Тренинг для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями"
план-конспект занятия по психологии

Конспект для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Тренинг

«Эффективное взаимодействие воспитателя с родителями»

Подготовили:

педагог-психолог Щербакова И.В.

педагог-психолог Механикова В.В.

Пгт Пряжа 2023

Цель: развитие коммуникативное компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. повышать коммуникативную компетентность педагогов;
  2. способствовать в преодолении трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения;
  3. выявить причины возможных или коммуникативных проблем;
  4. поддерживать интерес воспитателей к дальнейшему изучению данной темы.

Ход тренинга

Психолог 1: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы проведем с вами тренинг на тему: «Эффективное взаимодействие педагога с родителями». Но для начала, давайте поприветствуем, друг друга, настроимся на работу.

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Психолог 2: Сейчас мы предлагаем Вам пройти тест. Тест «30 пословиц»

Инструкция:

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий так, что

не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5. Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценки ставятся напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже.

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Психолог, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим

участникам.

Бланк теста «30 пословиц»

«черепашка»

«акула»

«медвежонок»

«лиса»

«сова»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его

делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты —мне, я —тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь

пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит —ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает —тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит —друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт —избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения. Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной

ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации

он может изменить вам.

2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их

не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный

руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может

добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести

коллектив из сложной ситуации.

3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые

углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы

каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них

наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть

компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся

активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми

«лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не

обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему

их не ценят окружающие.

5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого

типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут

пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.

Психолог 1:

Каждый из вас узнал свой стиль поведения в конфликтной ситуации. Сейчас немного теории о том, как вести себя и как выстраивать доброжелательные отношения с родителями.

Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. И этот Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое.

- Как так?

— Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Мораль притчи такова — все мы разные: у каждого из нас свои взгляды,

привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать.

На сегодняшний день общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции. Во время общения они могут быть и положительные, и отрицательные. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов, то есть происходят барьеры в общении. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в общении «педагог-родитель»? (ответы педагогов). Конечно же, ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Трудностей в организации общения с родителями много:

  • это и непонимание родителями важности режима детского сада, и

постоянное его нарушение;

  • отсутствие единства требований в семье и детском саду.
  • Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с

родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного

характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Чтобы его выстроить - важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Психолог 2: Принципы взаимодействия с родителями.

Далее я предлагаю поговорить о тех принципах в работе педагогов, которые помогают установить позитивные отношения с родителями воспитанников:

 Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

 Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

 Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание, или другое какое - либо мероприятие могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

 Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Психолог 1: При планировании формы взаимодействия с родителями необходимо помнить:

Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает.

«Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

1. Улыбка,

2. Имя собеседника,

3. Комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребенка). Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о проблемных сторонах ребенка и завершаем наш разговор снова чем - то хорошим.

Психолог 2: Упражнение «Шушаника Минична»

Воспитатель: сейчас в упражнении «Шушаника Минична» мы попробуем отработать одну из техник запоминания имен.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Психолог начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это психолог должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Глориоза Провна». Затем «Глориоза Провна» обращается к следующему соседу: «Меня зовут Глориоза Провна», Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот называет свое имя. Глориоза Провна делает ему комплимент. И т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника (т. е. каждый участник должен сам представится – прочитать свое имя и повторить имя собеседника).

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1. Одновременно с улыбкой, необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь, благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры "увеличивающие", в нашем восприятии, расстояние в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сама такая же», «У меня тоже самое». Как можно реже употреблять местоимение «Вы» : «Вы сделайте то - то!», «Вы должны это». Чаще говорить: «Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели, знали». Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного взаимодействия с родителями.

Психолог 1: Вы наверное немного устали от теории, поэтому предлагаю релаксационную пятиминутку «Австралийский дождь»

Участники встаньте в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Психолог 2: Упражнение «Тренировка интонации»

Психолог раздает участникам по 2 карточки с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести. Участники по очереди выполняют упражнение в парах. А мы с коллегами попробуем догадаться, с какой интонацией вы произнесли фразу.

Обсуждение:

- какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?

-какие варианты фраз дались легче, какие вызвали затруднение.

Психолог 1 и психолог 2: Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна.

Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

  1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
  2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  3. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
  4. «Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов).
  5. Петя очень стеснительный мальчик, но его родители обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Психолог 1: - Мы надеемся, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это поможет вам достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

А теперь 1-3 словами ваши пожелания, впечатления о мероприятии.

Приложение

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (требовательно)

Произнести фразу:

Мне бы хотелось подробнее обсудить с Вами данный вопрос!

(со злостью)

Произнести фразу:

Сегодня Ваш сын обидел Машу

(со злостью)

Произнести фразу:

Не устану Вам повторять, не приносить конфеты в сад.

(С упреком)

Произнести фразу:

Сегодня Ваш сын обидел Машу

(С упреком)

Будьте добры, не опаздывайте на занятия.

(со злостью)

Будьте добры, не опаздывайте на занятия. (С упреком)

Будьте добры, не опаздывайте на занятия. (С упреком)


Карточки к упражнению «Шушаника Минична»

Глориоза Провна

Геновефа Иркнеевна

Вильгельмина Авелевна

Вивиана Ионична

Феосения Патрикиевна

Савватия Стратониковна

Беата Нифонтовна

Вожена Гедеоновна

Антигона Маевна

Домитилла Ювенальевна

Синклитикия Рубеновна

Препедигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Апфия Мартирьевна

Вевея Вуколовна

Нунехия Амфилохьевна

Голиндуха Хрисанфовна

Геласия Доримедонтовна

Аста Радиевна

Агафоклия Наркисовна

Иовилла Иеронимовна

Рипсимия Флегонтовна

Кетевань Варнавична

Велимира Афинодоровна

Ксафиппа Викулична

Мамелфа Корнельевна

Фессалоникия Якубовна

Эннафа Варсонофьевна

Венцеслава Витовирвна

Маркеллина Ермилична

Шушаника Минична





Список литературы:

  1. #1057;еминар-практикум-для-педагогов-Взаимодействие-педагога-с-родителями-в-условиях-ДОУ.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1

на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".

В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «взаимодействие с семьёй дл...