Консультация для родителей "Кто такой гиперактивный ребенок?"
консультация по психологии
Консультация посвящена проблеме гиперактивности у детей, её распознаванию и способам помощи. Развенчиваются мифы о ранней диагностике СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), предлагается мини-тест для самодиагностики и даются рекомендации родителям как гиперактивных детей, так и просто активных малышей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто такой «гиперактивный ребенок»?
Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» — этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Нередко родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» в этом воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле подразумевается под гиперактивностью? Как ее распознать и как помочь своему малышу?
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения. И функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Есть у этой проблемы и второе название — синдром, дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит этот диагноз ребенку до 5-6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в 1,5-2 года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет,* вы видите, что он не может заниматься одним, видом деятельности больше времени, положенного? по возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид, деятельности, например, рисование), тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, у него легко или резко меняется настроение — начните с визит к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам, возможно, назначит терапию.
А теперь о том, с чем идут к психологу:
• с малышами до 4 лет;
- с тем, что ребенок не сидит на месте;
- не хочет играть один;
- проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол; •
- плохо спит, часто просыпается;
- слишком активен, в понимании мамы.
Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам минитест, ответами на который будут «да» или «нет»:
- Вашему ребенку меньше 5 лет?
- Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5—10 минут (например, играть, рисовать или смотреть мультик)?
- Ваш ребенок спит более 3 часов; подряд во время ночного сна?
- Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?
- Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом на стуле или на руках?
Если хотя бы 4 из 5 ответов «Да» — у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ. Разобрались? Что же делать, если вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего начать коррекцию с посещения невролога. Терапия, которую врач проведет, поможет ребенку уравновесить нервную систему и взять ее под контроль.
Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уйдут тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания:
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
А теперь советы тем мамам, у чьих детей на самом деле нет этой проблемы:
- Позвольте ставить диагнозы врачам.
- Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо.
- Посмотрите на себя со стороны буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойно, тихо, сидя в кресле проводите свое время? Вам нравится часами заниматься
одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ваш ребенок?
- Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.
- Уменьшайте количество запретов. Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами.
- Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результата, предупреждайте его 3-4. раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет ребенку подсознательно принять и услышать ваше требование.
- Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их на мелкие части.
- Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!
- Думайте о самооценке ребенка! Прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду о том, какой вред это может нанести ему в будущем!
- Несмотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы. Но заранее продумайте, как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее — рамки, выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.
- Давайте обратную связь. Ребенку это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит, особенно!
- Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой активный с раннего детства. Размеренный и предсказуемый цикл жизни очень помогает такому малышу.
- Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки-диалоги! Они очень хорошо помогают разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша.
Удачи вам и терпения!
Консультация подготовлена по материалам психолога, кандидата псих. наук Суриковой Ларисы, «Ребенок от 3 до 7 лет. Интенсивное воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"
Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка? Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск. Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...
Консультация для родителей "Что такое гиперактивность"
Консультация рассматривает основные причины гиперактивности, как она проявляется в поведении детей, какие основные ошибки делают родители в воспитании такого ребенка и к чему это приводит, даются подр...

консультация для воспитателей "Что такое гиперактивный ребенок?"
очень часто в группы детсого сада приходят дети "гиперактивные", и воспитатель не знает как себя вести с данным ребенком. В консультации рассказывается о гиперактивности, и о том как помочь ребенку с ...

консультация для родителей "Что такое гиперактивность?"
Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.Гиперактивн...
Консультация для родителей "Что такое гиперактивность?
"Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русс...

Консультация для родителей «Что такое гиперактивность?»
Многим родителям знаком такой термин как гиперактивность. Чрезмерная активность и неусидчивость крохи способна свести с ума любого, что уж говорить о родителях, к...

"Что такое гиперактивность?" Консультация для родителей
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходо...
