмотри, какой ты красавец! Ну, разве не красавец?»
Готовим молочную смесь: «Наливаем… зачерпываем…высыпаем… перемешиваем… и взбалтываем, взбалтываем, взбалтываем».
Дети одного-двух лет
Примеры
Просто-напросто комментируйте все свершения ребенка: «Ты открыл ящик. Ты закрыл ящик. Открой еще раз. Закрой. Открой. Закрой. Умница, молодец! Ты выдвигаешь ящик. А теперь задвигаешь – видишь, он закрывается. Выдвинь. Задвинь. Ух ты, ручка! Нашел в ящике ручку? Смотри-ка, ты снял с ручки колпачок. Давай, я возьму…»
Рассказывайте обо всём, чем малыш заинтересовался: «Это папин шлем. Велосипедный шлем. Папа надевает его на голову. Ремешок застегивается под подбородком. В шлеме ему не страшно упасть с велосипеда».
Превращайте слова в предложения: «Колпачок. Это колпачок. Колпачок надевают сверху на ручку. Я закрыла ручку колпачком. Можешь сам закрыть ручку колпачком?»
!!!Когда малыш начнет разговаривать, подобное взаимодействие станет еще более увлекательным – и полным сюрпризов. Вы оглянуться не успеете, как ребенок уже будет все за вами повторять. Теперь можно учить его говорить.
2100 СЛОВ В ЧАС?
Насколько «много» нужно разговаривать с ребенком, чтобы он имел более обширный словарный запас, высокий интеллект и лучшие оценки в школе? По данным ученых, ваш малыш должен слышать 21 000 слов в день, или 2100 слов в час. Ошеломляющие цифры?
Но, как оказывается, чтобы сказать за час 2100 слов, не нужно стрекотать как пулемет. Это всего лишь 15 суммарных минут речи в час.
Кроме того, родители часто «выдают» обращенную к детям речь маленькими «порциями» в три-четыре слова: «Какая хорошенькая малышка!», «Кто это в зеркале? Ты?», «Ой, мама забыла ключи», «Где твои туфельки?». Эти коротенькие фразы тоже засчитываются.
Мы ведь не теорию относительности излагаем.
А СЛОВАРЬ РЕБЕНКА РАСТЕТ КАК НА ДРОЖЖАХ
Возраст, годы Среднее число понимаемых ребенком слов
1,5 100
3 1000
6 6000 (остается освоить еще всего-то 44000)
Учимся говорить
Дети младше полугода
Не столько «читайте», сколько изучайте вместе, что это такое – книга. Среди детских выбирайте книжки с твердыми картонными страницами – пусть малыш грызет уголки, сколько хочет. Можете читать вслух и журнал или роман – любой текст, который читаете сами (или начали читать до рождения малыша). Ребенок будет привыкать к звукам родной речи.
Дети 6–12 месяцев
Рассказывайте о картинках в книжке. Предлагайте ребенку показывать детали иллюстраций: «Покажи, где желтый цветок». Пусть сам переворачивает страницы и ощупывает фактуру поверхности. В этом возрасте дети почти не интересуются сюжетом как таковым, так что дочитывать историю до конца совершенно не обязательно.
Дети одного – полутора лет
Увлекайте ребенка выразительным чтением: меняйте голоса, преувеличенно передавайте эмоции, жестикулируйте. Если в книжке жужжит пчела, пожужжите тоже, и пусть «пчела» поцелует вашего маленького слушателя. Персонаж шагает медленно или бежит со всех ног? «Пошагайте» или «побегайте» пальцами по животику малыша.
Читайте вместе каждый день, хотя бы по пять-десять минут.
Дети полутора – трех лет
Научите ребенка искусству повествования. Всякий раз, читая знакомую книжку, все меньше читайте сами и побуждайте ребенка больше говорить. Показывайте детали иллюстраций, называйте предметы, задавайте наводящие вопросы.
Побуждайте ребенка говорить по ходу чтения: «Кто это?» (указывая на птичку).
Откликайтесь на слова ребенка (ребенок отвечает: «Птичка»): «Правильно!»
Расширяйте ответ ребенка, перефразируя его или дополняя: «Это черный дрозд».
Стимулируйте отклик ребенка на ваше дополнение: «Повтори за мной: “черный дрозд”, можешь?»
Читайте буквари и детские стихи. Так ребенок узнает, как произносятся буквы и слоги.
Озвучивайте слова по слогам. Вы научите ребенка соединять буквы и звуки, которые ими обозначаются. Понимая, как устроено слово, ребенок впоследствии легче освоит навык письма.
Дети четырех – пяти лет
Пусть ребенок читает вслух. Активно реагируйте и помогайте ребенку по ходу чтения. Он станет значительно лучше узнавать слова, бегло читать и понимать прочитанное, независимо от того, насколько хорошо уже умеет читать и сколько ему лет.
Приводите параллели между прочитанным и реальной жизнью. «Помнишь, мы вчера тоже видели лодку?», «А ты когда-нибудь так сильно огорчался?».
Задавайте вопросы о прочитанном. Перечитывайте фрагменты, которые ребенок не понял. Дочитав историю (или перед повторным ее чтением), задайте ребенку вопросы по сюжету: «Франклин хотел, чтобы его домашним питомцем была собака? А что ответили его родители?» Пусть и ребенок придумает вопросы. По данным исследований, обсуждение по ходу чтения важнее чтения как такового.
Подготовила:
Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №250»
Котова Анна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.
Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»
Уважаемые родители! Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит
Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...
Консультация для родителей «Время говорить и время молчать»
Сказка для детей, которые перебивают родителей...

Говорите ребенку, говорите с ребенком
Цель: Показать родителям роль полноценного общения с ребёнком для его развития....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?
Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...




