Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе.
консультация по психологии

Kotova Anna Aleksandrovna

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе.

Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах. Давайте разберемся, что такое неуверенность ребенка в своих способностях, и почему она формируется в детском возрасте?

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Психологи считают, что не существует такого врожденного набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Все происходит с точностью до наоборот – сначала человек учится сомневаться в себе, а уже это формирует тот тип поведения, который нам всем так хорошо знаком – тип «неудачного человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_preodolet_neuverennost_v_sebe.docx688.18 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку

преодолеть неуверенность в себе.

Консультация педагога-психолога родителям

Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах. Давайте разберемся, что такое неуверенность ребенка в своих способностях, и почему она формируется в детском возрасте?C:\Users\ASUS\Downloads\instruktsiya-chto-delat-966422 (1).png

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Психологи считают, что не существует такого врожденного набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Все происходит с точностью до наоборот – сначала человек учится сомневаться в себе, а уже это формирует тот тип поведения, который нам всем так хорошо знаком – тип «неудачного человека».

Давайте проследим причины возникновения у ребенка чувства неуверенности в своих силах:https://sun9-29.userapi.com/impg/aWi1KrzE-2x1Xp2SxZR24IAWV90UWswOjSe9OA/ZPv056f5UzY.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=ec94e94f8bda526873eafd2bd1f4ac78&type=album

1. Родительская неуверенность

Как робкие родители реагируют на любую жизненную ситуацию? – Они обычно говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше».

То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребенка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: “Вот видишь, не надо было пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…”. Вот и первый урок жизни – другие лучше, умнее меня. Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребенку – лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передается детям, которые воспроизводят их низкую самооценку. А она, в свою очередь, уже продуцирует неудачу – возникает порочный круг. Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

2. Психологические особенности черт личности родителей. 

Родители вполне благополучны и уверены в себе, однако всякий раз, когда ребенок оказывается на грани какого-то испытания, они точно так же, как в вышеописанной схеме, стараются удержать его от действия или даже обесценить уже достигнутый им успех.https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B5-%D0%B8-58372088.jpg

Здесь уже случай посложнее и, возможно, речь идет о глубинных, спрятанных от чужих глаз особенностях личности родителей. Эти «внутренние слои «Я» у внешне успешного человека могут быть особо ранимыми и болезненными. Но пока речь идет о собственной деятельности, человек умеет, пусть с трудом, преодолевать свои страхи. Когда же речь заходит о ребенке – сверхценном втором «Я» родителей, страхи прорываются, и родители делают все, чтобы удержать его от дальнейших действий. Если ребенок уже что-то сделал и сделал успешно – взрослые, интуитивно предвидя опасность последующих действий, стараются представить явный его успех как неудачу, чтобы в следующий раз неповадно было пробовать. Все это делается неосознанно, причина скрывается от самих себя, но результат все тот же – робкий ребенок.

Возможна и другая причина такого поведения взрослых – боязнь потерять власть. Эта ситуация представляется особенно жестокой. Итак, власть и подчинение. В нашей отечественной психологии эта тема непопулярна. Однако в реальной жизни, к сожалению, этот мотив встречается весьма часто.

3. Проблемы ребенка в проявлении собственной инициативы.https://i.pinimg.com/originals/ef/f8/39/eff839be708c188257c070ef7d526ef8.jpg

Считается, что инициативность у ребенка развивается в дошкольном возрасте и это качество в наибольшей мере проявляет себя в игре. Игра – это та сфера, где и ребенок, и взрослый свободны: человек может неподконтрольно представлять в воображении или строить в игровом действии любые ситуации. Сами рамки игры делают эти действия и ситуации неопасными, история развития общества создала игру, кажется, именно для того, чтобы человек мог пробовать себя, не опасаясь за последствия. Там, где можно действовать свободно, и рождается инициативность. Но на противоположном полюсе этой свободы – чувство вины. Если смотреть на проблему робости с точки зрения альтернативы “инициативность – чувство вины”, становится ясно, что смелость и решительность – это продолжение инициативы, а робость и неуверенность в себе – отказ от инициативы, от действия, чтобы затем избежать чувства вины.

Ребенок примерно с трех лет начинает осознавать связь между своим действием и его последствиями. Поэтому с этого возраста можно говорить о какой-то минимальной ответственности. Какие-то действия ребенка, конечно, приводят к нежелательным последствиям и требуют обсуждения, возможно, даже осуждения. Но мерой этого осуждения должны быть объективные характеристики ситуации, а не родительское «нравится – не нравится».

В возрасте игры (от 3 до 7 лет) ребенок особенно чувствителен к порицанию или одобрению. Именно с 3-х лет начинается активное освобождение ребенка от родительской опеки. 

Можно смотреть на это, радуясь, а можно – все более настораживаясь: «Если так дальше пойдет, что же мне останется?» И если в этом возрасте, наблюдая за играми своего ребенка, за все большей его свободой, отец или мать именно так трактуют для себя эту свободу – прогноз очень тяжелый. Скорее всего, такому ребенку суждено всю жизнь мучиться угрызениями совести, переживать, что его действие кого-то обидело, кому-то принесло вред.

Если в возрасте игры ребенка часто осуждали или наказывали за инициативу – скорее всего, чувство, или комплекс, вины останется у него навсегда. И не следует успокаивать себя тем, что вина – основа совести. Это не так. Совесть – инструмент анализа своего поведения, вина – тупик для действия.

И если, взрослея, ребенок научится хотя бы частично преодолевать собственную робость, то позже, когда родители начнут стареть, этот, всегда виноватый, взрослый будет действовать в угоду их страху потерять власть над своим ребенком, принося в жертву свою карьеру, семью, будущее.

Видеть, как ребенок отрывается от тебя, боязнь потерять его для себя – непростое испытание для родителей. Но пережить его с достоинством, веря, что истинные отношения никогда не разрушатся, – прямая родительская обязанность.

4. Проблемы ребенка в формировании собственной самооценки.

Самооценка – качество уникальное. И на ее успешное формирование в детском возрасте оказывают влияние многочисленные факторы: сверстники, педагоги, ситуации удач и поражений. К примеру, когда ребенок идет в школу, он попадает во власть новых людей, менее озабоченных его будущим, нежели родители. К сожалению, моральный ущерб, который может нанести один сверстник, сложно исправить потом даже самым опытным психологам. Для того, чтобы этого не произошло, ребенка нужно с самого раннего детства обучать грамотным стратегиям поведения.C:\Users\ASUS\Downloads\072de0591c8f8fec0030288d532a23c2.png

 

Рекомендации по формированию у ребенка навыков уверенности в себе.

1. Старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя » завтрашнего». Вы можете сказать своему ребенку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то можешь принести лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2. Примите своего ребенка таким, какой он есть.https://du15.polotskroo.by/files/00948/obj/140/17513/img/FyS07eThP2o.jpg

Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своем малыше эти качества, родители не замечают, или не ценят других, какими ребенок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой – научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в школьной олимпиаде, соревновании – ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3. Учите ребенка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов.

Если вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое отношение к своим перспективам. В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о своем ребенке плохо!!!

Ни в коем случае не называйте ребенка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребенка. Если не вы, тогда кто?

5. Позвольте вашему ребенку, хотя бы иногда, спорить с вами.

Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если у вас получилось, то позвольте ребенку, хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Данным образом вы учите ребенка формировать собственное мнение, а, следовательно, уверенное поведение в себе.

https://img.7ya.ru/pub/img/25511/15.jpg

Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №250» Котова Анна Александровна

Источник: МБУ ДО ГППЦ «Потенциал», ссылка:   http://www.potencial22.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис 3-х лет?"

Практические советы для родителей по взаимодействию с ребенком, находящимся в состоянии кризиса трех лет...

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость...

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы...

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Помогайте ребенку справляться с тревогой....

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе

Неувенность в себе причины пути решения...

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе?...

"Почему при поступлении в школу ребенок стал неуверенным в себе?"

На самом деле вопрос содержит уже часть ответа. Новый учитель, новый круг общения, одноклассники, можно сказать вот одна из причин такого изменения в ребёнке, но это ещё не полный список.При поступлен...